Массовое озеленение: почему миллениалы помешались на домашних растениях

Фото: Jessica Arends / Unsplash
Фото: Jessica Arends / Unsplash
Фотографии фикусов и монстер потеснили кофе и красивые завтраки в лентах социальных сетей. Разобрались, почему домашние цветы стали трендом у миллениалов

Как растет рынок

Полить, побрызгать, переставить ближе к свету, проверить каждый лист, протереть пыль — это типичное утро любителя домашних цветов. Они называют ежедневные ритуалы новой формой медитации, а их коллекция может составлять несколько сотен экземпляров.

В 2019 году рекордное количество американцев в возрасте от 18 до 34 лет занялись садоводством, включая выращивание комнатных растений. Пандемия сильно повлияла на продажи цветов: оказавшись запертыми в квартирах, жители городов стали скупать их онлайн. В апреле 2020 года продажи онлайн-магазина Sill выросли более чем на 50% по сравнению с мартом. «Рост, который мы наблюдаем определенно выше того, что мы планировали в этом году», — сказала основательница проекта Элиза Бланк. В американском интернет-магазине Etsy количество запросов «живые растения» увеличилось на 82% по сравнению с прошлым годом. Джесси Волдман, директор по маркетингу и интернет-продажам Pistils Nursery рассказала, что шесть лет назад она спросила сотрудницу, которая закупала для Pistils Nursery растения, можно ли добавить в ассортимент еще пестрой монстеры, но она ответила, что их сложно продавать. «Теперь мы получаем сообщения в Instagram почти каждый день. Когда мы получаем одно растение, я не выкладываю его в социальных сетях, потому что объем запросов становится слишком большим для обработки», — говорит Джесси.

Рост спроса ведет и к росту цен: в некоторых американских интернет-магазинах пеструю монстеру можно купить за $200, если конечно вам повезет их найти. Семена монстеры деликатесной подорожали более чем вдвое за последний год, при этом 20 лет до этого их цена почти не менялась.

Коллекционеры могут вставать в листы ожидания для покупки редких экземпляров и участвовать в аукционах. В августе 2020 года анонимный новозеландец заплатил 8 150 новозеландских долларов ($5 291) за «чрезвычайно редкую пеструю Rhaphidophora tetrasperma» на аукционной площадке Trade Me. Это было самое дорогое растение, проданное на платформе.

Кто задает тренды

Тренду на озеленение помещений несколько лет. Во многом его развитию помогла книга «Urban Jungle: Как создать уютный интерьер с помощью растений», вышедшая в 2016 году. Ее написали Игорь Йосифович и Джудит де Граф — основатели проекта Urban Jungle Bloggers. Книга представляет собой скорее красивый альбом с советами по правильному уходу, идеи расположения, декора, сочетания с мебелью и цветом, и главное — фотографиями домов любителей растений, глядя на которые понимаешь, насколько это увлечение влияет на их владельцев. На аккаунт проекта в Instagram подписано уже 1,1 млн пользователей.

Фото: instagram.com / urbanjungleblog
Фото: instagram.com / urbanjungleblog

В тренде иметь много растений, буквально превращая свою квартиру в городские джунгли. У любителей растений даже появилось выражение «Plant lady is the new cat lady» (рус. «Женщина с цветами — новая женщина с кошками»). При этом они должны быть разнообразными, а значит, требовать разного ухода и особого отношения, поэтому им часто дают имена и разговаривают, как с разумными существами: «Владельцы дают любимым растениям самые разные имена: Андреа Гигантская (молочай треугольный), Марвин (фикус каучуконосный) и Рыбка (драцена). Назвав растение, вы сроднитесь с ним. Оно станет членом семьи, и вы начнете лучше его понимать», — считают Йосифович и де Граф.

В последнее время растет спрос на цветы из небольших магазинов — в сетевых маленький выбор, потому что им невыгодно выращивать сложные растения в больших масштабах. А нишевые проекты радуют не только выбором, но и дополнительными услугами. Например, Plants for friends и Plant Me — не просто магазины, а проекты по озеленению. Их сотрудники озеленяют пространства и помогают ухаживать за растениями. Еще один проект — PRO.Änta’s — это и шоурум, и площадка для фото-проектов, мероприятий и воркшопов.

Фото: instagram.com / plantmemoscow
Фото: instagram.com / plantmemoscow

Отдельные энтузиасты заводят аккаунты не только для красивых картинок, но и для советов. Например, как подружить растения и домашних животных, или об экспериментах ученых.

Фото: instagram.com / plants_for_friend
Фото: instagram.com / plants_for_friend

Движение перетекло и в офлайн: коллекционеры встречаются на свопах — встречах, где обмениваются выращенными растениями, делятся опытом по уходу. В России их проводят такие магазины как Plants for friends и Plant me.

Фото: instagram.com / pro.antas
Фото: instagram.com / pro.antas

Феномен популярности

Растения улучшают качество воздуха — это не секрет. Но это далеко не главная причина, по которой миллениалы озеленяют помещения. Согласно опросу SWNS, 75% молодых людей в возрасте от 25 до 39 лет покупают растения, чтобы увидеть, достаточно ли они ответственны, чтобы завести настоящего питомца. Однако 67% респондентов все же отметили, что выращивать растения оказалось сложнее, чем они ожидали.

51% считают, что растения улучшают общий вид и декор дома. Это действительно так — можно подобрать цветы или комнатные деревья, подходящие к любому интерьеру. Как говорит Марей, дизайнер, фотограф, блогер и героиня книги Urban Jungle: «Растения придают интерьеру свежесть. Приятно быть одновременно внутри дома и среди природы». Кроме того, они отлично смотрятся на фото. По хештегу #urbanjungle в Instagram сейчас можно найти 4,9 млн публикаций.

Если в магазине нет подходящего растения, любители выращивают его сами, причем это не всегда простая посадка семян. Например, один из способов вырастить авокадо выглядит так: нужно вынуть косточку из фрукта, сделать в ней отверстия, вставить в них деревянные палочки, наполнить банку или другую емкость водой, погрузить в нее косточку так, чтобы вода закрывала только половину, используя палочки как опору. По хештегам #avacadoplants #avacadoseed энтузиасты делятся успехами и с азартом наблюдают, как появляются ростки.

Фото: instagram.com / natural_greenliving
Фото: instagram.com / natural_greenliving

То, что пандемия привела к росту популярности растений неудивительно. «Думаю, страх остаться запертым надолго в четырех стенах провоцирует желание создать условия хотя бы отдаленно напоминающие естественные — обставить квартиру живыми растениями. Это также вполне вписывается в современную моду на все «зеленое» и «эко». Люди понимают, что будут проводить много времени дома, поэтому создают такой своеобразный домашний уют. Плюс можно заниматься на досуге пересадкой растений из горшка в горшок, копаться в земле, то есть заниматься ручным трудом, который отвлекает от всеобщей паники и снижает уровень стресса», — комментирует Алина Аккиева, психолог, член Профессиональной психотерапевтической Лиги. Это подтверждает и опрос SWNS: для 81% респондентов добавление растений в их пространство положительно сказалось на их психическом и физическом здоровье.

Владельцы цветов все чаще называют себя их «родителями», в Instagram популярен хэштег #plantparenthood.

«В период пандемии и карантина сильно повысился общий фон тревожности. Психически люди регрессируют, то есть становятся более нервными, тревожными, инфантильными, поднимаются какие-то глубинные страхи. На этом фоне обостряется чувство страха за свою жизнь и одиночества, появляется желание получать и отдавать заботу. Кто-то заводит домашних животных, а кто-то предпочитает растения — они создают ощущение присутствия живого существа, но при этом не доставляют хлопот (не грызут мебель, не шумят, не пачкают). Их можно надолго оставлять в случае чего и не переживать, что они погибнут. Поэтому теперь становится модным называть себя родителями не только собачки, но и фикуса, например. В психологии этот феномен называется «смещение». Когда желание с одного объекта смещается на другой (например, вместо детей люди заводят животных или растения и называют себя их родителями).

Интересный факт: еще в далеком 1994 году в фильме «Леон» главный герой (Жан Рено) имеет только единственного друга — цветок в горшке. Он объясняет это юной Матильде (Натали Портман) так: «Это мой друг. Всегда в хорошем настроении, не задает вопросов. И еще он, как я, видишь? Без корней». Наемный убийца имеет сложности с построением человеческих отношений, поэтому его нереализованное желание близости смещается на растение», — рассказывает Алина Аккиева.

Как бы то ни было, новое увлечение миллениалов действительно помогает справиться с трудностями, о чем написали Йосифович и де Граф в своей новой книге «Окей, джунгли!»: «Мы поняли, что растения нужны для хорошего самочувствия, позитивного настроя, счастья, любви и творчества. Растения преподают нам важный урок: жизнь меняется вместе с временами года. Все случается с нами не зря, и плохое когда-нибудь заканчивается. Примите свою любовь к растениям, как принимаете жизнь со всей ее суетой, разнообразием и многоцветием».


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 05.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть