Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Чем занимаются инженеры в современной России и зачем они нужны

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В советское время инженеры нередко становились героями книг и фильмов: Олег Прончатов из одноименного сериала метит в директора сплавконторы, Петр Гарин собирается захватить мир с помощью гиперболоида, а инженер Баркасов попадает в нелепые истории. Сегодня у массовой культуры другие герои. Вместе с Национальной ассоциацией инженеров-консультантов в строительстве выясняем, почему раньше профессией инженера так гордились и можно ли в XXI веке вернуть ей утраченный престиж.

От розмыслов до инженеров

Норманны и арабы говорили о Руси как о «стране городов», имея в виду хорошо укрепленные поселения: Чернигов, Киев, Новгород. А где города, там и инженерные задачи. Мастеров, знающих толк в крепостных стенах, мостах и дорогах, называли «розмыслами». В отдельную профессию инженерия оформилась при Петре I. В 1701 году с помощью британских инженеров и математиков он организовал школу математических и навигацких наук. Долгое время к российским специалистам относились как к помощникам зарубежных: крупными стройками в основном занимались иностранцы. Одним из первых значимых объектов именно российского инжиниринга стал Николаевский мост (1842–1850) — первый постоянный мост через Неву. После революции его переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, а с 2007 года он называется Благовещенским.

Въезд на Николаевский мост с Васильевского острова, 1860-е годы
Въезд на Николаевский мост с Васильевского острова, 1860-е годы (Фото: wikipedia.org)

Спроектировавший Николаевский мост инженер Станислав Кербедз
Спроектировавший Николаевский мост инженер Станислав Кербедз

В то время инженерная профессия особой популярностью среди дворян не пользовалась. Чтобы привлечь высшие слои общества, Горный институт даже включил в свою программу танцы, фехтование, литературу и пение. Но план провалился: выпускники шли в актеры. За десятилетие на рубеже веков из-за реформы образования число студентов инженерных институтов увеличилось втрое. Минимальный оклад молодого инженера составлял 75 рублей, тогда как десятник, старший над группой рабочих, зарабатывал 25 рублей. Для сравнения: 1 фунт пшеничной муки в те времена стоил около 8 копеек.

Разрыв между заработными платами молодых специалистов и десятников особенно возмущал простых заводских рабочих. После Октябрьской революции инженерам это припомнили: пролетариат заклеймил их эксплуататорами. На время большевиков и инженеров примирила общая мечта об электрификации, которой занималась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану ГОЭЛРО 1920 года была разработана система из 30 электростанций, и инженеры оказались обеспечены работой на ближайшие годы. Постепенно власть менялась: сталинская гигантомания шла вразрез с принципами оптимизации инженеров 1920-х годов. Начались преследования.

Золотой век российского инжиниринга

В годы индустриализации и Великой Отечественной войны спрос на технических специалистов вырос. Государство требовало от советских инженеров новое оружие и технику, а в ответ раздавало премии, ордена и звания. Например, Артем Микоян был удостоен ордена Красной Звезды за разработку истребителя МиГ-3, а Андрей Туполев получил Сталинскую премию первой степени за создание нового образца боевого самолета.

После войны инженеры восстанавливали промышленность. Довоенный уровень производства был достигнут уже к 1948 году. В 1954 году в СССР построили первую в мире промышленную атомную электростанцию, а в 1957-м инженер Сергей Королев впервые в истории человечества запустил на орбиту искусственный спутник Земли. Инженеры не только пользовались уважением, но и неплохо зарабатывали, а также оказывали инжиниринговые услуги за рубежом. Параллельно шла усиленная подготовка кадров. Для примера: в 1940-м из учебных заведений выпустились 24,2 тыс. инженеров, а в 1960 году уже 95,2 тыс.

Подготовка к испытаниям на прочность сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в статическом зале Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского, 1971 год
Подготовка к испытаниям на прочность сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в статическом зале Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского, 1971 год (Фото: Сергей Преображенский / ТАСС)

В период застоя количество специалистов перевесило качество: с 1960 по 1970 год дипломированных специалистов стало больше в 2,3 раза, однако, как пишет газета «Правда» за 1987 год, «рост численности инженеров и техников значительно опережал «прибавку» от результатов их деятельности». Причины тому — разрыв между вузовской подготовкой и реальными потребностями производства, а также снижение уровня инженерного образования. Это привело к уменьшению новых разработок. После распада СССР многие предприятия и исследовательские институты закрылись, а вчерашние инженеры ушли в другие сферы. Последствия этих событий влияют на отрасль до сих пор.

Трудности перевода

Ряд факторов размыл границы инженерной профессии. Формально в современной России не оказывают инжиниринговые услуги, а понятие «инжиниринг» до сих пор не закреплено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Геннадий Сахаров, директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом»:

«К сожалению, при переходе России на ОКВЭД в 2003 году случилась, на мой взгляд, техническая ошибка: термин engineering был переведен как «инженерно-техническое проектирование», что достаточно узко и не отражает всего спектра услуг. В итоге понятие «инжиниринг» до сих пор в России системно не легализовано».

Круг терминов и определений российского инжиниринга формируется уже более 20 лет, но чем именно занимаются или должны заниматься современные инженеры, до конца не ясно. Государственный стандарт «Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения» определяет инжиниринг как «деятельность исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовку технико-экономических обоснований проектов, выработку рекомендаций в области организации». Терминология национального стандарта «Инжиниринг в строительстве» звучит еще более общо: инженерно-консультационная деятельность — это «решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и/или процессов».

В качестве юридического лица инженер фигурирует в одной статье Гражданского кодекса. По закону заказчик может нанять инженерную организацию для контроля подрядчика. Однако, как отмечает Геннадий Сахаров, на практике «при реализации проектов по 44-ФЗ и 223-ФЗ эту функцию выполняет технический заказчик», а не инженер. «У многих людей, в том числе специалистов, работающих в инженерных и строительных областях, часто возникает недоумение: а что, у нас в современной России нет инженеров и инжиниринга? А вот получается, что как бы есть, но формально нет. Разрозненные определения кусками вставлены в тот или иной нормативно-правовой акт или профстандарт. Пока не систематизирована терминологическая база, ни у кого не будет никакой ясности», — считает Геннадий Сахаров.

Чем занимаются европейские инженеры и кто их контролирует

За рубежом инжиниринговую деятельность с 1913 года регулирует Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC, Fédération Internationale Des Ingénieurs-Conseils). Сегодня представительства FIDIC есть во многих странах мира. В России это Национальная ассоциация инженеров-консультантов (НАИКС).

Согласно ценностям FIDIC, в основе деятельности инженеров-консультантов должны лежать честность и стремление повышать качество услуг: «Такой инженер действует беспристрастно, а также выполняет функции по досудебному урегулированию споров», — отмечает Сахаров. Этот подход выгоден всем участникам процесса, поэтому Международная федерация инженеров-консультантов заключила со Всемирным банком и Межамериканским банком развития рамочное соглашение, по которому стороны в течение пяти лет перейдут на использование типовых контрактов FIDIC — EPC (М). Такие контракты позволяют управлять рисками, снижать затраты для клиентов и компаний и формировать единую базу документации для закупок. По условиям контрактов исполнитель несет ответственность за цепочку взаимосвязанных процессов, из которых и состоит аббревиатура EPC (M): engineering (инжиниринг), procurement (снабжение), construction (строительство и запуск объекта), construction management (управление проектом).

Инженер-строитель осматривает аварийный мост Хаммерсмит в Лондоне, сентябрь 2020 года
Инженер-строитель осматривает аварийный мост Хаммерсмит в Лондоне, сентябрь 2020 года (Фото: Leon Neal / Getty Images)

В Национальной ассоциации инженеров-консультантов полагают, что с внедрением типовых контрактов строить объекты станет быстрее и проще, поскольку армию подрядчиков заменит один-единственный, который возьмет на себя ответственность за ошибки. А еще, как считают эксперты, коррупции и злоупотреблений станет меньше.

Национальная ассоциация инженеров-консультантов в строительстве, которая появилась в 2014 году, стремится уравнять российское законодательство с международными стандартами и нормами. Главная цель организации — сформировать российское экспертное сообщество. Профессиональное комьюнити будет заимствовать и адаптировать для России доказавшие свою эффективность и касающиеся индустрии мировые практики.

Инженерный ренессанс и революция

Сегодня в России возрождают интерес к инжинирингу. Это касается в том числе образования. Например, летом 2020 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Среди запланированных мероприятий — создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов. Те, кто недавно получил диплом, в первую очередь ждут от инженерного образования востребованности: «Я выбрал профессию инженера, потому что в ней есть перспективы. Мы переходим в новую цифровую эру. Будут возводиться новые города, где инженеры востребованы, начиная от проектировщиков и заканчивая теми, кто это обслуживает и развивает. Инженеры необходимы везде. «Сколько живет человек, столько и идет стройка», — говорила мне мама еще при поступлении. Это так», — рассказывает о начале профессионального пути Александр Бирюков, менеджер проектного офиса отраслевого центра капитального строительства «Росатома».

Одновременно с этим четвертая промышленная революция уничтожает одни профессии и усложняет другие. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом мире: создает детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. «Моя работа заключается в создании несущего каркаса здания. Это большая ответственность. Приходится все перепроверять по нескольку раз, но расчетные программы помогают не ошибиться. Раньше это делалось вручную, а теперь технологии ускорили процесс. Поэтому сотрудники должны регулярно проходить повышение квалификации, иначе знания устаревают. В то же время за серьезную подготовку я благодарна своему вузу — Московскому государственному строительному университету. При поступлении многие думают, что будут рисовать красивые домики, но приходится думать о болтах, рассчитывать узлы. Я довольна своим выбором, мне нравится решать неординарные задачи», — рассказывает Ольга Никитина, инженер-проектировщик третьей категории в компании «ВСК-Инвест».

Газовые центрифуги в технологическом цехе по разделению (обогащению) урана на территории Уральского электрохимического комбината. Новоуральск, 2019 год
Газовые центрифуги в технологическом цехе по разделению (обогащению) урана на территории Уральского электрохимического комбината. Новоуральск, 2019 год (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

Сотрудники во время работы на пусковом блоке Ленинградской АЭС-2, 2018 год
Сотрудники во время работы на пусковом блоке Ленинградской АЭС-2, 2018 год (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

В профессии молодых инженеров привлекают и передовые технологии, а специальность регулярно попадает в списки самых востребованных. Кроме того, российским инженерам рады и за рубежом. Инженерное дело по популярности почти не уступает естественным наукам, экономике и менеджменту, и, по прогнозам, процент заинтересованных в технических профессиях будет только расти. Деньги тоже играют роль: зарплата в России за 2020 год составляет около ₽35 000, а оклад инженера — ₽49 000. Причем больше всего зарабатывают инженеры-программисты: ₽72 000. Это выше средних показателей по стране, но значительно ниже начальной зарплаты инженеров на международном рынке.

При этом российским вузам сложно успевать за быстрой сменой технологий. Поэтому в рамках национальных проектов разработали модель подготовки инженерных кадров, которая включает базовую инженерную и профессиональную подготовку, развитие STEM-компетенций (science — наука; technology — технология; engineering — инжиниринг; math — математика), междисциплинарность и активное участие индустриальных партнеров в образовательном процессе.

Фото:Unsplash
Экономика образования Что такое STEM образование, и почему компании ценят таких специалистов

«Инженер — это основополагающая профессия современного мира: без него нельзя построить ни больниц, ни школ, ни домов, а значит, остальные профессии будут бесполезны. Я учусь в Российском университете транспорта (МИИТ). Теоретическая подготовка очень хорошая. Но в прикладных дисциплинах образование не всегда поспевает за изменениями в нормах и технологиях», — делится опытом Игорь Галабурда, студент третьего курса.

Сегодня российскому инжинирингу нужны «интеграторы», то есть специалисты, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. А еще «трансляторы» — те, кто умеет связывать высокотехнологичные процессы. Подготовка квалифицированных кадров для российского инжиниринга — одна из задач Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве. НАИКС занимается обучением специалистов различных отраслей.

Требуется космодорожник

Отечественный инжиниринг постепенно возвращает себе престиж, но это не единственная тенденция. Предполагается, что в ближайшем будущем появятся новые инженерные специальности: например, инженер-космодорожник будет следить за космическими полетами, как это делают авиадиспетчеры, а тканевый инженер займется выращиванием структур для пересадки органов.

В 2017 году на базе НАИКС появилось российское отделение международной профессиональной организации buildingSMART, которая разрабатывает цифровые стандарты передачи и хранения данных в строительной отрасли. Программы обучения и сертификации НАИКС развивают компетенции в области информационного моделирования и управления проектами, а в 2021 году Ассоциация планирует запустить собственный реестр инженеров-консультантов. Прошедших сертификацию специалистов зачислят в «инженерную элиту». Это большая работа, главная цель которой — вернуть престиж профессии.

Обновлено 15.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть