Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Бум размещений: IPO каких российских компаний ждать в 2022 году

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Отечественные компании все чаще проводят IPO: в 2021 году на биржу вышло 7 новых игроков, а теперь переговоры о первичном размещении ведут до 40 компаний. Почему так происходит и каких IPO инвесторы ждут сильнее всего?

Почему IPO все больше

Когда перспективной компании не хватает капитала для роста, она может стать публичной, разместив свои акции на бирже. С 2020 года в мире наблюдается рост числа IPO — так, за одну неделю ноября прошлого года приток средств на глобальные рынки акций составил рекордные $44,5 млрд.

Похожий тренд наблюдается и в России. По словам главы Московской биржи Юрия Денисова, за 2020 и 2021 годы общий объем IPO и SPO (вторичных размещений) российских компаний превысил ₽650 млрд. Во многом такой рост обеспечили инвестиции физических лиц — в IPO на них в последнее время приходится от 10% до 30%. Денисов связывает тренд с тем, что за последние годы инструменты для инвестирования стали гораздо доступнее: практически любой человек может за пять минут зарегистрировать счет и начать торговать. Также инвесторов привлекают налоговые вычеты.

IPO позволяют собрать деньги на развитие компании с большого числа инвесторов. В отличие от средств, которые компания могла бы занять в банке или через выпуск облигаций, деньги за акции возвращать не нужно. Хотя некоторые покупатели акций рассчитывают на дивиденды, в основном инвесторы вкладывают в акционерный капитал, надеясь заработать на росте котировок.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое IPO и раунды инвестиций

Продолжению бума размещений в 2022 году могут способствовать высокий интерес к инвестициям со стороны населения, низкие ставки по валюте, а также «созревание» для IPO компаний из несырьевого сектора, которые начали развиваться в середине нулевых. С другой стороны, на число IPO может повлиять рост ставок по рублям.

«Но не исключено, что компаниям удастся в 2022 году собрать меньше денег при размещении своих акций. Во-первых, у инвесторов будет меньше свободных средств, во-вторых, растущая стоимость денег не гарантирует роста котировок», — отмечает Алексей Митраков, руководитель направления финансового мониторинга «РБК Инвестиций».

Вместе с тем, рынок IPO в следующем году поддержат сразу несколько глобальных процессов. С одной стороны, со второй половины 2010-х в мировой экономике наблюдается смещение спроса в сектора, не связанные с материальными активами. Пандемия усилила эту перестройку, сделав ее одним из факторов, определяющих инвестиционные предпочтения как в мире, так и в России.

Кроме того, развитие технологий в брокерском сервисе и консолидация банковского сектора изменили саму структуру сбережений. Это значительно повысило спрос на диверсификацию вложений и увеличило интерес к рынку со стороны новых эмитентов.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Take my money: почему в пандемию взлетели приложения для инвестиций

Кто вышел на IPO в 2021 году

Если в 2020 году на IPO вышли три российские компании — «Совкомфлот», «Самолет» и Ozon, — то в 2021 году таких компаний было уже семь.

  1. Fix Price. Ретейлер разместил свои акции в марте по цене в ₽724,5 за одну глобальную депозитарную расписку (ГДР).
  2. Segezha Group. Лесопромышленный холдинг начал торги с ₽8 за акцию, в декабре цены находятся в диапазоне ₽10,47–10,75.
  3. «Европейский медицинский центр» (ЕМС). Медицинская компания вошла на биржу по цене в ₽940 за ГДР. К декабрю стоимость бумаг выросла и колеблется от ₽1184 до ₽1027.
  4. «Ренессанс страхование». Компания стартовала на Московской бирже по цене в ₽120 за акцию.
  5. Softline. ИТ-компания вышла на биржу с начальной ценой в ₽570 за ГДР.
  6. «Циан». Агрегатор недвижимости начал продавать свои акции по цене в ₽1250,6 за штуку.
  7. «Санкт-Петербургская биржа». Стоимость акций к декабрю подросла с начальных ₽1005,1 до ₽1011,5.

Какие IPO планируют провести в 2022 году

Одним из крупнейших IPO следующего года может стать размещение банка «Открытие», запланированное на весну 2022 года. Это станет первой в России публичной продажей акций банка, успешно прошедшего финансовое оздоровление. Сейчас контрольный пакет «Открытия» принадлежит государству в лице Банка России, но летом 2021 года регулятор объявил о планах его продажи. Осенью глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала IPO приоритетным вариантом выхода из активов банка (по сравнению с продажей стратегическим инвесторам). Параметры размещения пока неизвестны, но выход на биржу «Открытия» может стать первым крупным банковским IPO после сделки TCS Group (Тинькофф банк) в 2013 году. После проведения санации «Открытие» вновь стало прибыльным банком — в 2020 году чистая прибыль превысила ₽43 млрд, в планах руководства довести показатель до ₽100 млрд к 2023 году.

Интересным для инвесторов может стать и IPO Mercury Retail Group («Красное и Белое», «Бристоль»), перенесшей листинг. Компания готова выйти на биржу в 2022 году «при благоприятной конъюнктуре на рынке». При этом планируемый объем размещения 10% акций может составить более $1 млрд.

О планах IPO заявлял и, например, «Делимобиль», который даже успел получить одобрение от Мосбиржи; «ВкусВилл», планирующий двойной листинг в США и в Москве с оценкой в $3–5 млрд; онлайн-кинотеатр IVI, который, несмотря на привлечение $250 млн инвестиций этой весной, от идеи IPO не отказался. Во время роста бизнеса онлайн-доставки в качестве кандидатов на листинг упоминались «Самокат», Delivery Club и X5 Food Tech.

Всего же, по словам Юрия Денисова, Мосбиржа ведет переговоры об IPO с 30–40 российскими компаниями. Большинство из них — технологические бизнесы, появившиеся в последние десять лет.

Обновлено 23.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть