3 млн транзакций в час: как обеспечить бесперебойную работу банка

Фото: iStock
Фото: iStock
Мгновенные операции позволяют банку успешно конкурировать на рынке. Для этого нужна система, способная обрабатывать миллионы транзакций. Рассказываем, как Газпромбанк модернизировал расчетный центр

Эксперт: Иван Варжавин, исполнительный вице-президент Газпромбанка.

Фото: пресс-служба Газпромбанка
Фото: пресс-служба Газпромбанка

Банк в эпоху IТ-неопределенности

— Как информационные технологии влияют на работу финансовых организаций?

— Цифровая трансформация — это процесс, от которого зависит конкурентоспособность банка. Выделю четыре ключевых направления.

Первое — развитие дистанционных сервисов и их персонализация под каждого пользователя, будь то розничный или корпоративный клиент.

Второе — применение ИИ в разных областях: от расчета финансовых моделей до работы колл-центра.

Третье — повышение отказоустойчивости технологических решений. Они должны сохранять работоспособность даже при сбоях отдельных компонентов, так как клиентам важно иметь доступ к банковским сервисам в любое время.

И четвертое — импортозамещение, которое стало особенно актуальным после ухода с российского рынка иностранных поставщиков оборудования и программ.

— Какие направления цифровой трансформации наиболее приоритетны?

— Все те, что я упоминал выше, важны. Невозможно сконцентрироваться только на одном направлении. В Газпромбанке цифровые технологии трансформируют разные процессы. Например, в части отказоустойчивости и непрерывности сервисов одним из наиболее важных проектов является модернизация расчетного центра. Задача этого проекта в том, чтобы мы как банк обеспечивали клиентам бесперебойное проведение их платежей.

Расчетный центр банка — это система, которая помогает выполнять внешние по отношению к банку финансовые операции физических и юридических лиц. В ней обрабатываются разные платежи: переводы денег между клиентами, оплата налогов, штрафов и др.

— Кроме общего тренда на цифровизацию с чем еще была связана потребность модернизировать расчетный центр?

— Центральный банк России обязывает системно значимые банки с государственным участием переводить объекты критической инфраструктуры (информационные системы важнейших предприятий страны. — «РБК Тренды») с иностранных технологий на российские решения. Наш расчетный центр использовал зарубежную инфраструктуру и систему управления базами данных, поэтому перед нами стояла задача миграции на российское решение.

СУБД (система управления базами данных) — программное обеспечение, которое помогает управлять данными: создавать, хранить, организовывать и использовать базы (хранилища) данных, выделять из них нужную информацию, а также обеспечивать их безопасность и целостность.

Между надежностью и производительностью

— В чем сложности такой модернизации?

— В основном в масштабе и сроках. Расчетный центр Газпромбанка активно развивается более 15 лет. Воспроизвести всю его функциональность в короткий срок очень сложно. Еще один вызов — необходимость обеспечить бесперебойную работу системы.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Банки будущего: 5 трендов развития финансового сектора в России

— Какие требования предъявляли к новой системе?

— Ключевым критерием помимо надежности было время выполнения запросов к базе данных. Мы определили, что новый расчетный центр должен обрабатывать 1000 транзакций в секунду.

Также нам важно было найти баланс между временем обработки транзакций и стабильностью при высоких нагрузках. Дело в том, что при высокой скорости обработки транзакций в базе данных и на системном уровне могут возникать непредвиденные блокировки/ошибки, которые напрямую влияют как на целостность данных, так и на стабильность всей системы. С другой стороны, из-за создания резервных механизмов и дополнительных проверок операции будут обрабатываться дольше.

— Какую СУБД выбрали и почему?

— Российский рынок реляционных СУБД достаточно ограничен. Мы остановились на СУБД YDB. Эта система позволяет работать с очень большим количеством транзакций.

Реляционная СУБД — это система управления базами данных, в которых информация представлена в виде таблиц, связанных между собой с помощью ключей.

YDB — универсальная реляционная СУБД с открытым ядром для бизнес-критичных систем федерального масштаба. Позволяет разрабатывать высоконагруженные и геораспределенные транзакционные приложения, корпоративные хранилища и системы потоковой обработки данных.

СУБД YDB сохраняет работоспособность при выходе из строя оборудования на одном или нескольких узлах. Для наглядности представьте, что СУБД — это самолет с одним двигателем. При выходе из строя двигателя самолет просто не сможет дальше лететь. Так вот, СУБД YDB — это не просто самолет с несколькими двигателями, а самолет, способный лететь даже на одном двигателе.

К тому же СУБД может масштабироваться за счет своей внутренней архитектуры, то есть в перспективе мы сможем обрабатывать еще больше данных.

— Как обеспечивается защита данных в новой архитектуре расчетного центра?

— В банковском секторе существуют обязательные требования к информационной безопасности. СУБД YDB сертифицируется по четвертому уровню доверия, который устанавливает необходимые меры защиты информации для государственных информационных систем первого класса защищенности.

Фото:Freepik
Экономика инноваций Новый подход к кибербезопасности: почему бизнес переходит на Zero Trust

Результаты и перспективы

— Сколько времени заняла модернизация расчетного центра?

— Проект стартовал в середине 2023 года. Сейчас система уже обрабатывает до 3 млн транзакций в час. Через обновленную инфраструктуру проходят многие виды платежей, в том числе штрафы за нарушение ПДД и налоги.

— Какой финансовый эффект получил банк от внедрения такой системы?

— Каждый простой или сбой в критической инфраструктуре стоит банку денег. Эти потери зависят от объемов операций и масштабов бизнеса. Внедряя новую технологию, мы практически исключаем такие простои. Второй эффект — увеличение скорости обработки операций, что тоже влияет на бизнес-показатели.

Производительность увеличилась минимум в десять раз. Например, операции по оплате налогов и штрафов, которые пользователи проводят через портал госуслуг, раньше занимали много часов и выполнялись в течение всего дня. Из-за этого обработка других транзакций замедлялась. С внедрением новой СУБД мы развели эти потоки, и теперь такие платежи обрабатываются за один-два часа.

— Какими будут следующие шаги в IT-трансформации банка?

— Что касается модернизации расчетного центра, сегодня на новую СУБД переведена часть его функций. Заявленные параметры отказоустойчивости подтверждаются ежедневно. Планируем завершить реализацию проекта к середине 2025 года. В дальнейшем мы будем переводить и другие системы банка на отечественное ПО и оборудование.

— Какие тренды больше всего повлияют на банковскую отрасль в ближайшие три года?

— Тенденции, актуальные сегодня, в будущем будут усиливаться. Это импортозамещение, повышение доступности сервисов, использование искусственного интеллекта. Уверен, что через три-четыре года технологии ИИ станут неотъемлемой частью банковских процессов. Если говорить о расчетах, будут набирать обороты альтернативные пути проведения платежей, в том числе с использованием цифровых денег и криптовалют.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 02.06.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть