Новая экономика в поисках себя: дайджест шеринга № 10

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: в поисках предназначения шеринга

  • Проблема

Профессор канадского Университета Райерсона Дебора де Ланге в своей статье о социальных аспектах развития шеринга отмечает, что инвесторы охотнее вкладываются в проекты, нацеленные на получение стабильной прибыли, а не на воспитание ответственных потребителей. Автор иллюстрирует свою мысль примерами Uber и Airbnb, которые привлекают инвесторов прежде всего понятной схемой заработка и перспективами роста. Профессор считает, что шеринговый бизнес должен развиваться на благо общества, а не акционеров. Чтобы сохранять верность этой идеологии, компаниям придется оставаться небольшими нишевыми проектами. В пример де Ланге приводит канадский проект Communauto. Это локальная каршеринговая компания, не претендующая на глобальный рынок. Ее бизнес интегрирован в городскую транспортную систему и сфокусирован на сокращении автомобильного потока и вредных выбросов.

«Инвесторы сосредоточены на том, чтобы делать деньги, а не делиться», — Дебора де Ланге, профессор канадского Университет Райерсона.

Другие экономисты высказывают опасения о том, что клиенты шеринговых услуг недостаточно ценят ресурсы временного пользования, руководствуются исключительно соображениями экономии, а не принципами ответственного потребления. Исследование европейского банка ING показало, что полученные в процессе шеринга товары зачастую слишком быстро утилизируются, заменяются или перепродаются. Идея пролонгированного срока эксплуатации или сокращения количества потребляемого товара не работает. Исследователи выяснили, что шеринг позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду в краткосрочной перспективе (за счет сокращения производства товаров и спроса на сырье), но в долгосрочном периоде ожидаемый положительный эффект уменьшается, потому что люди легче расстаются с б/у приобретениями.

Глобальная ретейл-платформа Farfetch, которая выступает за ответственное потребление и развивает ресейл премиальных брендов, провела собственное исследование. И его вывод: покупка подержанной одежды снижает спрос на новую. В отчете Farfetch говорится, что 65% покупок секонд-хенда в США и Великобритании фактически препятствовали приобретению чего-то нового. Интересно, что при этом мотивы потребителей вполне утилитарные: 42% покупают б/у одежду из-за привлекательной цены, а 30% находят в ресейле уникальные вещи. И только 13% руководствуются идеями ответственного потребления.

Цифра недели

На 414%

вырастет мировой рынок онлайн-ресейла в течение следующих пяти лет

Источник: Отчет ThredUp и GlobalData Retail

Одной строкой

Как это работает

Журналисты индийского издания The Economic Times обобщили опыт шеринговых компаний, которые пытаются перезапустить свой бизнес, и выявили новые тренды в этой сфере:

  • каршеринги минимизируют сменяемость водителей у машин;

  • коворкинги выделяют в полтора-два раза больше офисной площади на каждого работника;

  • коливинги снижают тарифы и отказываются от ежегодного повышения арендной платы;

  • шеринговые компании переориентируют свои сервисы на коллективных пользователей.

Опрос недели

В ходе опроса в мае 2020 года американцы оценили, как они воспринимают те или иные услуги на фоне пандемии:

  • аренда частного жилья

11% — совершенно комфортно

31% — совершенно не комфортно

  • шеринг транспорта

9% — совершенно комфортно

36% — совершенно не комфортно

Источник: eMarketer

Инструкция недели

Опытный пользователь каршеринга Сергей Шматков составил пошаговое руководство по оптимизации расходов на краткосрочную аренду транспорта:

  1. Учитывать, что при первом подключении к сервису всегда бывают скидки.

  2. Указывать точное место назначения — цена ниже на поездки в центр города в непопулярные часы.

  3. Указание точного места и времени завершения аренды может снизить итоговую стоимость.

  4. Перед длительной поездкой лучше оформлять проездной на месяц.

  5. Использовать специальные условия от банков с кэшбеком на карту.

Цитата недели

«Экономике понадобится максимум три года, чтобы восстановиться. То же самое будет и с шеринг-экономикой. Возможно, она восстановится еще быстрее, так как люди сейчас трепетно относятся к деньгам, у многих упал доход из-за эпидемии, коллективное потребление в такой ситуации будет востребовано».

Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис»


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 26.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть