Один из ста: как создать культуру инноваций в бизнесе

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Основная проблема больших компаний, вставших на путь инноваций, — барьер перехода от пилота в реальный продакшн. Как создать условия для реализации потенциала сотрудников, не боясь «вылететь в трубу»?

Об эксперте: Юрий Мисник, директор по цифровым технологиям розничной сети «Магнит».

Инновации в нашем сознании прочно ассоциируются с улучшением чего-либо: сервиса, продукта, функционала, клиентского опыта. Поэтому руководители компаний априори ждут от них ощутимого эффекта и финансовой отдачи желательно за очень короткий срок. Но зачастую бывает так: сделали 40 пилотов, а результата нет. Или что-то внедрили — например, новую сервисную программу — а она не понравилась пользователям и клиентам. У руководства это отбивает всякое желание тратить деньги на такие инновации, а у сотрудников — выходить с инициативами и пробовать что-то новое.

Но сами по себе инновации не могут быть целью бизнес-процессов. Это «топливо» для внутреннего и внешнего развития компании, поле для экспериментов. Поэтому в идеале обкатка и оценка эффективности различных идей должны стать непрерывным рабочим процессом, в котором достаточно большой процесс неудач ожидаем и воспринимается как ценный опыт. Прекрасная иллюстрация этому — стартапы, успех которых только на 10% зависит от классной идеи, а остальные 90% — это опыт, команда и так далее.

«Принципы гуру российского бизнеса» — подборка РБК Pro

Три пути внедрения инноваций: риски и бонусы

  1. Купить на рынке «коробочную версию» нового продукта. К ним относятся: облачные платформенные сервисы, элементы автоматизации или роботизации, AR/VR, RFID и NFC и другие технологии. Все то, что затратно создавать самостоятельно и уже доступно на рынке. Вряд ли это станет вашим уникальным преимуществом, продукт также могут приобрести конкуренты, но его внедрение поможет быстро и бесшовно встроить ценности нового потребительского опыта или функционала и получить бизнес-эффект.
  2. Фундаментально вложиться в некий внешний или внутренний проект, начать что-то создавать практически с нуля, доводя систему до совершенства годами. Рисков в данном варианте развития событий много: финансовые (статья бесконечных расходов), репутационные (любой провал или задержка сроков будет замечен рынком и инвесторами), временные и так далее.
  3. Создание инновационной культуры внутри компании, которая даст возможность каждому попробовать свои силы и сделать это с оптимальными затратами. На мой взгляд, это наиболее удачный вариант. Это итерационная Agile-разработка продуктов, которые связаны с вашими конкурентными преимуществами как бизнеса и могут стать дифференцирующими факторами на рынке. Другими словами, запустить непрерывный цикл развития пилотных проектов и продуктов, инициаторами (и катализаторами) которых станут сами сотрудники.

Экономика инноваций Что значит «быть инновационным» и как создать инновационную культуру

Культура ответственности: «1 из 100» и «для чего мы это делаем»

Для создания инновационной культуры внутри компании нужны две точки опоры: первая — дать вашим сотрудникам право на ошибку, и вторая — позволить им принимать собственные решения, минуя офисную бюрократию. По сути, это фундамент для любых изменений в бизнесе. В этом могут помочь несколько простых правил.

Первое: гибкая передача полномочий

У сотрудников должна быть возможность быстро и безболезненно получить доступ к определенному ресурсу и сделать что-то отличное от повседневных задач. Границы доступа (и временные, и функциональные) можно гибко настроить под задачи вашего бизнеса.

На практике это может выглядеть как некий постоянно действующий внутренний хакатон с блоком реальных задач. Или официальное разрешение использовать часть рабочего времени для проработки собственных идей. Например, в Google практикуют такой подход: сотрудникам официально разрешено один день в неделю заниматься тем, что, по их мнению, принесет пользу компании, но не обязательно входит в их круг непосредственных обязанностей.

Важно: система допуска должна быть прозрачной (например, доступ к некому вычислительным ресурсам, данным, API в реальном времени) и бесшовной (принцип автоматизации самообслуживания и «одного окна»). Потому что перспектива получать десять согласований и защищать проект на трех комитетах останавливает многих.

«Бизнес-гуру о будущем и новых технологиях» — подборка РБК Pro

Второе: ошибки — это нормально

Обращали ли вы внимание, какую негативную коннотацию имеет слово «новатор»? Люди не должны бояться заявить о себе, попробовать реализовать свою идею и быстро понять работает она или нет. То есть сотрудники иногда будут приходить с идеями, которые не будут работать. И это нормально. Наоборот: это здорово, ошибки нужно обсуждать открыто, делясь опытом с другими, а не пряча неудачные проекты «в стол».

Ведь именно ошибки — это бесценный опыт для бизнеса. Они каждый раз чему-то учат и дают понимание, что в нашем бизнесе конкретно эта идея не работает. Недаром Джеф Безос, основатель Amazon, говорил, что успех его компании — это результат опыта и знаний полученных из десятков и сотен неудавшихся экспериментов.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Винтики или инженеры сложных машин: зачем компаниям идеи сотрудников

Третье: «1 из 100»

Одна из фундаментальных вещей, которую мы сейчас стремимся сделать в «Магните», — это разграничить решения по категориям и возвратности/невозвратности (в английском языке есть очень хороший термин one-way door vs two-way door). Есть два вида решений: сложные, с очень весомыми инвестициями в людей, процессы, финансы, и вторые — их большинство, которые драйвят инновации, — небольшие, с которыми мы можем легко начать работать, отойти от них при необходимости и не получить существенных потерь. И для того, чтобы инновационная культура работала, нам нужно сделать процесс принятия «возвратных» или two-way door решений быстро и эффективно, не перегружая бюрократией и комитетами.

Основная идея — не фокусироваться на цифре, сколько нужно инвестировать, а смотреть на то, чтобы цена одной инновации была минимизирована и оптимизирована. Мы можем уменьшать цену «входа» за счет тех же облачных решений. И, конечно, мы должны понимать, сколько готовы потерять, если какие-то продукты работать не будут. Если смотреть на мировых гигантов, то можно сделать 100 вещей, 99 не будут работать, но та одна, которая выстрелит, с лихвой окупит все затраты на инновации в компании.

Например, вкладываясь в развитие бизнеса в новом сегменте, мы четко осознаем риск, что может не взлететь и деньги сгорят. А $100, выделенные сотруднику на подключение некоего сервиса, могут окупиться и принести в разы больше или не принести ничего. Но можно в любой момент откатить все обратно без особых потерь для бизнеса.

Инновационная культура предполагает, что не все будет получаться. Поэтому параллельно с внедрением системы допусков к ресурсам важно обучать сотрудников культуре ответственности: для чего мы это делаем и почему не получился искомый результат — это нормально.

Именно так работают с инновациями в Microsoft, Amazon, Apple, Google. Культивируя внутри те идеи, которых нет на рынке. Автоматизируя процессы, в том числе за счет облачных технологий. Давая доступ сотрудникам к ПО, сервисам и базам. И получая на выходе оцифрованный результат, релевантный запросам бизнеса.

Да, на инновациях компании могут потерять деньги. Но это осознанный риск, который можно рассматривать как целевое вложение в будущее. Просто помните о правиле «1 из 100» и ищите драйверы роста в своих сотрудниках.

Обновлено 04.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть