
Эксперт: Николай Колпаков, генеральный директор АНО «Инновационный инжиниринговый центр».
— Последние три года в России постоянно говорят об импортозамещении. Такого периода достаточно, чтобы промышленность качественно изменилась?
— Нет. Иногда мы слышим от наших партнеров, что вопрос импортозамещения в России можно считать закрытым. Погружение в детали показывает, что это совсем не так: за три года невозможно создать и развить современную технологическую базу. И здесь нужно учесть не только реалии последних лет, но и десятилетий до этого. За последние 30 лет отечественная промышленность во многих отраслях утратила ряд ключевых компетенций. Из-за отсутствия системных заказов от крупных игроков в стране сформировалась модель ограниченного рынка, на котором не работают привычные законы открытого рынка.
— Что вы имеете в виду?
— При открытом рынке у бизнеса есть равный доступ ко всем решениям сразу — и компании могут свободно выбирать наиболее подходящее. Такой подход долго декларировался, но на деле практически все технологические решения, которые закупали предприятия, были иностранными. В результате изменилась структура рынка: в целом ряде отраслей просто нет российских технологий и готовых продуктов, удовлетворяющих требованиям заказчика. Теперь, когда рынок снова открылся для российских производителей, им не хватает технологических заделов и компетенций, чтобы освоить новое производство.
— Получается, реальных достижений в импортозамещении нет?
— Не совсем. Наш главный результат — создание и успешный запуск работающего механизма партнерства корпораций-заказчиков и предприятий, который поставляет им российские решения. Прежде они не умели разговаривать на одном языке.
— Что это значит?
— Корпорации привыкли к определенным продуктам зарубежного производства и ждут от отечественных компаний того же уровня качества, стоимости и наличия нужного заказчику функционала. А некоторые производители пользуются конъюнктурой, чтобы продавать устаревшие решения в логике «что есть, то и покупайте».
Таким поставщикам нужно объяснить, что подобное поведение вредит их собственному бизнесу. Если они сами не будут стараться удовлетворить существующий спрос, то в итоге их вытеснят с рынка индийские, китайские и другие игроки, в том числе российские, готовые к диалогу с заказчиком. Чтобы отечественные компании выдержали конкуренцию с зарубежными производителями, мы запустили программу «доращивания» малых и средних предприятий до уровня технико-экономических требований к продукции со стороны крупнейших российских заказчиков.
Корпорации непосредственно вовлечены в реализацию грантовой программы: заказчик гарантирует заказ, определяет производителя и совместно с АНО «Инновационный инжиниринговый центр» как медиатором участвует в каждом этапе реализации проекта. Это позволяет поддерживать действительно актуальные и востребованные проекты для российской промышленности.
— Можно ли назвать «Инновационный инжиниринговый центр» пионером в создании кооперационных механизмов работы российских корпораций и предприятий?
— Да, мы разработали и реализовали методологический подход, обеспечивающий неконфликтную синхронизацию работы корпораций по экономически обоснованному импортозамещению по схожим техническим и технологическим потребностям.
Это происходит через сеть совместных координационных советов и проектных офисов. Координационные советы формируются на уровне руководства корпорации, включая представителей производственного и инвестиционного блоков. С помощью таких координационных советов мы соблюдаем баланс интересов заказчика и производителя, а также экономическую целесообразность реализации проекта.
— Сколько заказчиков из корпоративного сектора подключилось к этой инициативе?
— Мы реализовали этот подход совместно с 20 крупнейшими российскими корпорациями, такими как «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Ростех», «Росатом», Сбербанк, Промсвязьбанк и другие.
— Решения, созданные в интересах одной компании, могут передаваться еще одному заказчику?
- Верно. Это очень важно для производителей, так как помогает обеспечить серийность, а значит снизить себестоимость. Мало какой бизнес согласится вкладываться в разработку, если потребность в таком изделии составляет несколько штук.
Если заказ одной корпорации-заказчика слишком мал для того, чтобы обеспечить рентабельность проекта по выпуску новой продукции, это решение предлагается другим корпорациям через сеть совместных координационных советов. В результате у предприятия появляется несколько заказчиков вместо одного, серийность выходит на новый уровень — и появляется ресурс для снижения себестоимости. В выигрыше все: у предприятия больше заказов, а для корпораций — конкурентоспособная цена.
— Приведите, пожалуйста, пример проекта, реализованного при помощи механизма кооперации.
— Один из самых крупных проектов — строительство ледостойкой газодобывающей платформы по заказу «Газпрома». Платформа эксплуатируется в суровых климатических условиях на месторождении «Каменномысское море», расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. Кооперация состоит из 360 российских предприятий, получивших соответствующие заказы. Всего в рамках проекта мы помогли импортозаместить 84 наименования оборудования, в том числе четырнадцать прежде не производившихся на территории Российской Федерации.
Другой пример — создание и производство антистатических топливораздаточных рукавов для заправки воздушных судов. Из-за санкций стали невозможны их поставки в Россию из-за рубежа. Новый продукт разрабатывали и производили в течение полутора лет совместно с несколькими научно-исследовательскими институтами. Сегодня более 2 тыс. км антистатических топливораздаточных рукавов ИННАРР полностью российского производства уже поставлены заказчикам.
— Какие вопросы сейчас наиболее актуальны?
— Как я уже говорил, в настоящее время под влиянием геополитических факторов изменилась структура рынка: в ряде отраслей просто нет российских продуктов, удовлетворяющих требованиям заказчика. Для их «выращивания» необходимо пересматривать подходы к закупкам продукции, не производящейся серийно на территории Российской Федерации. Предприятия, которые готовы вкладывать собственные средства в создание и производство такой продукции, должны иметь возможность минимизировать риски спроса через заключение договоров «будущей вещи», гарантирующих выкуп со стороны ключевых потребителей.
Также важно решить вопросы, связанные с дешевыми инвестиционными деньгами для промышленности, например за счет разделения ключевой ставки для потребительских и инвестиционных кредитов, и найти способ создания простого и понятного механизма юридического гарантирования заказов со стороны ключевых российских потребителей.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.