Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Меньше эмоций, больше фондов: как сделать венчурные инвестиции доступнее

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Руководитель дирекции инвестиционного консультирования «А-Клуба» Евгений Кочемазов рассказывает, чего следует избегать, вкладываясь в венчур, и как сделать такие инвестиции доступнее

Об эксперте: Евгений Кочемазов, руководитель дирекции инвестиционного консультирования «А-Клуба». Работает на фондовом рынке с 2002 года. Занимался инвестиционным анализом, инвестиционно-банковской деятельностью, трейдингом и управлением активами в российских и зарубежных компаниях.

Почему растет интерес к венчуру

На Западе состоятельные клиенты направляют порядка 15% своих средств в альтернативные инвестиции. Это не только венчур и стартапы, но и Private Equity, и хедж-фонды.

Мы пока в статусе догоняющих. Но в последние 2–3 года на венчурном рынке в России видна положительная динамика. Можно выделить два момента, которые подогревают интерес к альтернативным инвестициям.

Происходит эрозия видимой доходности на классических публичных рынках.

Традиционный сегмент для российских состоятельных клиентов — рынок бондов. 10–15 лет назад клиенты, готовые вложить более $1 млн, рассматривали облигации как некую замену депозиту. Но тогда доходность была на уровне 6–8% годовых в долларах. Сейчас ставки ощутимо ниже, интерес к облигациям поугас.

При этом люди видят, что и американский, и российский рынок акций находятся на максимуме. И они неизбежно начинают искать новые направления для инвестиций, так как боятся купить публичные компании «на хаях». Инвесторы видят растущие котировки и хотят получать такую же высокую доходность.

Предложение рождает спрос. Интерес клиентов растет по мере развития инфраструктуры и различных коллективных форм инвестирования в венчурный рынок.

Пока число качественных предложений и фондов ограничено. Здесь критически важен опыт команды, управляющей активами клиента. Но история проникновения венчурных инвестиций в Россию не столь глубока, чтобы в стране было много таких команд.

Чего не хватает инвесторам

Аудитория инвесторов, готовых вкладываться в стартапы, расширяется. Речь уже не только про family-офисы, но и про массового клиента. Люди видят истории успеха, смотрят, как компании из стартапов превращаются в «единорогов».

Фото:Koshiro K / Shutterstock
Экономика инноваций Как инвесторы находят Google, Facebook и SpaceX раньше других

Но истории успеха провоцируют жадность. И к анализу таких компаний частные клиенты подходят слишком эмоционально.

Мы изучаем большое количество проектов. Читаешь питч-буки — все проекты классные. Понимаешь, что хочешь вложиться и в это, и в то, а вон тот проект вообще изменит твою жизнь! При этом статистически 98% стартапов ничего, кроме убытков, тебе не принесут.

Чтобы отличать перспективные проекты от всех остальных, инвесторам не хватает знаний. Как-то на клиентском мероприятии мы рассказывали об одном из венчурных продуктов. Очень долго и красиво говорили, в какие раунды можно зайти и на какой срок. А когда обсуждение закончилось, один из слушателей спросил, что такое раунд.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое IPO и раунды инвестиций

Даже те клиенты, которые имеют опыт на фондовом рынке, не всегда достаточно хорошо разбираются в венчуре. Можно быть профессионалом в инвестициях. Но невозможно одновременно хорошо разбираться в софте и биотехе, чтобы осознанно инвестировать на ранних стадиях.

Как получают нужные знания? Либо проходишь проверку боем: туда вложил — потерял, здесь инвестировал — потерял, вложился в фонд — тебе вернули деньги. Либо идешь целенаправленно учиться.

В 2021 году мы вместе с New Economy Investors Club и профессором Стэнфордского университета Ильей Стребулаевым запустили для наших клиентов курс, посвященный венчурным инвестициям. Мы рассказываем, что такое венчур, где сосредоточен капитал, какие есть стадии венчурного инвестирования, как происходит экзит, какие бывают условия сделок и другие нюансы.

Фото:из личного архива
Экономика образования Илья Стребулаев: «Преимущество России — высокий человеческий капитал»

Основной результат такого обучения — мы как провайдер финансовых услуг понимаем, что люди разбираются в том, куда они вкладывают. По крайней мере, они становятся на несколько шагов ближе к детальному пониманию.

Наш курс уже прошло несколько потоков. Но чтобы понять, стал клиент успешным инвестором или нет, нужно время. Чаще всего при вложениях на ранних или средних стадиях инвестиционный цикл в отдельно взятом стартапе составляет от трех до шести лет. Если берем венчурный портфель, то 6–8 лет — это полный цикл от сбора портфеля до экзита.

Зачем рынку демократизация

Важная история для рынка — демократизация. Инвесторам нужно дать возможность войти в продукт, не рискуя значительной частью своего капитала. В большинстве случаев, когда ты приходишь в венчурный фонд, требуется вложить $500 тыс. или $1 млн.

Далеко не все готовы инвестировать такие суммы, и далеко не для всех это будет адекватным распределением капитала. Чтобы соблюсти среднестатистическую рекомендованную пропорцию — вкладывать около 15% в альтернативные инвестиции — нужно иметь $7 млн.

Демократизация возможна через создание защищенных надежных оболочек, которые позволяют минимизировать входной билет на венчурный рынок. Думаю, мы должны идти по пути фондизации, секьюритизации, чтобы давать возможность инвесторам участвовать в непубличных компаниях, инвестируя разумную долю капитала.

Лет пять назад IPO или участие в размещении облигаций были институциональным продуктом. Сейчас практически из любого приложения с любой суммой ты можешь поучаствовать в огромном количестве сделок с акциями или облигациями.

Венчурный рынок более сложный, он не биржевой и предназначен для квалифицированных инвесторов. Тем не менее, процесс его демократизации уже идет. Потребуется несколько лет, чтобы обкатать все модели.

Приведу простой пример.

Одной из технологий, которая позволяет демократизировать рынок, сегодня являются закрытые паевые инвестиционные фонды. Создание ЗПИФа — это как минимум 2–3 месяца. Нужно полностью подготовить правила, зарегистрировать их. Чтобы наполнить фонд, необходима еще пара месяцев.

В итоге процесс растягивается примерно на полгода. И это без учета реальной работы, инвестирования клиентских средств, процедуры экзита. А инвестиционный цикл может занять 5–8 лет. Так что какие-то результаты на широком рынке мы увидим нескоро.

Но в перспективе такие модели обеспечат возможность включать альтернативные инвестиции в портфели в разумных долях. Например, 5%, 7% или 10%. Тогда будет больше людей, которые не просто случайно вошли в сделку и потеряли деньги или так же случайно получили пятикратный доход. Появится целый класс инвесторов с осознанным подходом к венчуру.

Данный материал не является персональной инвестиционной рекомендацией.

Обновлено 22.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть