Гендерный союз: как женщины помогают друг другу в инвестициях и бизнесе

Фото: Scott Heins / Getty Images
Фото: Scott Heins / Getty Images
По статистике, женщинам сложнее получить повышение зарплаты, новую должность или привлечь инвестиции. Разбираемся в том, как по всему миру они объединяются, чтобы изменить ситуацию

Об эксперте: Мария Лапук, основательница Vinci Agency.

Гендерный разрыв

В 2020 году Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума выпустил исследование, посвященное ситуации с гендерным неравенством в России. По подсчетам аналитиков, женщины слабее вовлечены в экономику: их уровень занятости оказался на 12% меньше, чем у мужчин. (для сравнения: в США этот разрыв сейчас составляет 10,9%, в Великобритании — 8,8%). Ссылаясь на данные Минэкономразвития, авторы замечают, что из-за этой разницы российский ВВП теряет ₽14 трлн в год — иначе говоря, гендерный разрыв вредит не только самим женщинам, но и национальной экономике в целом.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Зачем экономике феминизм: плюс $12 трлн к ВВП и другие цифры

Другая глобальная проблема, с которой сталкиваются женщины во всем мире — разрыв в оплате труда. В среднем зарплата женщин на 20% ниже, чем у мужчин с той же квалификацией. В России этот показатель еще больше — 28%. И это при том, что доля высококвалифицированных женщин в экономике в полтора раза превышает долю мужчин с релевантным образованием.

Наконец, женщины намного реже пробуют себя в бизнесе — даже в развитых странах. Так, около 80% стартапов в мире созданы исключительно мужчинами, а в нашей стране только 17% молодых проектов могут похвастаться, что среди их основателей есть хотя бы одна женщина.

Карьера или семья

Во многом гендерные перекосы обусловлены шаблонными моделями поведения: традиционно именно на плечи женщины ложатся декреты, отпуска по уходу за детьми и пожилыми родственниками — а все это способно надолго «выбить» человека из профессиональной жизни. Свою роль играют и стереотипы о роли женщины: по данными НАФИ, 71% россиян уверены, что главная цель женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой, а треть опрошенных считают, что совмещать семью с карьерой невозможно.

Эти стереотипные представления приводят к реальным сложностям: как отмечают многие россияне, мужчинам проще продвигаться по карьерной лестнице, а эффективность женщины на руководящей позиции нередко ставится под сомнение. Что касается бизнеса, женщины часто сталкиваются со сложностями при попытке поднять капитал: за последние пять лет только 14% проектов, запущенных женщинами, привлекали инвестиции в России. В «мужском» бизнесе это удается 25% стартапов. Средний размер вложений в женские компании тоже заметно ниже: $0,9 млн против $2,6 млн.

Проблемы с поиском финансирования среди предпринимательниц, в числе прочего, вызваны преимущественно «мужским» составом инвестиционного сообщества: в России доля мужчин-инвесторов превышает долю женщин более чем в два раза. Такой же разрыв наблюдается и на венчурном рынке: по данным All Rise, в 2019 году в руководящем составе 65% фондов не было ни одной женщины. Кроме того, женщины в венчуре намного реже получают должность генерального партнера — а значит, имеют мало рычагов влияния на решения фонда.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Как отличаются зарплаты мужчин и женщин и что с этим делать

Помощь от «своих»

Борьба за равные права мужчин и женщин в части лоббирования законов и создания новых гибких возможностей для работы дает свои плоды. Но это достаточно долгий путь — в то время как многие женщины нуждаются в поддержке уже сейчас. Это приводит к появлению различных организаций, созданных женщинами для женщин — образовательных и просветительских структур, венчурных фондов, коммуникационных площадок и других. Некоторые из них уходят корнями во вторую половину прошлого века — такие как American Business Women’s Association, которая появилась на свет в 1949 году, National Association for Women Business Owners (1975) и Women in Technology International (WITI, 1989). Сейчас они ведут обширную образовательную и просветительскую деятельность — оказывают менторскую поддержку предпринимательницам, помогают им найти партнеров и инвесторов для развития компании, проводят образовательные конференции и вебинары.

Активность в создании подобных «женских» деловых инициатив особенно сильно возросла в последние пять лет, с обострением борьбы женщин за свое место в профессиональном сообществе. Среди таких «новых» организаций — международное движение Yes She Can, которое помогает участницам развивать свой бизнес, повышать профессиональные компетенции и продвигаться по карьерной лестнице. Еще один интересный пример — организация All Raise, которая ставит своей целью избавление от гендерного неравенства в инвестиционной среде и рост доли женщин-руководителей в венчурных компаниях.

Социальная экономика Глава Cartier Women’s Initiative — о роли женщин в современном бизнесе

Подобные организации могут поддерживать женский бизнес и через своих партнеров: так, отечественный комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России» предлагает женщинам финансовые инструменты от банков, с которыми он сотрудничает — в том числе кредиты по специальной ставке.

Женские деньги

Чтобы решить одну из ключевых проблем «женского» бизнеса — привлечение капитала — женщины начали создавать инвестиционные фонды и фирмы, финансирующие проекты с женщинами-основателями или фаундерами из числа других недопредставленных групп. Среди самых известных таких организаций — венчурный фонд XFactor Ventures, BBG Ventures, Female Founder Fund, Backstage Capital, Astia, Rethink Impact и другие. Некоторые из них фокусируются на определенной стадии развития или специализации бизнеса, другие рассматривают стартапы любой направленности и возраста. Так, фонд корпорации Intel работает только с инновационными проектами, связанными с высокими технологиями — искусственный интеллект, 5G, облачные ресурсы и так далее. А у XFactor Ventures всего два критерия для подачи заявки — минимум одна женщина-основатель в команде и емкость рынка $1 млрд.

Другой способ, к которому обращаются предпринимательницы в борьбе за доступ к венчурному капиталу — создание организаций, сфокусированных на том, чтобы «свести» инвесторов и стартапы. Одно из крупнейших таких сообществ, Woman in VC, помогает женщинам найти соинвесторов, новые интересные проекты, расширить круг деловых знакомств и лучше познакомиться с рынком.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Как стать венчурным инвестором: пять шагов для начинающих

Поверить в свои силы

Подводя итоги своего исследования гендерного неравенства в России, аналитики НАФИ в числе мер по улучшению ситуации предлагают запускать «женские» информационные кампании на тему бизнеса, карьеры и инвестиций. Многие из них нацелены на то, чтобы заставить женщин поверить в свои силы: как показывают многие исследования, одна из причин, по которой женщины не хотят пробовать себя в бизнесе или финансах — опасение, что эти сферы чересчур сложны и требуют особых компетенций.

Большую роль в трансформации этой установки играют форумы и конференции, где в качестве спикеров выступают женщины, добившиеся успехов в бизнесе, политике или деловой жизни — такие, как Евразийский женский форум или Woman Who Matters. У проекта Woman Who Matters есть и одноименная премия, которая награждает проекты и практики российских компаний, направленные на обеспечение гендерного равенства. Например, в 2020 году одним из победителей стал Sber Private Banking, который запустил инвестиционный индекс, учитывающий вовлеченность женщин в управление публичными европейскими компаниями.

Еще одно важное направление — образовательное: речь идет о программах по обучению различным аспектам бизнеса, построению карьеры и hard skills. Так, организация Women in Technology International (WITI) проводит для женщин обучающие тренинги, воркшопы и курсы по различным технологическим специальностям. А подразделение международного финансово-инвестиционного клуба для женщин FMoney, которое открылось в России в 2021 году, помогает женщинам в освоении инвестиционных инструментов и стратегий.

Наконец, еще одно важное направление деятельности в борьбе за гендерное равенство — популяризация ролевых моделей женщин-предпринимателей, руководителей и инвесторов. Чтобы почувствовать уверенность в своих силах, перед глазами должны быть примеры, подтверждающие, что возможно успешно управлять компанией, строить карьеру, запускать собственные проекты. Именно поэтому у организации Yes She Can есть блог, где регулярно публикуются вдохновляющие женские истории. Такие кейсы публикуются и на деловых ресурсах с «женской» тематикой — таких как Forbes Woman.

Но этих инициатив все еще недостаточно: аудитория форумов и деловых изданий, как правило, уже вовлечена в бизнес-сообщество — при этом незатронутым остается огромный пласт женщин, которые находятся в очень жестких рамках стереотипов. Поэтому важно выстраивать коммуникацию с этой аудиторией через привычные ей каналы общения — только тогда ситуация начнет меняться. Пока же динамика неоднозначная: согласно докладу Всемирного экономического форума в 2021 году, на преодоление гендерного неравенства при нынешних темпах человечеству понадобится 135,6 лет. В 2020 году эта цифра составляла 99,5 лет, в 2018 — 108.

Обновлено 06.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть