Секонд-хенд как нацпроект: дайджест шеринга № 26

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Зачем владельцы суперкаров сдают их в аренду и в чем Таллин обошел Хельсинки? Что нового появилось в экономике шеринга в странах мира и какие города стали самым продвинутыми в развитии сервисов совместного пользования

Тема недели: география шеринга

В Майами владельцы машин класса люкс зарабатывают на шеринге. Через специальное приложение MPH Club любой желающий может временно одолжить, например, Bugatti, Lamborghini, Ferrari или McLaren. Компания утверждает, что среди ее клиентов немало знаменитостей, например, легенда NBA Шакил О’Нил и боксер Флойд Мейвезер. Технически бизнес организован так: владелец суперкара сдает его в аренду MPH Club, компания содержит машину на своем складе, организует маркетинг и логистику, передает автомобиль в субаренду клиентам сервиса и оставляет себе часть вознаграждения. Средний чек за сутки аренды составляет $1 тыс. Самый дорогой автомобиль в картотеке MPH Club, Bugatti Veyron, сдается за $25 тыс. в день.

В центре Копенгагена запретят использование шеринговых электросамокатов. Городские власти объясняют свое решение заботой о пожилых горожанах, которым сложно перемещаться по узким улицам, заставленным припаркованными самокатами. Кроме того, среди тех, кто ездит на микротранспорте, немало нарушителей — только за один уик-энд в летние месяцы полиция штрафовала до 28 человек.

Франция выделит €21 млн стартапам, которые будут развивать секонд-хенды электроники. В первую очередь власти хотят обратить внимание потребителей на подержанные смартфоны, чтобы в конечном счете снизить воздействие на окружающую среду от их производства. Компании, которые занимаются ремонтом и перепродажей использованной электроники уже давно добиваются от государства экономической поддержки. Например, проект Recommerce лоббирует снижение НДС на б/у устройства. Поддержкой чиновников уже заручился и конкурирующий стартап Back Market, который весной 2020 года получил €120 млн инвестиций для развития продаж подержанной продукции Sony, Apple, Samsung и Microsoft.

В Китае сервисы общего пользования сильно пострадали из-за локдауна. Теперь бизнес, наконец, возвращается к схемам шеринга. Китайский производитель электроники Huawei в октябре 2020 года опробовал прокат ноутбуков. В течение недели фирменные магазины в Пекине предоставляли в аренду недорогие модели Honor. Логистическим партнером Huawei стала курьерская служба Meituan Dianping, которая раньше специализировалась только на доставке еды.

В Кении появился Airbnb для ретейла. Компания Notify Logistics предоставляет небольшим онлайн-магазинам возможность разместить товар на полках своей сети торговых точек в крупнейших городах страны и использовать их в качестве пунктов доставки. С другой стороны Notify Logistics предлагает частным лицам выкупить пространство на полке в магазине, чтобы они могли получать доход за счет тех, кто размещает там свои товары. Владельцу торговой площади не придется вкладываться в оборудование и обслуживание целого магазина. Notify Logistics со своей стороны гарантирует, что полка будет занята товаром.

Цитата недели

«Новое поколение родителей гораздо проще относится к теме совместного потребления. Они не так одержимы покупками, как их предшественники: спокойно обмениваются одеждой, ходят в секонд-хенды, пользуются каршерингом и даже жильё всё чаще предпочитают не покупать, а снимать», — Алексей Граудынь, сервиса аренды детских товаров Toyrent

Как это работает

Как традиционным ретейлерам оставаться конкурентоспособными в эпоху re-commerce.

Миллениалы и поколение Z все больше значения придают ответственному потреблению и поэтому проявляют интерес к re-commerce. Пандемия вынудила многих экономить, укрепив позиции ресейла и секонд-хенда. В результате то, что когда-то называлось бережливостью, теперь становится мейнстримом. К тому же re-commerce больше не ассоциируется с дешевыми и ненужными товарами. Глобальные ресейл-платформы, которые специализируются на премиальных брендах и дизайнерской одежде, как RealReal, демонстрируют успех этой бизнес-модели. И в конечном счете схема re-commerce стала реальной угрозой традиционной рознице. Глава Intelligence Node, аналитической платформы для ретейла, Санджив Сулария предлагает несколько стратегий, которые традиционным компаниям пора внедрять, чтобы конкурировать с ресейлом:

  1. Одежда должна быть прочной, а не одноразовой. Миллениалы скорее будут поддерживать бренды, которые развивают собственные экологические инициативы.
  2. Оптимизировать цены с учетом стратегий конкурентов из сферы re-commerce.
  3. Сосредоточиться на самых востребованных категориях товаров. Именно в этих категориях нужно улучшать ассортимент и привлекать к нему интерес потребителей.

Исследование недели

Роскачество протестировало удобство и безопасность 18 приложений каршеринга с позиции пользователей. Специалисты искали и бронировали автомобили, совершали поездки в разных городах (в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и Волгограде), изучали политику конфиденциальности и договоры. Лидером по совокупности всех критериев стало приложение «Яндекс.Драйв», которое два года назад занимало предпоследнее место в аналогичном рейтинге. «Делимобиль» и BelkaCar сохранили свои позиции в первой тройке.

Удобство

  • Наиболее функциональными и удобными признаны приложения «Яндекс.Драйв», «Делимобиль» и BelkaCar. Четвертое место занял оператор Cars7.
  • По простоте и качеству навигации лучшие результаты показали «Делимобиль» и Cars7.
  • Все сервисы, кроме YouDrive и Bumerang, подсказывают пользователю, какие документы ему нужно подготовить к регистрации.
  • Во всех приложениях, кроме Rentmee и Cars7, есть возможность позвонить в службу поддержки.

Цифровая безопасность

  • Не все приложения позволяют установить пароль на вход: на Android это возможно только в BelkaCar и Cars7, а на iOS во всех протестированных сервисах, кроме «Делимобиля», YouDrive и Rentmee.
  • Только у YouDrive и Rentmee имеется возможность удалить аккаунт в приложении, клиентам остальных операторов нужно обратиться в службу поддержки.
  • В приложениях BelkaCar, Rentmee и Bumerang есть общее указание о передаче данных третьим лицам в рекламных целях, но только у «Делимобиля» и «Яндекс.Драйва» подробно описано, кто получает доступ к данным пользователей.

Источник: Роскачество

Одной строкой

Рейтинг недели

Международная организация защиты прав потребителей Consumer Choice Center выпустила первый индекс Экономики шеринга (CCC Sharing Economy Index). Аналитики изучили, как модели совместного пользования эксплуатируются бизнесом в 52 самых развитых городах мира. Индекс учитывает объем услуг sharing economy, доступных потребителям в этих мегаполисах, а также условия работы с такими проектами и особенности местного законодательства.

Топ-10 городов с наиболее доступными сервисами шеринга в 2020 году:

  1. Таллин
  2. Вильнюс
  3. Рига
  4. Москва
  5. Санкт-Петербург
  6. Варшава
  7. Киев
  8. Сан-Паулу
  9. Тбилиси
  10. Хельсинки

Таллин открывает этот рейтинг. В столице Эстонии, по мнению исследователей, сервисы шеринга транспорта и жилья пользуются наибольшей свободой и достигли высокого уровня цифровизации. Вильнюс, Киев, Сан-Паулу и Тбилиси отличаются активным развитием каршеринга. Таллин и Киев получили от аналитиков наивысший балл за популярность спортивных шеринг-приложений.

Источник: Consumer Choice Center

Что почитать

В октябре 2020 года выходит книга редактора журнала New York Magazine Ривза Видемана «Миллиардер-неудачник: эпический взлет и впечатляющее падение Адама Неймана и WeWork», в оригинале Billion Dollar Loser: The Epic Rise and Spectacular Fall of Adam Neumann and WeWork. Ривз Видеман пишет о быстром подъеме и стремительном крахе компании, кульминацией которого стало катастрофическое IPO в 2019 году и негатив в отношении главы компании Адама Нейманна. В 2010 году WeWork, казалось, была готова изменить офисную культуру во всем мире. Адам Нейманн, иммигрант, решивший разбогатеть в США, задумал перепрофилировать пустующие офисы Нью-Йорка в пространство для фрилансеров. Сеть коворкингов привлекала крупных инвесторов и расширялась с головокружительной скоростью. Но миллиардные вливания не смогли обеспечить успех хаотичной экспансии WeWork.

Что посмотреть

Платформа для шеринга жилья Airbnb запустила новую серию онлайн-экскурсий и активностей. Компания решила поддержать учащихся на удаленке детей, чьи возможности путешествовать и познавать мир сегодня сильно ограничены. К проекту привлекли ученых, общественных деятелей и знаменитостей. Например, актриса Оливия Уайлд проводит мастер-класс по сторителлингу. А телеведущий Билл Най рассказывает о научных открытиях. Участники других онлайн-мероприятий Airbnb могут виртуально погулять по Шри-Ланке, попробовать себя в искусстве оригами в Японии, провести день в Париже. Всего в коллекции более 75 программ из 20 стран мира. Как выглядит такая экскурсия, можно посмотреть на YouTube-канале Airbnb.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 16.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть