
Ozon начал развивать финтех в 2018 году. Первое время основным финансовым инструментом был электронный кошелек, с помощью которого покупатели маркетплейса оплачивали покупки. Затем Ozon стал поэтапно масштабировать направление, сейчас в него входят факторинг, daily banking, РКО, лизинг и другие сервисы для физических лиц и бизнеса. Для развития продуктов с банковской лицензией и привлечения клиентов Ozon в 2021 году приобрел у Совкомбанка 100% уставного капитала Оней Банка, который затем был переименован в Ozon Банк.
Задачи
- Вырасти из кошелька для платежей на маркетплейсе в многофункциональный финтех-бизнес.
- Создать финансовые продукты, закрывающие потребности клиентов маркетплейса.
- Найти лояльных клиентов за периметром маркетплейса и расширить аудиторию клиентов.
- Занять свою нишу на рынке финансовых услуг.
Предпосылки и мотивация
Одной из причин развития финтех-направления стало стремление Ozon создать финансовые продукты, которые закрывали бы потребности его покупателей и продавцов. Особенно остро ощущалась нехватка сервисов для небольших ИП, а также малого и среднего бизнеса, которые продают товары на маркетплейсе. «Мы видели, что им необходим качественный факторинг, авансовый платеж за товары, который можно вернуть за счет выручки с продаж. Это бы позволило предпринимателям расти гораздо быстрее. На рынке было недостаточно подобных финансовых продуктов, и мы увидели в этом возможность, так как поняли, что хорошо знаем своих клиентов и их реальные потребности», — рассказал «РБК Трендам» генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян.
На начальном этапе Ozon развивал направление по модели White-Label — компания создавала услуги на базе действующих лицензий кредитных организаций. Однако партнеры не всегда могли обеспечить желаемый уровень скорости и бесшовности сервисов, поэтому компания решила приобрести собственный банк и создать IT-инфраструктуру, чтобы оперативно и самостоятельно решать конкретные задачи своих клиентов. После покупки банка команда Ozon начала выстраивать свой процессинг для обработки платежей, банковскую систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), создала с нуля автоматизированную банковскую систему на микросервисной архитектуре и другие решения, необходимые для развития финансовых сервисов.
Одновременно с этим Банк России работал над повышением конкуренции на рынке финансовых услуг, что открыло дополнительные возможности для всех участников рынка, но особенно для небольших банков. Так, ЦБ разработал равноудаленную инфраструктуру, частью которой, например, является Система быстрых платежей (СБП). С мая 2024 года в СБП были отменены комиссии за переводы до 30 млн руб. в месяц между счетами одного клиента, открытыми в разных банках. Клиентам это позволило безбарьерно пользоваться несколькими банками и делать выбор в пользу продуктов, исходя только из их выгоды и удобства, а небольшим игрокам — привлечь новую аудиторию.
«Во многом весь наш бизнес — это продукт платформенных решений. Если бы в России не было такой инфраструктуры, нам было бы в десятки раз сложнее конкурировать с коллегами по индустрии», — отметил Овасапян.
Начиная с создания продуктов под задачи действующих партнеров маркетплейса, позже Ozon начал масштабировать их и на клиентов, не связанных с материнской платформой. «У всех клиентов, как предпринимателей, так и физических лиц, похожие потребности — нужны быстрые и выгодные услуги в онлайне. К тому моменту мы уже нарастили экспертизу и команду, научились делать качественные продукты для своих продавцов и покупателей и были готовы выходить на внешний рынок, продолжая разрабатывать новые полезные инструменты», — подчеркнул гендиректор Ozon Fintech.
Решение
Расширить число сервисов, чтобы клиенты могли закрыть все свои задачи внутри одной компании. Например, в течение 2024 года развивались банковские вклады, онлайн-бухгалтерия, страхование и кредитные продукты. Сервисы доступны любым клиентам, в том числе не связанным с Ozon.
Реализация
Финансовые продукты для физических лиц
Первым финансовым продуктом Ozon был электронный кошелек, запущенный в партнерстве с РНКО «Платежный центр». Он позволял оплачивать покупки только на маркетплейсе. В 2022 году, после покупки собственного банка, Ozon выпустил дебетовую карту, которой можно расплачиваться в любых магазинах как классическим платежным инструментом. Открыть ее можно онлайн в виртуальном формате, а затем при необходимости получить пластик в одном из пунктов выдачи заказов или курьером — представителем банка. Карта Ozon позволяет получить скидку при оплате товаров на маркетплейсе, а за внешние покупки по «Ozon Карте» начисляется кешбэк по различным категориям товаров.
Все это помогло привлечь на текущий момент почти 27 млн активных клиентов и внедрить больше классических банковских продуктов, например накопительные счета, вклады и рассрочку. Сейчас более 30% операций по «Ozon Карте» совершаются в торговых предприятиях за пределами маркетплейса.
Сервисы для бизнеса
Для юридических лиц Ozon Fintech предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, кредитования, факторинга, онлайн-бухгалтерии, страхования и т.д. Многие из этих направлений получили развитие в 2024 году.
Так, в июне Ozon запустил финансовый продукт для компаний, которые продают своим покупателям товары в рассрочку. Поставщики могут получить финансирование сразу после отгрузки товаров от «Ozon Факторинг». При оформлении рассрочки покупатель будет платить деньги напрямую Ozon и долг продавца погасится автоматически после выплаты нужной суммы.
В сентябре Ozon Банк запустил накопительный счет для бизнеса. Его могут открыть ИП и юридические лица, имеющие расчетный счет в Ozon Банке. По данным банка, в настоящее время этот инструмент использует каждый пятый активный клиент.
Еще один запуск сентября — страхование грузов для транспортных компаний, которые выполняют заказы через сервис «Вози Ozon».
«Три года назад мы действительно были финтехом «при маркетплейсе». Тогда и продукты были соответствующие. Но времена изменились, сейчас мы активно привлекаем клиентов, которые с маркетплейсом никак не связаны, и внедряем все больше инструментов. Более того, мы уже больше, чем банк: например, у нас есть страховая и лизинговая вертикали, которые активно развиваются. Сейчас наша главная цель — расширить портфолио недостающими продуктами, чтобы покрыть все запросы аудитории на качественные финансовые услуги, а откуда пришел клиент, не имеет значения», — подытожил Овасапян.
Результаты
Согласно финансовым результатам Ozon, в третьем квартале 2024 года выручка от финансовых сервисов обеспечила 16% общей выручки компании.
Выручка финтех-направления в третьем квартале составила 24,4 млрд руб., за январь—сентябрь 2024 года — 57,5 млрд руб. За год показатель девяти месяцев увеличился втрое. На выручку повлияли рост клиентской базы и активное развитие кредитных и транзакционных продуктов.
Прибыль финтех-направления до налогообложения в третьем квартале 2024 года составила 7,4 млрд руб., что превышает показатель третьего квартала 2023 года на 163%.
Число активных клиентов, как физических, так и юридических лиц, по итогам третьего квартала увеличилось до 27 млн. За год показатель вырос на 68%.
На конец сентября 2024 года на счетах и вкладах в банке было размещено около 150 млрд руб. В 2024 году Ozon Банк вместе с другими банками маркетплейсов вышел в лидеры по темпам прироста вкладов.
Планы и перспективы
«Сфера финтеха в России очень конкурентная, что, на наш взгляд, положительно влияет на опыт клиентов. Банки борются за внимание и повышают эффективность и качество сервисов, предлагают наилучшие условия. Если отпустить ситуацию, где-то затормозить, то можно упустить своего пользователя, что мотивирует всех игроков постоянно улучшать свое предложение, свой продукт», — отметил Овасапян.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.
- В 2025 году Ozon Банк планирует запустить кредитование для физических и юридических лиц. В январе компания объявила о запуске лизингового направления.
- Продуктовая линейка в перспективе может быть расширена премиальным банкингом и эквайрингом.
- Также в 2025 году Ozon Банк планирует установить в пилотном режиме собственные банкоматы.