
Об эксперте: Роман Королев, коммерческий директор «Яндекс 360».

SaaS (англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — готовые облачные приложения для решения прикладных задач. Например, сервисы электронной почты, конструкторы для создания сайтов или CRM-системы.
Рынок Saas сегодня и завтра
— Как сегодня чувствует себя мировой и российский рынок SaaS-решений?
— Рынок SaaS-решений уже прошел период бурного роста, когда компании массово переходили на облачные сервисы для организации удаленной работы. Сегодня ажиотаж на всеобщую удаленку несколько спал, однако гибридный формат работы остается рабочей схемой для многих компаний. И вот они как раз и продолжают использовать облачные решения, эффективно сочетая офисную и дистанционную работу, в том числе из разных точек на карте.
В то же время сегодняшний рынок сталкивается с серьезными вызовами, главные из которых связаны с необходимостью инвестировать в инфраструктуру и информационную безопасность. Например, мы видим рост расходов на серверное оборудование на рынке примерно на 40% за последний год. Дополнительным фактором, влияющим на рынок, стало активное распространение искусственного интеллекта, внедрение которого требует значительных ресурсов и инвестиций.
— Каких решений бизнес ожидает от SaaS-продуктов. Что сейчас в топе запросов?
— Потребности бизнеса в SaaS-решениях сильно зависят от индустрии, размера и структуры компании, однако есть общие моменты, актуальные для всех.
Компании выбирают облачные решения в том числе из соображений безопасности. Собственными силами дорого и сложно обеспечить тот же уровень, на котором находятся сегодня крупные игроки рынка IT. Например, наше облачное хранилище «Диск» обеспечивает проверку файлов встроенным антивирусом и шифрует данные при их передаче. По последним данным, объем хранимой информации уже достиг экзабайта — это тысячи тысяч гигабайт надежно защищенных данных.
Создание и поддержка подобной инфраструктуры внутри компании потребовала бы огромных ресурсов и штат специалистов по информационной безопасности. Очевидно, что создание и поддержка такой инфраструктуры своими силами неэффективны.
— То есть разработка собственных облачных решений бизнесу больше не актуальна?
— В таких масштабах это действительно так. Еще один пример: спам-фильтрация, как базовая почтовая функция, на самом деле требует огромных ресурсов — обучения сложных математических моделей и обработки большого количества писем. Если обратиться к нашей почте, то это число будет более 260 млн писем только за сутки. Компании, которые пытаются создавать аналогичные решения самостоятельно, быстро начнут отставать от подобных объемов, и в целом не смогут выдержать темпов развития специализированных облачных сервисов.
— Какие индустрии наиболее заинтересованы в SaaS-решениях?
— Безусловным лидером по открытости к облачным решениям остается ретейл. Здесь бизнесу жизненно необходимо быстро реагировать на изменения, оперативно тестировать новые идеи и масштабироваться в зависимости от меняющегося спроса.
Электронную коммерцию я бы поставил на второе место. Это столь же популярный сегмент с особенно высокими требованиями к скорости внедрения изменений. Здесь гибкость и адаптация становятся конкурентным преимуществом, и облачные решения помогают достичь оперативных результатов.
Производственный сектор и промышленность в последние годы также демонстрируют стабильный рост интереса к SaaS. Компании этого сектора используют облачные сервисы, чтобы повысить свою эффективность и автоматизировать ряд процессов, которые раньше могли быть несколько неповоротливыми в силу специфики индустрии.
Менее очевидные, но не менее значимые примеры: здравоохранение и финансы. В сфере медицины SaaS-решения применяются в контексте хранения и защиты чувствительных персональных данных. Это позволяет не только упростить работу с медицинской информацией, но и обеспечить соответствие строгим стандартам безопасности.
Банки и финтех-компании, несмотря на традиционно консервативный подход и строгие регуляторные требования, все чаще интегрируют облачные решения в свои процессы, особенно в части аналитики, внутренней автоматизации и клиентского сервиса.
— Звучит так, как будто облачные технологии полностью вытеснят локальные решения?
— Сегодня SaaS-решения все активнее дополняют традиционные on-premises подходы (программное обеспечение или системы, которые устанавливаются и работают на собственном серверном оборудовании и в локальной инфраструктуре компании, а не в облаке или на серверах третьих сторон), а выбор между ними определяется задачами бизнеса. В одной организации могут одновременно использоваться и облачные сервисы, и локальные решения. Просто в некоторых случаях SaaS более удобен и эффективен.
Впрочем, не стоит забывать об организациях с особыми требованиями, например, государственных структурах или финансовых учреждениях, работающих с финансовой или государственной тайнами. У них, как правило, есть жесткие внутренние регламенты, требующие, чтобы данные физически хранились на их собственных серверах, без доступа к внешним облакам. Поэтому модель on-premises никуда не исчезнет и также будет развиваться, мы сами активно разрабатываем ее для сервисов «Яндекс 360» и Yandex Cloud.
— Как изменились стратегии монетизации SaaS-продуктов? В сторону подписок, кастомизации или комплексных решений?
— Финансовая модель SaaS-сервисов сегодня базируется на принципе комплексности. Компании предпочитают приобретать единое решение, способное закрывать сразу несколько потребностей. Такой подход позволяет значительно экономить деньги и ресурсы, минимизируя сложности интеграции и технической поддержки разрозненных сервисов.
Сегодня мы также наблюдаем положительный отклик на модель ценообразования, ориентированную на ценность (value-based), по которой «Яндекс 360» и двигается. Мы стремимся устанавливать тарифы, исходя не просто из набора функций, а из реальной пользы и удобства, которые получают наши клиенты.
— И в чем конкретно при таком подходе заключается выгода пользователей и бизнеса?
Польза заключается в едином пакетном решении, которое развивает сервисы целиком, а не по отдельности, а также сохраняет их высокий уровень доступности и безопасности. Такой подход широко распространен среди мировых лидеров рынка и позволяет эффективно масштабировать сервисы, развивать новые возможности с ИИ или же инфраструктурным усовершенствованием.
В соответствии с этим подходом и активным развитием «Яндекс 360», с 15 апреля 2025 года мы запустили обновленную тарифную линейку, включающую сервис «Доски» и новые ИИ-инструменты для бизнеса: «Нейрофильтр» в «Почте» и конспект встреч в «Телемосте», чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей в рамках единого решения. Итоговая стоимость вырастет, однако подчеркну, мы делаем это впервые за несколько лет, одновременно с этим предоставляя более совершенные решения в части безопасности и функциональности.
ИИ в помощь, но не на замену
— Как искусственный интеллект поменял и продолжает менять SaaS-решения?
— SaaS-игроки все активнее внедряют функции на основе искусственного интеллекта в свои продукты: добавляют генерацию текста для писем, помогают оптимизировать хранилище данных или поиск по нему.
При этом я убежден, что все ИИ-доработки делаются всегда в помощь пользователю. Не нужно делать фишку ради фишки. Важно создать полноценных рабочих помощников, которые будут решать задачи людей в более короткие сроки.
— Какие ИИ решения по-вашему необходимо внедрять в SaaS-продукты?
— Сегодня на рынке становится более востребованным функционал, основанный на генеративных ИИ-моделях, например, умные дайджесты и текстовые резюме. Они помогают пользователям экономить время, вычленяя главное из массивов информации: писем, рабочих чатов, видеозвонков. Особенно актуальны такие подходы в условиях распределенных команд и большого объема ежедневных сообщений в разных коммуникационных каналах. И мы идем в этом направлении: уже запустили еженедельный дайджест важной информации из писем, конспект созвонов, создали отдельный ИИ-инструмент для поиска и обработки большого объема данных.
Отдельно стоит отметить интерес бизнеса к усилению возможностей администрирования и безопасности. Все чаще появляются запросы на расширенные права для администраторов, аудит логов (записи обо всех событиях в системе), мониторинг пользовательской активности и быстрое реагирование на инциденты.
Наконец, компании более крупного масштаба нуждаются в решениях, которые позволяют объединять их в едином пространстве и управлять ими централизованно. Такие нововведения требуют изменений в архитектуре самих платформ, поэтому бизнес тоже может обратиться к SaaS за таким сервисом. Наш пример — это опция «Федерации», где можно объединить различные дочерние компании под централизованное управление. Это была трудоемкая задача, на реализацию которой потребовалось около двух лет, но теперь мы можем предложить ее клиентам.
— Как вы считаете, куда дальше будет развиваться искусственный интеллект в SaaS-сервисах?
— Я полностью согласен с Ларри Эллисоном, основателем Oracle, который сравнивает появление искусственного интеллекта с такими эпохальными событиями, как изобретение электричества или промышленная революция. ИИ — это новый технологический виток, который существенно изменит все наши повседневно используемые сервисы.
В перспективе искусственный интеллект будет полностью интегрирован не только на уровне отдельных продуктов, но и на уровне экосистемных решений. Это будет глубокая персонализация пользовательского опыта. Представьте: вы садитесь в такси, где сразу играет ваша любимая музыка, а виртуальный помощник уже готов голосом зачитать письма из вашей почты или создать встречу по вашему голосовому указанию.
Будущее взаимодействие SaaS и искусственного интеллекта — это максимальное избавление пользователей от рутины, автоматизация всех типовых задач и полная адаптация сервисов под индивидуальные потребности.
От локального к глобальному
— Как ограничения и уход зарубежных игроков сказались на развитии российского рынка SaaS?
— Изменения на рынке дали серьезный импульс развитию отечественного рынка SaaS-решений. Уход западных сервисов стал вызовом, который побудил нас активно двигаться вперед. Хороший и достаточно публичный пример быстрого перехода — компания Faberlic, которая полностью перевезла две тысячи сотрудников на «Яндекс 360» всего за три дня.
Сегодня российские компании предъявляют высокие требования к качеству и функциональности продуктов, особенно в таких секторах, как банковский, производственный и ретейл. Это стимулирует локальных разработчиков создавать конкурентоспособные решения, развивает внутренние компетенции и формирует новые рабочие места.
Когда отечественные сервисы полностью заместят западные решения на внутреннем рынке, следующим логичным шагом станет выход за рубеж. Мы уже начали расширять свое присутствие за пределами России — вышли в Беларусь и в ближайшее время планируем выход в другие страны. Это важные шаги в рамках нашей стратегии. В то же время полноценный выход на международные рынки требует не только сильного продукта, но и организационной готовности — локализации поддержки, работы с платежами, адаптации к требованиям и ожиданиям разных стран. Движемся в этом направлении и уверены, что потенциал у наших решений есть. Целимся в этот сценарий, но на него нужно еще время и ресурсы. Когда мы будем готовы не только продуктово, но и организационно. Когда научимся принимать платежи, оказывать поддержку на локальных языках и адаптироваться к специфике других стран, тогда можно будет говорить о выходе на международные рынки.
— Какие тренды будут определять развитие SaaS-рынка в ближайшее время?
— Безусловный тренд номер один — это внедрение искусственного интеллекта, о котором мы уже проговорили. ИИ становится обязательным инструментом для повышения эффективности бизнеса и оптимизации рабочих процессов. Именно искусственный интеллект позволит компаниям снизить затраты и автоматизировать рутинные операции. По нашим подсчетам, можно сэкономить около 20% рабочего времени сотрудников, поэтому наша задача — дать возможность пользователям облегчить свою повседневную работу, а не делать ее за них.
Второй важный тренд заключен в кроссплатформенности и мобильности решений. Современный сотрудник уже не привязан к рабочему месту или конкретному устройству. Поэтому облачные решения должны обеспечивать бесшовную работу и одинаково удобный доступ с любых устройств, будь то ноутбук или смартфон, из любой точки мира.
И третий — это надежность и информационная безопасность. Чем больше бизнес доверяет свои критически важные процессы облачным решениям, тем выше требования к отказоустойчивости и защите данных. Простой в работе облачного сервиса может обернуться огромными убытками, поэтому стабильность и безопасность — это фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие SaaS-сервисов на корпоративном уровне.
Я думаю, что эти три тренда или, скорее, уже три столпа для развития SaaS будут определять дальнейшую эволюцию российского рынка облачных решений.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.