Мастер из интернета: как сфера услуг переживает цифровизацию

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пандемия еще больше ускорила и без того стремительный переход сферы услуг в онлайн. РБК Тренды разбирались, насколько успешным был этот переход и чего мастерам и их клиентам ждать дальше

По итогам 2020 года экономика совместного потребления в России выросла на 39% и впервые превысила ₽1 трлн. Вторым по размеру сегментом шеринг-экономики оказались сервисы для поиска подработки — их доля выросла до ₽183 млрд против ₽140 млрд годом ранее. РБК Тренды выяснили, как идет процесс цифровизации услуг и что ждет отрасль в ближайшем будущем.

Новые направления онлайн-услуг

По данным исследования «Авито Услуг» и Data Insight, в первом квартале 2021 года в небольших компаниях и в одиночку в сфере услуг работали 9,4 млн россиян, рынок оправился после коронавирусного спада и уже сегодня микробизнесы и частные исполнители формируют порядка 6% национального ВВП. И в перспективе этот рынок будет только расти.

Пандемия стала мощным стимулом не только для перевода услуг в онлайн, но и к их диверсификации. Стали появляться новые направления и специальности, например, онлайн-няни, тренеры, а привычные услуги изменили формат — парикмахеров и мастеров маникюра все чаще приглашают домой, так безопаснее с точки зрения сокращения контактов, да и зачастую дешевле, чем в салоне. Мастера красоты и их клиенты ищут друг друга в сети — так, на «Авито Услугах» за 2020 год спрос на услуги парикмахеров вырос почти в два раза, всего же за год спрос на различные услуги на платформе вырос на 40%.

Работа парикмахера на дому
Работа парикмахера на дому

Изменились и привычки пользователей: россияне стремятся делегировать все больше бытовых задач — от глажки белья и уборки до выгула собак. В то же время предприниматели с переходом на удаленный режим работы стали активнее привлекать внешних бухгалтеров, юристов, специалистов по кадровому учету — ведь если в офис никто не ходит, то и оплачивать полный рабочий день специалистов не нужно, гораздо эффективнее привлекать их на проектной основе.

В 2020 году онлайн-платформы позволили компаниям не только оптимизировать расходы, но и в принципе продолжить работу во время карантина — в России 72% исполнителей в сфере услуг используют онлайн-каналы для привлечения клиентов, больше половины мастеров и компаний ищут клиентов на «Авито Услугах». Платформы обычно берут на себя модерацию контента, верифицируют аккаунты исполнителей по паспорту или статус компании по ИНН. В 2021 году Авито Услуги запустили аналогичный сервис, который доступен как для мастеров из России, так и для специалистов без российского гражданства.

Фото:Creativan / Shutterstock
Индустрия 4.0 Принцип Tinder в работе: каким будет рынок труда в будущем

Конкуренция с большими компаниями

В онлайне для заказчика услуг главное — это скорость исполнения и качество работы. Так частные мастера и мелкий бизнес могут успешно конкурировать с крупными компаниями, не тратя и без того ограниченные ресурсы на дорогую рекламу или большой офис. По данным «Авито Услуг», за последний год 58% заказчиков услуг стали чаще пользоваться онлайн-платформами. Среди причин ухода из офлайна они называют нежелание звонить в компанию, привычку пользоваться интернет-сервисами для самых разных задач, а также возможность задать вопрос службе поддержки платформы.

В свою очередь, главная задача начинающего предпринимателя в онлайне — поиск клиентов. Один из популярных каналов — социальные сети. Однако аккаунты в соцсетях требуют постоянной вовлеченности, производства и обновления контента, расходов на продвижение, причем сама платформа не может гарантировать эффективность рекламы. Кроме того, соцсети ограничивают возможности размещения контента для автомехаников, электриков, сантехников, водителей фур и других специальностей, которым сложнее генерировать красивые фото и разнообразные тексты. Здесь предпринимателю предстоит воевать за внимание пользователей с фотографиями котиков, рецептами, снимками с пляжей и другим контентом, за которым люди и приходят в социальные сети.

Чтобы разместить объявление и настроить его продвижение, мастеру не нужно быть фотографом, копирайтером и менеджером в одном лице. При этом пользователи приходят на классифайд-платформы с конкретным запросом и зачастую решают самые разные задачи: покупая шкафчик, находят специалиста, который его смонтирует, а договариваясь о просмотре машины, ищут механиков, чтобы провести диагностику. Здесь же мастера собирают фото лучших работ, отзывы клиентов, получают рейтинги — и все это проще освоить, чем алгоритмы SEO.

Отзывы клиентов мастера на «Авито Услуги»
Отзывы клиентов мастера на «Авито Услуги»

Низкий порог входа

Услуги остаются сферой с самым низким порогом входа. Мастера продают уже имеющиеся знания и навыки, при этом они могут сохранять гибкость в плане занятости, сочетая основную работу с оказанием услуг. Именно оказание услуг является основным источником заработка для 86% мастеров, а оставшиеся 14% используют свои навыки в свободное время в качестве подработки.

С развитием удаленных форматов работы специалисты получили возможность зарабатывать вне найма, например, в статусе самозанятых, а предприниматели могут оптимизировать затраты на ведение бизнеса, привлекая бухгалтеров, SMM-специалистов, юристов на проектной основе. Помимо задач по привлечению подрядчиков и найму сотрудников, «Авито» позволяет предпринимателям найти цех или офис в аренду, приобрести необходимые материалы или технику, экономя время и ресурсы благодаря «единому окну».

Фото:Unsplash
Экономика образования Почему в будущем фрилансеров в России станет еще больше

Перспективы онлайн-услуг

Российская аудитория интернета увеличивается, как и его доля в экономике. Согласно исследованию РАЭК, в 2020 году вклад Рунета в экономику страны вырос на 22% и составил ₽6,7 трлн. Сильный прирост показали сразу несколько сегментов — цифровой контент, электронная коммерция, маркетинг и реклама. Аудитория Рунета достигла 97,44 млн человек, или 79,5% населения страны старше 12 лет.

Как отмечают представители «Авито Услуг», они наблюдают бурный рост этого рынка и активное развитие платформ для взаимодействия клиентов и заказчиков. Уже сегодня мастера и компании получают с «Авито Услуг» 28% всех заказов от новых клиентов, а с укреплением тренда на онлайн-потребление этот процент будет расти.

Только 16% опрошенных проектом «Со-знание перемен» россиян заявили, что разочаровались в удаленной работе. По данным Райффайзенбанка, удаленная работа нравится 88% россиян.

С этим соглашаются и представители сферы EdTech. По их мнению, образование уже не вернется в офлайн в полном объеме, а люди будут заниматься хобби, спортом и обучением в онлайне.

Обновлено 20.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть