Борис Голиков — о том, выживет ли каршеринг после пандемии

Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК
Основатель сервиса YouDrive рассказал РБК Тренды, за счет чего каршерингу удается держаться на плаву в условиях запрета на его использование и почему после отмены ограничений спрос на услугу может быть выше, чем прежде

Об эксперте: Бориса Голикова называют серийным предпринимателем. Летом 2015 года он создал каршеринг YouDrive, в котором сейчас является генеральным директором, через год запустил сервис Pump.today, позволяющий автомобилистам, у которых неожиданно закончился бензин, через мобильное приложение заказать доставку топлива. Развивает также сервис аренды электрических самокатов Lite. Первоначальный капитал Голиков заработал в сфере музыкального цифрового контента.

О компании: Контрольный пакет каршеринговой компании YouDrive с августа 2019 года принадлежит Mail.ru Group. Компания объединяет непосредственно каршеринг YouDrive (Москва, Санкт-Петербург и Сочи), а также сервис краткосрочной аренды машин для такси YouDrive Business и платформу для передачи автомобилей в каршеринг YouDrive Pool. На момент сделки пользователям сервиса было доступно более 2,5 тыс. автомобилей, в течение года планировалось увеличить их число до 10 тыс.

— В ноябре, когда в рамках РБК был запущен тренд «Экономика шеринга», этот сегмент рынка оценивался как один из самых перспективных с точки зрения роста. За прошедшие полгода ситуация кардинально изменилась. По вашим оценкам, у экономики совместного потребления все еще есть перспективы после пандемии коронавируса?

— Шеринг-экономику, по сути, поставили на паузу. Но я вижу в этом не только минусы. Возможно, то, что сейчас происходит, даст новый, еще больший, толчок развитию этого сектора. Если мы говорим про каршеринг в частности, то я думаю, что с выходом из режима самоизоляции, когда запрет на предоставление этой услуги будет снят (предполагается, что это произойдет с 12 мая), у нас станет больше пользователей. И для этого есть две причины.

Экономика шеринга «Это было волнительно!»: читатели РБК — об опыте использования каршеринга

Во-первых, это, конечно, безопасность, потому что в каршеринге вы едете один или вдвоем со знакомым. В общественном транспорте вас окружает большое количество незнакомых людей, соблюдать необходимую дистанцию довольно сложно.

Во-вторых, это доступность услуги. Денег у людей становится все меньше, а покупка личного автомобиля — мероприятие не дешевое, тогда как каршеринг — это очень легкая и дешевая возможность стать водителем и пользоваться автомобилем, как собственным.

— Как вы используете свой автопарк во время вынужденного простоя?

— Нам пришлось немного переформатировать компанию, и с 16 апреля мы начали предлагать услугу доставки на наших автомобилях с помощью наших же техников и обслуживающего персонала. За счет этого удалось достичь очень невысокой стоимости доставки — 200 руб., и это фиксированная цена. Я вижу, что сервис набирает популярность очень быстро: из 4,5 тыс. наших автомобилей на доставке уже заняты порядка 500, и, думаю, показатель будет расти.

Фото:Zuma / ТАСС
Экономика шеринга Как работает безопасная доставка заказов в эпоху коронавируса

Для нас это не только вопрос использования автомобилей. Мы имеем достаточно большой штат обслуживающего персонала нашего парка. Эти люди, в основном, находятся на подряде и поэтому им сейчас очень нужна работа. Мы их посадили в машины, которые они обслуживают, и начали принимать от наших же пользователей заказы. Сделали несложный интерфейс ввода двух адресов с комментарием, что везем, и добавили одну кнопку «оплатить». Вот, собственно, и все.

— А может ваш человек поехать, допустим, в «Перекресток» и закупить там продукты? Это было бы очень кстати в условиях, когда торговые сети испытывают пиковые нагрузки с доставкой.

— Вы можете попросить нашего курьера о чем угодно. Другой вопрос в том, как вы решите с ним вопрос оплаты этих продуктов.

Индустрия 4.0 Как «ВкусВилл» нарастил заказы, не меняя время и стоимость доставки

— А если использовать ваши автомобили, чтобы помочь торговым сетям с доставкой? Если раньше продукты привозили на следующий день, то теперь надо ждать дня три, ловить слоты…

— Мы уже помогаем ряду компаний решать вопрос доставки — работаем с «Самокатом», «СберМаркетом». Предоставляем либо автомобиль, либо сразу автомобиль с водителем.

— Получается, что нестандартное мышление помогает вам в такой сложной ситуации как-то держаться на плаву. Можете вспомнить, какие ваши идеи находили отклик на рынке?

— Вы знаете, без лишней скромности скажу, что YouDrive является тренд-сеттером на рынке каршеринга. Многие вещи, которые мы первыми внедрили, сейчас являются стандартом отрасли. К примеру, мы первыми ввели онлайн-регистрацию без физического подписания договора, сделали так, чтобы наши автомобили всегда были заправлены и люди не ездили на заправку сами, внедрили скоринговую систему оценки стиля вождения. Все эти сервисы являются сейчас стандартами и есть в каждом каршеринге.

Фото:YouDrive
Экономика шеринга Почему YouDrive готов распродать свой автопарк клиентам

— Какой помощи вы ждете сейчас со стороны государства?

— Мы не привыкли ждать помощи от государства, но, конечно, хотелось бы, чтобы каршеринг отнесли к списку отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, потому что нас просто закрыли, вообще, полностью. При этом расходы наши никуда не исчезают, и 50% из них — это лизинг. Сейчас основная задача — договориться о реструктуризации наших лизинговых платежей. В целом, нам удается достигнуть некоего консенсуса с лизинговыми компаниями, которые идут на то, чтобы заморозить нам платежи сейчас и перенести их на будущее время. Но для нас все равно это довольно сложно, потому что ту выручку, которую мы сегодня не получаем из-за того, что наш бизнес просто остановлен, мы не сможем никак возместить, то есть это на 100% потерянная выручка.

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

— Я видела данные аналитиков, которые оценили потери каршеринговых компаний примерно в 250 млн руб. в неделю. Это верная оценка, на ваш взгляд?

— Думаю, да.

— По вашим прогнозам, когда ситуация более-менее разрешится?

— Мы очень надеемся, что с 12 мая возобновим работу. Все каршеринговые компании — не только мы — готовы выполнять любые требования Роспотребнадзора: обеспечить серьезную дезинфекцию автомобилей, наладить проверку цифровых пропусков на уровне приложения и много чего еще. Мы гарантируем, что каршеринг будет намного безопаснее в текущей ситуации, чем общественный транспорт или такси.

Лучше, чем ничего

С 25 мая в Москве в соответствии с указом мэра в ограниченном режиме возобновил работу каршеринг. Для передвижения по Москве у клиента каршеринговых компаний должен быть цифровой пропуск. Он может арендовать машину не менее чем на пять дней. Перед передачей машины клиенту ее должны дезинфицировать.

«То, как нам сегодня разрешено работать, сложно назвать каршерингом, скорее это обычная аренда. Как мы знаем, после новости о банкротстве Hertz классическая аренда чувствует себя не очень хорошо. Точно так же и нам не стоит рассчитывать на большой спрос: выгоднее ездить на такси, чем арендовать каршеринг на пять дней. Но, в любом случае, это лучше, чем ничего», — прокомментировал Борис Голиков.

Экономика шеринга Дошли до выручки: рентабельность шеринг-экономики — миф или реальность

— Придется ли вам повышать цены на свои услуги, чтобы хоть как-то компенсировать потери после простоя?

— Я думаю, что цены поднимать, конечно, нельзя, потому что мы рискуем остаться без клиентов.


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 26.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть