Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Приложение к деревне: зачем в России создают суперприложение для села

Горожане стремятся в сельскую местность, но уровень жизни здесь пока ниже, чем в мегаполисах. В РСХБ надеются решить эту проблему с помощью нового супераппа для села с потенциальной аудиторией 38 млн человек

Россельхозбанк (РСХБ) — универсальный коммерческий банк. Занимает четвертое место в РФ по объему кредитования юридических лиц и пятое место по размеру розничного кредитного портфеля. Создан в 2000 году для развития кредитно-финансовой системы АПК и сельских территорий. Предоставляет все виды банковских услуг и лидирует в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% голосующих акций принадлежит государству.

Задача

Россельхозбанк поставил перед собой задачу упростить получение онлайн-сервисов для жителей сельских территорий и расширить набор доступных на селе цифровых услуг. По словам председателя правления банка Бориса Листова, в банке намерены создать экосистему, которая поможет преодолеть ключевые проблемы сельской местности — например, нехватку рабочих мест, слабый доступ к образованию, невозможность участвовать в развитии своего населенного пункта.

«Наша глобальная цель — окружить фермеров и жителей села максимально комфортными и полезными сервисами, которые необходимы для качественного обустройства жизни и развития собственного дела», — рассказывает предправления РСХБ.

Предпосылки и мотивация

Примерно две трети территории России относятся к сельской местности, здесь проживают около 25% населения страны. «Мы видим тренд на дезурбанизацию. На сельские территории стремятся переехать тысячи молодых семей. Они мечтают о просторном доме и жизни в экологически чистых условиях», — говорит Листов.

Фото:Pexels, Андрей Махонин / ТАСС
Социальная экономика Дачный сезон: где москвичи будут жить после эпидемии

В то же время село пока отстает по уровню жизни от крупных населенных пунктов, а основная часть сервисов создается для больших городов и мегаполисов. «Там другая экономика, другая рентабельность», — объясняет предправления РСХБ, подчеркивая, что качество жизни в сельской местности традиционно находится в фокусе работы банка.

При этом, несмотря на дефицит инфраструктуры и другие проблемы, на селе достаточно высокий уровень проникновения интернета, добавляет директор Центра развития финансовых технологий (ЦРФТ) Россельхозбанка Елена Батурова. По ее словам, 80% сельского населения не просто охвачены интернетом, а являются активными пользователями сети. Поэтому для повышения уровня жизни и решения ключевых проблем здесь можно использовать цифровые инструменты.

Решение

В Россельхозбанке решили создать единую цифровую экосистему и запустить собственный суперапп для фермеров и жителей села. Новое приложение позволит получать услуги онлайн и даст возможность сельским жителям удовлетворить их основные потребности.

Реализация

Создание супераппа началось с изучения основных проблем, с которыми сталкиваются жители сельских территорий. Среди таких трудностей в Россельхозбанке выделяют, например, отсутствие достаточного количества рабочих мест, нехватку медицинских учреждений и квалифицированной медпомощи. Кроме того, при создании приложения проанализировали доступность образовательных и сервисных услуг, уровень информационного обслуживания и многие другие факторы.

Северное сияние в Териберке, Мурманская область
Индустрия 4.0 «Умный регион» в Заполярье: как управлять областью на основе данных

На основе такого анализа в банке разработали обязательный функционал будущего супераппа. В него вошли несколько блоков:

  • работа и обучение;
  • предоставление услуг на местах;
  • продажа продукции сельского хозяйства;
  • финансовые сервисы;
  • покупка и владение недвижимостью, благоустройство;
  • волонтерская помощь пожилым людям и инвалидам.

Банк уже разработал и запустил четыре сервисных приложения, функционал которых войдет в будущий суперапп.

  1. «Свое Село» запущено в мае 2021 года. «Здесь вы можете в режиме онлайн получить практически весь комплекс услуг по обустройству загородной жизни — от подбора земельного участка или готового дома до подключения инженерных коммуникаций и озеленения территории от партнеров банка», — указывает Елена Батурова.

Сейчас на платформе представлено более 690 подрядных организаций, которые занимаются проектированием и строительством индивидуальных домов. В РСХБ подчеркивают, что внимательно проверяют всех застройщиков. Также в приложении можно рассчитать примерную стоимость строительства.

  1. «Свое Жилье» помогает удовлетворить потребности, связанные с приобретением недвижимости и владением ею. Это поиск объекта в различных базах, прохождение процедур по рассмотрению и одобрению заявки на жилищный кредит. Оформление такого кредита происходит прямо на платформе: требуется только один визит в банк для подписания документов.

  2. «Свое Фермерство» ориентировано на предприятия АПК и всех, кто непосредственно связан с сельских хозяйством — фермеров, производителей и поставщиков товаров для агропромышленного комплекса. Это всероссийская цифровая b2b-площадка для ведения агробизнеса, где предприниматели могут закупать семена, удобрения и средства защиты растений, корма и ветеринарные препараты, сельхозтехнику и другие товары. Всего на маркетплейсе представлено более 500 тыс. товаров от 5 тыс. поставщиков и производителей.

В приложении также предусмотрен целый набор банковских, бухгалтерских и юридических услуг, сервисы подбора персонала, а также дистанционные консультации с зоотехниками и ветеринарами.

В общей сложности платформа включает порядка 30 цифровых решений — они доступны как бесплатно, так и по подписке, которую можно оформить онлайн или в отделениях банка.

  1. «Свое Родное» — цифровая b2c-площадка, позволяющая фермерам напрямую продавать свою продукцию потребителям. «По сути, это всероссийский интернет-магазин свежих фермерских продуктов, где их можно купить без посредников и без наценок», — подчеркивает Батурова Кроме того, в приложении представлены услуги агротуризма: есть туры с ремесленными мастер-классами, охотой, рыбалкой, фитотерапией и другими опциями.

По словам директора ЦРФТ РСХБ, один из ключевых блоков в разрабатываемом супераппе — работа и обучение. В нем предусмотрено три основных направления — работа в агропромышленном секторе, работа в сельской местности вне зависимости от отрасли и дистанционная занятость.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Новые технологии в сельском хозяйстве: подкаст РБК Тренды

«На селе доступны популярные агрегаторы объявлений и онлайн-платформы, такие как hh.ru. Но для них сельское хозяйство не является приоритетным, а цена входа на эти площадки зачастую слишком высока для предприятий АПК», — объясняет Батурова. Развивать это направление РСХБ планирует при участии Минтруда России, платформа которого уже интегрирована с приложением банка.

Сейчас РСХБ разрабатывает прототип супераппа.

«Мы делаем приложение очень легким, потому что понимаем, что каналы связи в сельской местности отличаются от московского интернета. Оно должно легко запускаться даже при слабом сигнале и на самых простых смартфонах», — говорит директор Центра развития финансовых технологий банка.

При разработке отдельных приложений и будущего супераппа у РСХБ не возникало серьезных технологических сложностей, продолжает она. Основные трудности были связаны с созданием небанковских приложений и сервисов. Поэтому к работе привлекли множество экспертов и более 100 организаций-партнеров.

Например, партнером по организации доставки для приложения «Свое Родное» стал «Яндекс». В рамках экосистемы «Свое Фермерство» банк сотрудничает с крупнейшими российскими производителями сельхозтехники, такими как «Ростсельмаш», «Петербургский тракторный завод», «Воронежсельмаш», «ПК Ярославич», «Брянсксельмаш» и других. А основными партнерами по поставке семян выступают подведомственные Минобрнауки России НИИ, которые являются селекционными центрами в области семеноводства.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения

Результаты

Уже выпущенные на рынок приложения постоянно наращивают аудиторию, рассказали в банке. Так, около 1 млн человек воспользовались сервисами платформы «Свое Жилье» для приобретения дома или квартиры.

На платформе «Свое Фермерство» сегодня более 70 тыс. активных пользователей. Это приложение стало первым проектом из России, победившим в финале международного конкурса инноваций Gartner Eye on Innovation Award в номинации «Финансовые сервисы 2020». Кроме того, платформу высоко оценил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, отмечает предправления РСХБ Борис Листов.

Планы и перспективы

До конца 2021 года суперапп планируют запустить в тестовом режиме для ограниченного количества пользователей. Масштабный запуск ожидается в первом-втором квартале 2022 года.

В РСХБ рассчитывают, что общая аудитория супераппа составит около 38 млн человек. При этом количество партнеров, которых банк привлечет к реализации сервисов, приблизится к 1 тыс.

«Мы планируем создать комфортную среду для участия людей в жизни своего села, — говорит Борис Листов о будущем функционале. — С помощью супераппа они смогут получать всю необходимую информацию, в том числе о собраниях и крупных мероприятиях. В нашей экосистеме будет возможность организовывать обсуждение ключевых вопросов, запускать и проводить опросы населения по ключевым для жителей темам».

Одновременно с доработкой супераппа РСХБ намерен расширять функционал уже действующих платформ. К примеру, на базе приложения «Свое Село» до конца 2021 года появится возможность принимать заявки от клиентов на проекты домов и услуги для жителей сельских территорий. По мнению предправления банка, это должно подстегнуть развитие сельского бизнеса.

Обновлено 31.05.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть