Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Путешествия во времени: подкаст РБК Тренды «Забегая вперед»

В кино и книгах мы часто встречаем игры со временем. Герои отправляются в прошлое, будущее, а иногда вообще останавливают время. Насколько это возможно в реальности — обсудили в новом эпизоде подкаста «Забегая вперед»

Гости выпуска — физик, автор YouTube-канала «Физика от Побединского» Дмитрий Побединский и Оксана Мороз — культуролог, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ, автор YouTube-канала «Блог злобного культуролога». Дмитрий объяснил, почему нам кажется, что при монотонной работе время течет медленнее. Оксана рассказала о том, как авторы произведений массовой культуры создают концепцию времени.

Ведущий подкаста — Григорий Волчков — преподаватель Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, креативный продюсер шоу «Еще одну и спать», основатель Telegram-канала «Кинокляча».

Таймлайн беседы

1:01 — Когда люди впервые описали перемещение во времени?

6:27 — Почему в реальной жизни время течет равномерно и в одном направлении?

13:43 — Что такое «эффект бабочки» и каково его научное объяснение?

21:10 — Что такое «время» в произведениях массовой культуры и как оно там работает?

33:29 — Возможна ли остановка времени?

Несколько хайлайтов разговора

По словам Мороз, обсуждая время, важно разделять два определения:

  1. понимание времени с научной точки зрения как категории, которую можно посчитать и проанализировать;
  2. художественное представление времени как концепции, которая связана только с человеческим восприятием.

Исследуя процесс взаимодействия художественного нарратива и естественного знания, стоит учитывать, что во многих случаях научно-обоснованные вещи становятся концепциями, показанными через призму восприятия автора.

Чтобы определить, когда в массовой культуре появилось первое упоминание игр со временем, нужно проанализировать все произведения, в которых возникает идея путешествия во времени. Мороз считает, что зарождением этого сюжета можно считать научно-фантастический роман Герберта Уэллса «Машина времени». Книга была написана еще в 1880-е годы. Это первое произведение, где четко описано перемещение человека с помощью техники, а также описание мира будущего.

Если же рассуждать о произведениях-антиутопиях, где показан мир будущего, то необходимо понимать, что игры со временем там связаны скорее с описанием социальных проблем. Это скорее антропологический, социальный и даже квази-экономический опыт создателей. Мороз предполагает, что в истории культуры размышления о временных лагах могли появиться еще в первых философских текстах. Там реальность выражена как конструкт, который создан человеком, чтобы объяснить свое место в мире, как трансформированное описание современности и страхов. Это высказывания в логике алармизма.

В данном контексте алармизм — это попытка создать историю или нарратив, который воплощает страхи, заставляя человека задуматься о существующей реальности и ее проблемах через позицию провокации реакции на пугающие явления и за счет активизации внимания.

Путешествие во времени в художественном пространстве — это чаще всего какой-то заход в обсуждение безответственности людей, попытка исправить что-нибудь. Такие перемещения — поступок героя, который может что-то изменить.

Побединский рассказал, что большинство физических законов обратимы во времени. То есть, если какой-то процесс записать на пленку и промотать ее в обратном направлении, какие-то необычные явления не произойдут. В нашей Вселенной время движется лишь в одну сторону из-за «стрелы времени». Это понятие пришло из термодинамики и описывает энтропию — меру хаотичности системы, постоянно растущую величину.

Например, у вас есть три овечки и их надо поместить в три разных стойла. Чисто теоретически, у вас есть только шесть вариантов того, как это сделать. Но представьте, если овечки разбредутся по ферме и решат самостоятельно выбрать себе стойло — тогда вариантов их размещения станет больше. Собрать хаос обратно в целое — это математическая уловка и трюк, отметил Побединский. Например, если у вас есть пазл с картинкой, упорядочить его можно только с учетом одного возможного варианта. Но если систему растрясти и привести в неупорядоченное состояние, «разбросанных» вариантов будет множество. Время течет в сторону увеличения энтропии, но причины этого неясны.

До начала XX века люди считали, что время — абсолютная величина, поэтому протекает оно для всех одинаково. Но теорией относительности Альберт Эйнштейн доказал, что это не так. Оказывается, время может замедляться и ускоряться при определенных условиях:

  • При условии относительной скорости: чем быстрее движется объект относительно других объектов, тем медленнее у него протекает время относительно тех объектов. Например, у космонавтов, которые летают вокруг нас, время протекает медленнее.
  • При условии, когда гравитация замедляет ход времени: чем сильнее гравитационное поле, тем медленнее протекает время. Это хорошо было показано в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар». Так как мы находимся ближе к Земле, гравитация у нас сильнее. На высоте МКС гравитация составляет 90% от этого взаимодействия на поверхности. Например, космонавт Геннадий Падалка провел на орбите 878 суток. После его возвращения ученые проверили, насколько у него замедлилось время. Оказалось, что примерно на 0,02 секунды.

По словам Побединского, остановка времени возможна в трех случаях:

  1. с учетом теории относительности — чем быстрее вы движетесь, тем медленнее время;
  2. на границе «черной дыры» — на горизонте событий, где гравитация сильна настолько, что время замедляется до полной остановки;
  3. при достижении скорости света.

Мороз объяснила, что время в пространстве культуры и искусств, в том числе медийных, — это концепт, который позволяет показать быстротечность человеческой жизни, стереотипы, которыми она наполнена. Даже показанное через оптику физической науки, в искусстве время заточено на проблематизацию взаимоотношений человека и техники. Часто научная фантастика имеет социальный характер и направлена на то, чтобы раскрыть возможности и угрозы, которые поступают человеку из-за обладания какими-то технологиями.

Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста «Забегая вперед», подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 02.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть