Утомленные свайпом: как нас меняют маркетплейсы знакомств

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Приложения для знакомств стали основным местом, где мы ищем партнеров для романтических отношений. Выясняем, насколько знакомства, секс и свидания стали похожи на покупки в маркетплейсе

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

За последние десятилетия сожительство, рождение детей, официальный брак, пол партнера существенно обесценились в системе человеческих ценностей. Партнер и семья уже не являются основным источником гормонов счастья и радости. Их гораздо больше — путешествия, развлечения, креативная работа, саморазвитие, фитнес, spa-салоны и так далее. А доступность дейтинговых маркетплейсов — Tinder, Badoo, Bumble и других — сделала знакомства с новыми людьми как никогда простыми и доступными.

Насколько популярны маркетплейсы знакомств

29 марта 2020 пользователи Tinder сделали 3 млрд свайпов по всему миру — это максимум, который приложение когда-либо зафиксировало за один день. В 2020 количество активных пользователей приложений для знакомств составляло около 270 млн во всем мире.

Дейтинговые маркетплейсы стали крупным бизнесом:

Tinder, 2020 год

  • $1,4 млрд выручка
  • 66 млн активных пользователей
  • 6,7 млн платящих подписчиков

Bumble, 2020

  • $337 млн выручка
  • 42 млн активных пользователей
  • 1,2 млн платящих подписчиков

Динамика роста выручки маркетплейсов знакомств
Динамика роста выручки маркетплейсов знакомств (Фото: BusinessOfApps)

Под капотом: как используются ваши данные

Маркетплейсы основаны на цифровых профилях пользователей. Люди синхронизируют профиль в Tinder, например, со своими профилями из социальных сетей, чтобы выразить свою идентичность. Алгоритмы обрабатывают данные из всех источников, включая социальные сети. Tinder будет знать каждый пост, который вам когда-либо понравился в Instagram, или ваши любимые песни в Spotify. Все, что вы нажимаете и с чем взаимодействуете в приложении, отслеживается, сохраняется и анализируется при помощи ряда технологий.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Как работают дейтинговые приложения: подкаст «Что изменилось?»

  • Обработка естественного языка (Natural Language Processing)

С помощью нее отслеживаются ваши страницы в социальных сетях и встроенные чаты, чтобы оценить потенциальную совместимость с другими пользователями. Приложение изучает типы людей, которые вам нравятся, и впоследствии будет предлагать вам выбирать из большего числа таких людей. Распознавание содержания чатов поставляет данные для алгоритма рейтинга Elo (см. ниже). Например, чем больше пользователей дают вам свои номера WhatsApp в чате приложения, тем выше рейтинг присваивается вашему профилю.

  • Глубокое обучение (Deep Learning) и алгоритм Гейла-Шепли

В 1962, Дэвид Гэйл и Ллойд Шепли доказали, что для любого равного числа мужчин и женщин всегда можно найти партнера для стабильного брака. В 2012 за алгоритм была присуждена Нобелевская премия по экономике. В маркетплейсах знакомств он учитывает предпочтения, сортирует черты лица фотографий профилей, которые вам «нравятся» или «не нравятся». В зависимости от того, насколько однородны ваши симпатии, разнообразие вариантов людей в вашей ленте будет меняться. Алгоритм Гейла-Шипли используют Tinder, OkCupid, Hinge и другие.

Константин Быченков, генеральный директор, Aligned Research Group LLC, США:

«Рынок отношений работает не так, как рынок с товарами. Недостаточно, чтобы покупатель просто выбрал продавца. Важно, чтобы продавец выбрал покупателя в ответ. Алгоритм должен дать максимальную возможность совпадения в предпочтениях обоих пользователей. Поэтому для анализа предпочтений маркетплейсы стремятся построить цифрового двойника своего пользователя.

Если приложение будет просто следовать предпочтениям пользователей, то в ленте будут потенциальные партнеры, которые ему понравились бы больше всего. Но это не означает совпадение пары — мы не всегда нравимся тем, кто нравится нам. Это привело бы к разочаровывающему и бессмысленному свайпу».

  • Алгоритм Эло (Elo)

Изначально это был алгоритм рейтинговой системы, используемой в шахматах, играх, бейсболе, для оценки конкурентов и прогнозов победителей. Элo был внедрен в приложения для онлайн-знакомств, чтобы определять, кто с кем будет сопоставлен. Рейтинг профилей еще называют «оценка желанности». Чем чаще вас выбирают, тем выше ваш рейтинг Эло. Затем пользователи сортируются по уровням в зависимости от их оценки желанности. Алгоритм показывает вам людей примерно вашего уровня. Эло используется в Tinder, Bumble и иных подобных приложениях.

  • Распознавание лиц (Face Recognition)

Обычно оно используется для безопасности пользователей и для премиальных функций поиска по фото. Например, приложение DatingAI позволяет искать в приложениях для знакомств людей, которые выглядят так же, как выбранная вами знаменитость.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Гляжу в тебя как в зеркало: кто такие двойники и почему мы в них верим

Переоценка отношений: как нас меняет онлайн-дейтинг

Идея о том, что отношения и знакомства можно оценивать как рынок, не нова. Люди всегда анализировали кандидатов для свидания с точки зрения выгоды, спроса и предложения. В начале 1970-х годов экономист Гэри Беккер, который позже стал лауреатом Нобелевской премии, начал применять экономические принципы к количеству браков и разводов.

Популярность онлайн-маркетплейсов и аналитики больших данных привели к менее эмоциональному подходу к отношениям. Поиск партнера стал менее затратным и более автоматизированным. Усилия для удержания партнера стали минимальными — в больших городах у каждого пользователя в очереди на свидание, как минимум, несколько десятков человек. Многие стали воспринимать романтических партнеров как fast food — выбрал, заказал, потребил.

Алексей Демьяненко, заведующий Городским психотерапевтическим центром (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская психиатрическая больница № 7 имени академика И.П. Павлова»), психиатр-психотерапевт, член европейской ассоциации гештальт-терапевтов EAGT:

«Современные приложения знакомств формируют «культуру потребления отношений». С одной стороны, наличие специального пространства, в которое люди приходят, чтобы познакомиться — безусловный плюс. С другой стороны, мнимая легкость и доступность партнера формирует отношение к выбору партнера, как товара в магазине, который при необходимости можно сдать или поменять. В результате этого, может возникать объективизация партнера, когда другой живой человек воспринимается как объект с необходимыми функциями. Близкие отношения — это феномен встречи двух субъектов (человек-человек), где ценность отношений в самих отношениях. Если же отношения формируется по принципу субъект-объект, где один, или оба партнера выступают потребителями товара — «она устраивает меня внешним видом и хорошей готовкой, а он может подарить дорогой подарок», — то такие отношения менее устойчивы при малейшей изменении функционала партнера».

Согласно исследованию Пола Долана, профессора поведенческих наук Лондонской школы экономики, незамужние и бездетные женщины — самая счастливая подгруппа населения. И они с большей вероятностью проживут дольше, чем их сверстники, состоящие в браке и воспитывающие детей.

Что касается мужчин, то американские исследователи Хуэй Лю и Коринн Речек проанализировали смертность в США в 1997–2004 годах и обнаружили, что уровень смертности мужчин в отношениях по сравнению с одинокими мужчинами снизился на 80%. Также исследование ученых из Гарварда показало, что у социально изолированных мужчин риск смерти от сердечных заболеваний на 82% выше, чем у мужчин со стабильными отношениями.

То есть женщины счастливее и живут дольше вне замужества, а мужчины, напротив, живут дольше в браке. Однако, женатые мужчины чаще имеют секс на стороне, чем женщины. Некоторые не считают флирт в социальных сетях или приложениях для знакомств изменой до тех пор, пока нет секса. Появилось даже такое понятие как «микро-измена». Микро-измена происходит, когда вы создаете возможности для флирта вне ваших отношений. Например, вы лайкнули фото в бикини вашей знакомой в Instagram или просто из любопытства посвайпили в Tinder.

Фото:Unsplash, Simons
Социальная экономика Как устроено гендерное потребление и какое будущее его ждет

Этика любви: что не так с маркетплейсами

  • Бизнес, ничего личного

Приложения знакомств получают финансовую выгоду от эмоциональной зависимости. Многие люди используют приложение как способ повысить самооценку. Tinder также создает чувство неудовлетворенности и невозможности выбора — пролистывание профилей формирует иллюзорное ощущение, что всегда есть возможность найти партнера получше.

Либо же, наоборот, вынуждает пользователей платить за суперлайки в надежде обратить на себя больше внимания. В определенный момент свайпить снова и снова и получать мало совпадений становится утомительно.

Фото:Unsplash, Scott Heins / Getty Images
Экономика инноваций Любовь за деньги: зачем инвестировать в сервисы знакомств

  • Геймификация одиночества

В 2019 исследователи из Университета штата Огайо изучили связь между одиночеством и навязчивым использованием приложений для знакомств. Чем более вы одиноки, тем упорнее свайпите профили. Чем больше вы сталкиваетесь с негативной реакцией других пользователей, тем более отчужденным вы будете себя чувствовать. Пользователи, которые сидят в Tinder годами, начинают относиться к поиску партнера как к игре и хладнокровно собирают совпадения, не интересуясь людьми, которые стоят за цифровыми профилями.

  • Партнеры как fast food

Приложениям удалось сократить время, необходимое для поиска партнеров и устранить барьеры между сексуально активными незнакомцами поблизости. Согласно исследованиям, это не приводит к тому, что пользователи дальше следуют сценарию построения долгосрочных отношений.

  • Дискриминация

Если у вас заурядная внешность и вы не основатель компании, то маловероятно, что у вашего профиля будет высокий рейтинг. Как его проверить? Если в вашей ленте нет крупных инста-моделей и генеральных директоров с профессиональными фото, то скорее всего вас недооценили. Заведите новый аккаунт. В интернете есть много инструкций, как его прокачать.

  • Данные для продажи третьим лицам

Маркетплейсы активно собирают данные о пользователях из разных источников. Обогащенные данные еще более ценны. Агентство по кибербезопасности Mnemonic в отчете для Норвежского совета потребителей сообщает, что некоторые маркетплейсы знакомств, в том числе Grindr, OkCupid и Tinder, продают конфиденциальные данные пользователей. Эта информация может включать в себя сексуальную ориентацию пользователя, историю употребления наркотиков и даже точное местонахождение человека в реальном времени.

Например, Grindr отправляет GPS-координаты пользователей более чем десяти компаниям, а Tinder поставляет данные о поле пользователей и предпочитаемых партнерах двум компаниям. Такие персональные данные могут идентифицировать гомосексуальных пользователей в странах, где однополые половые акты являются незаконными, что ставит жизнь и свободу людей под угрозу.

  • Разбитые сердца и пустые кошельки

Согласно отчету Федеральной торговой комиссии США, в течение трех последних лет люди потеряли больше денег на мошенничестве в романтических online-отношениях, чем на любом другом типе мошенничества. В 2020 году зарегистрированные убытки от любовного мошенничества достигли рекордных $304 млн, что на 50% больше, чем в 2019 году. С 2016 по 2020 год общая сумма убытков выросла более чем в четыре раза.

Динамика роста «романтического» мошенничества
Динамика роста «романтического» мошенничества (Фото: Federal Trade Commission)

Мошенники часто вовлекают людей в отмывание украденных средств и получают подарочные карты от доверчивых влюбленных. Многих пользователей шантажируют. Например, после взлома дейтинговой платформы для женатых пользователей Ashley Madison хакеры обнародовали данные 32 млн человек — имена, пароли, адреса, номера телефонов, банковских карт и того, что участники искали на сайте. На протяжении нескольких лет пользователи, чьи данные попали в сеть, становились объектами персонализированного вымогательства.

Самоизоляция во время пандемии способствовала не только мошенничеству, но и цифровизации личности человека. В приложениях мы выбираем цифровых аватаров, где люди создают «более привлекательную» версию себя. Многие пользователи лгут — о возрасте, образовании, работе. Еще больше вводят в заблуждение о своей внешности, обрабатывая фото всевозможными ИИ-фильтрами.

Фото:Toa Heftiba / Unsplash, Teerawit Chankowet / Shutterstock
Социальная экономика «Ощущения не те»: приживется ли после карантина формат свидания онлайн

Сергей Бесперстов, СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», поликлиника № 68, участковый психиатр:

«Негативные стороны виртуальных знакомств никто не отрицает. Но рост популярности приложений знакомств до сотен миллионов пользователей говорит о том, что положительного влияния больше. Оно очевидно. В наше сложное, разобщенное время, полное неуверенности и тревог, огромное количество людей обречены на одиночество и последующую за ним депрессию со всеми драматическими последствиями этого состояния.

Маркетплейсы знакомств дают человеку надежду, наполняют жизнь дополнительным, я бы сказал, экзистенциальным смыслом. Любой из нас отчетливо понимает — «Я не одинок, вокруг меня много таких же как я, ищущих избавления от невыносимой серости, скуки и бесконечно повторяющегося дня». Благодаря этим приложениям близкие по складу характера люди или «родственные души» находят друг друга. И жизнь перестает быть такой гнетущей, наполняясь яркими красками эмоций».

Обновлено 01.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть