Как креативная бюрократия изменит городскую жизнь

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Креативная бюрократия — новый подход к развитию городской экономики и сообществ. Этот подход дает шанс успешному диалогу жителей с чиновниками и появлению проектов, которые действительно необходимы горожанам

Об эксперте: Елена Зеленцова — автор книги «Творческие индустрии: теории и практики» и основатель агентства «Творческие индустрии». Заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева Школы дизайна (ИОН) РАНХиГС, заместитель директора Центра креативных индустрий РАНХиГС.

Креативная бюрократия — это новый тип городского управления, направленный на поиск нестандартных и современных менеджерских решений и вовлечение городских сообществ в процессы изменений.

Креативная бюрократия охватывает разные направления городской жизни — экономику, культуру, развитие городской среды, городское планирование и непосредственно городское управление. Креативная бюрократия — это также новый способ городской коммуникации, своего рода социальная сеть, где на равных происходит общение между разными людьми и группами, заинтересованными в решении проблем или поиске решений: благоустройстве двора, ремонта зданий и дорог, развития инфраструктуры.

В России понятие креативной бюрократии только зарождается, и она чаще упоминается в контексте урбанистики, нежели городского управления. Но принципы креативной бюрократии выходят за пределы классического представления об урбанистике, чтобы стать основой для новых взаимоотношений городских жителей и властей.

Кто придумал креативную бюрократию

Понятие «креативная бюрократия» популяризирует визионер и специалист по развитию городов Чарльз Лендри. Он ввел этот термин в книге «Креативный город», а в статье «The Creative Bureacracy: What, why and how» Лендри сформулировал основные тезисы, характеризующие особенности этого подхода к развитию городов, сообществ и бизнесов.

  • Изменение городского ландшафта, появление новых общественных и культурных течений и запросов (например, BLM, актуального для западного контекста, но имеющего отношение к глобальным изменениям).
  • Важность новых подходов по отношению к привычным системам и структурам. Например, цифровизация части городских услуг — чтобы можно было взаимодействовать с городскими службами через экран смартфона.
  • Главная функция городского управленца — помогать формулировать потребности и желания горожан, а не осуществлять линейное управление по заданному алгоритму.
  • Сегодняшние города — это экосистемы, в которых важные обновления могут исходить не только от граждан или бизнеса, но и от бюрократической системы, которая должна уметь производить новое.
  • Управленцы, как правило, владеют более широким контекстом и видят масштаб задач. Чтобы эти качества заработали в полную силу, Лендри советует пробуждать в управленцах творческую энергию, вовлекать их в поиск нестандартных решений.
  • Нужно держать фокус на будущее развитие. Например, Финляндия — единственная в мире страна, где есть специальные комитеты, которые проектируют будущие государственные проекты и социальные сервисы.
  • Инновации в общественной сфере — это тоже креативный капитал.
  • Новый тип городской бюрократии — это инновационная экосистема.
  • Развитие креативной бюрократии — это создание, развитие и изменение сообществ.

У России, как водится, свой особый путь, поэтому на развитие креативной бюрократии влияют сложившиеся системы ценностей, отношений, экономики и коммуникаций. Ясно одно: вертикальная шкала коммуникации от чиновника к жителю не способна обеспечить ни диалога, ни качественного развития города.

Вертикальное движение

Постиндустриальная экономика и постиндустриальное общество задают растущую скорость изменений. Сектор креативных индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля в мировом ВВП составляет 6,6%, в развитых странах она достигает 8–12% при среднегодовом росте в 15%), что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики.

По данным АСИ, вклад креативных индустрий в экономику России составляет около 3% ВВП, по данным НИУ ВШЭ — 2,4% ВВП. Оборот креативных индустрий в течение последних лет ежегодно растет: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10%.

Нестандартный подход к решению проблем подразумевает появление системы горизонтальных связей. Например, технологии краудфандинга, когда проект финансируется за счет небольшого вклада большого числа людей. Или краудсорсинг, когда компании привлекают пользователей для решения проблем. Особенно это заметно в ИТ-индустрии.

Круг замыкается

Общественные процессы — одна из сфер, где вопрос об изменениях стоит наиболее остро. Многие конфликты не поддаются решению через стандартные и привычные схемы городского управления. Растет число граждан, не готовых довольствоваться ролью пассивных наблюдателей и даже получателей благ. Горожане хотят участвовать, делать, зарабатывать, придумывать и организовывать наравне с чиновниками городской администрации.

Почему так происходит? Немалую роль в изменениях сыграли новые типы экономических взаимоотношений, технологические и бизнес-инновации. В условиях, когда вес творческих (креативных) индустрий в ВРП неуклонно растет, когда наиболее успешны территории, производящие и внедряющие инновации, привлекающие самых талантливых, энергичных и образованных, неудивительно, что именно креативный подход к необходимой для функционирования города бюрократии стал наиболее актуальным.

Манифестом такого подхода стала книга Ричарда Флориды «Креативный класс», вышедшая еще в 2002 году. Сегодня необходимость привлечения и удержания энергичных, образованных и талантливых уже лежит в основе целеполагания любой городской стратегии. Города, в свою очередь, стали самой востребованной площадкой для внедрения инноваций. Круг замкнулся. От жестко сформированной системы, где определенные функции распределялись по определенным ячейкам (социальная, культурная, транспортная, градостроительная и так далее) город постепенно превращается в гибкий организм, где движение и изменения взаимоувязаны с комфортом и уровнем удовлетворенности горожан. Так, London Plan 2021 — план развития Большого Лондона — опирается на стратегии, разработанные при участии жителей районов с учетом их специфики и ожиданий местных сообществ.

Как научиться вовлекать

Если креативная бюрократия — это система эффективных коммуникаций и пространство диалога, то какие функции должны быть у «нового» чиновника? Его миссия — управлять потоками запросов, искать быстрые варианты решений проблем. Для этого городскому чиновнику нужно превратиться в продюсера, объединяющего знания и экспертизу городской власти, активных горожан и локального бизнеса.

Современный горожанин — это просьюмер, а не пассивный потребитель. Он не просто пользуются городскими сервисами, а участвует на равных в их формировании. Горожане привыкли быть услышанными: современные сервисные мобильные приложения дают поддержку 24 на 7, идут навстречу пользователю и улучшают продукт на основе обратной связи. Пандемия коронавируса и скачок развития доставки, а ранее банковские приложения сделали быструю обратную связь нормой для рынка услуг. Цифровизация — один из драйверов креативной бюрократии.

В этом отношении отечественные практики продвинулись далеко вперед многих зарубежных проектов. Портал государственных услуг, «Активный гражданин», электронный школьный дневник и электронная медкарта, московский паркинг — тому примеры.

Но городу важно развивать не только сервисную составляющую, но и оказывать поддержку местным предпринимателям. И вовлекать в процессы неравнодушных горожан не на волонтерской основе, а за вознаграждение. Внедрение бизнес-инноваций активных жителей — актуальная и важная функция городской власти. Такой подход дает результат: принципы креативной бюрократии оказались востребованы в программах развития креативных индустрий на окраинах Лондона для создания рабочих мест и формирования локальной идентичности, в воплощении в жизнь проектов «15 минутный город».

Районнале, меняющий город

В России отдельные принципы креативной бюрократии пока что чаще всего применяют в урбанистике. Например, соучаствующее проектирование — наиболее очевидный пример креативной бюрократии. Практики соучаствующего проектирования реализуются во всех 85 регионах России.

С 2018 по 2021 год более 1700 проектов, выполненных с применением технологий соучаствующего проектирования, подавали заявки на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. В Москве подходы соучаствующего проектирования только начинают внедряться, но уже в 2021 года планируется реализация 20 проектов благоустройства общественных и дворовых пространств с применением этой технологии.

Еще один пример креативной бюрократии — поддержка проектов инициативных горожан. В 2018 году в Москве состоялась первая районнале — новый формат городского фестиваля, который объединяет жителей района, приглашает их к совместному творчеству и общению. В 2020 году они прошли в Первоуральске, Ижевске и Элисте. Авторами районнале стали сами городские активисты и жители, которые придумывали темы, семинары и мастер-классы, а небольшая команда организаторов помогала проводить события. В Москве было важно создать безопасное пространство для знакомства и общения соседей, в Первоуральске велась работа с оживлением городской среды с помощью искусства, которое создавали подростки, а в Ижевске в фокусе внимания был микрорайон и новые сценарии жизни в нём. Элистинская районнале стала активатором нового места притяжения — «Дачи Городовикова». Заброшенная территория с постройками и уникальным дендрарием когда-то была популярным местом работы и встреч ученых, поэтов и политиков. Благодаря районнале городские активисты привлекли внимание к «Даче Городовикова». По итогам фестиваля был начат процесс благоустройства территории — городские власти рассчитывают восстановить пространство и создать там творческий кластер, который готовы обустроить и «заселить» представители творческих индустрий. К такому же типу активностей относится и «Том Сойер Фест», направленный на сохранение исторических объектов с участием локальных сообществ.

Фактически — это зарождение новой формата диалога власти и общества, который позволяет жителям поверить в силу собственных идей. Поддержка инициатив жителей — это и новая форма организационной культуры для городских чиновников.Такие инициативы, к сожалению, пока не рассматриваются властью как управленческие инновации, способные решить градостроительные и экономические проблемы, но мировой опыт показывает, что это всего лишь вопрос времени.

Потенциал и привлекательность креативной бюрократии для горожан в том, что она демократична и создает новую реальность со смартфоном в руке и прямым эфиром в Инстаграме. Для поколения Y и Z, которые наиболее активно формируют запрос на улучшение жизни в городе, это повседневная реальность. Именно такой реальностью креативная бюрократия скоро станет и для российских чиновников.

Обновлено 25.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть