Не только стартапы: тренды в запуске малого и среднего бизнеса

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Кто сегодня запускает малый и средний бизнес? Где предпринимателям-новичкам искать поддержку и почему пора запускать акселераторы не только для IT? Разбираемся вместе с трендвотчером Ольгой Ереминой

Об авторе: Ольга Еремина, эксперт в трендах и форсайте, основатель агентства Pro-trendwatching.

Какой бизнес в тренде сегодня

Сегодня большим преимуществом, безусловно, пользуются IT-компании. Инвесторы обращают внимание на топ-технологии, которые будут максимально популярны в 2023 году и ближайшие 5–10 лет: искусственный интеллект, блокчейн, квантовые компьютеры, робототехнику и самое важное — конвергенцию этих технологий, их сочетание.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое облачная квантовая платформа и для чего она нужна

Несмотря на повсеместное внедрение искусственного интеллекта и роботов, остаются и реальные задачи, где нужны не просто цифровые стартапы, а соединение IT и реальной оффлайн-составляющей. Поэтому сегодня, когда появился спрос на производство товаров на территории РФ (в 2022 года драйверами роста производства помимо нефти, газа и добычи полезных ископаемых были производство лекарств, напитков и пищевых продуктов, а также компьютеры и электроника), в 2023 году можно ожидать и рост инвестиций в отрасли-драйверы. В какой-то момент на горизонте двух-трех лет это может оформиться в рынок, где предлагаются инвестиции под под проекты в определенных отраслях. Например, уже есть акселераторы по направлениям «креативные индустрии» и «гостеприимство». После пандемии мы наблюдали бум туристического бизнеса, потому что возник спрос. Тогда акселераторы сразу подтянулись и запустили эти треки. Поэтому, когда мы увидим спрос на реальный сектор, мы увидим и ответную реакцию, которая сейчас только зарождается.

Отдельная и очень горячая сегодня тема в малом и среднем бизнесе — это торговля на маркетплейсах: в 2022 году количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43% в сравнении с 2021 годом. Маркетплейсы меняют правила игры и могут изменить их не в вашу пользу: условиях хранения товаров и доставка, условия оплаты и получения своего дохода. А самое главное — условия, которые необходимы для того, чтобы ваш товар был в топе поиска. Учитывая, что сегодня площадки используют ИИ, он не всегда может быть вам в помощь. Например, вашу вещь ИИ признал немодной и ваши шансы на продажу резко снизились, а бюджет на рекламу и подготовку вы уже потратили.

Во-вторых, не стоит забывать, что если вы строите бизнес на долгосрочную перспективу, то важно развивать и свой бренд. Полная зависимость от маркетплейса, даже если вы торгуете на трех-четырех площадках, — это все равно зависимость. Вы можете сделать ставку на одну площадку торговли, но когда она закроется, вы потеряете большое количество клиентов. Поэтому советую при долгосрочной перспективе не делать ставку только на один канал продаж, потому что мы видим два тренда — это e-comm и продажи через свой собственный бренд. Тренд на D2C (прямые продажи покупателям) и на поддержку локальных производителей только набирает силу — советую обратить на них внимание и учитывать в своей стратегии.

Где бизнесу искать поддержку

Для IT-бизнеса точкой старта по-прежнему могут становиться акселераторы. Сейчас наиболее популярны корпоративные акселераторы. Например, «Сбербанк», МТС, «Тинькофф» проводят свои программы акселерации для авторов технологических проектов и IT-специалистов. Они обучают, помогают правильно сформировать продукт, инвестируют в победителей и запускают их в свободное плавание. Однако из-за политических и экономических изменений в мире инвесторы приостановили свою активную деятельность. Снижение инвестиций было замечено еще в третьем квартале 2022 года, и в этом году больших вложений также не ожидается. Поэтому корпоративные акселераторы, венчурные фонды, которые занимаются инвестированием, сегодня могут быть для бизнеса не самым лучшим вариантом.

В начале 2023 года выросло количество людей, которые идут в предпринимательство, в МСБ задействованы 27,5 млн человек, а количество действующих предприятий в 2023 году составило 6 млн. И в целом можно выделить тенденцию к оживлению экономики — люди хотят открывать свой бизнес. Поэтому сейчас разворачивается тренд на то, чтобы видеть этот нишевый бизнес как инвестиционную альтернативу для людей, у которых есть накопленный капитал. Это не бизнес-ангелы в классическом понимании — например, не топы больших компаний, а тоже предприниматели, но крупные. Возможно, ранее они планировали инвестировать этот капитал в другие компании и даже в других странах, но сегодня фокус смещается на инвестиции в России, особенно если деньги тоже находятся в России.

Фото:Freepik
Экономика инноваций С какими вызовами столкнулся МСБ и что предсказывают ему эксперты

Растет популярность закрытых бизнес-клубов, в них формируется своя экосистема. Внутри них также можно запускать бизнес и получать инвестиции — с помощью нетворкинга. При этом инвестиции могут быть не только денежные, но и человеческие: здесь можно найти партнеров, которые помогут правильно выстроить бизнес-модель и, например, привнести в нее те качества, которых еще нет у вас.

Не стоит забывать и про международные рынки. Россия продолжает торговать с другими странами, сместив фокус внимания с Европы и США на Восток. И у некоторых бизнес-школ есть программы, которые помогают выходить на международные рынки. Они дают понимание особенностей логистики, сертификации той страны, куда отправляется товар, — это важные аспекты при перестраивании логистических цепочек.

Есть и всем знакомый, но подзабытый способ привлечь ресурсы и запустить бизнес — краудсорсинг, когда на запуск проекта «скидывается» его потенциальная аудитория. Такой метод не особо прижился в России, он больше популярен в европейских странах и Соединенных Штатах.

Похожая модель, которая входит в тренд в последнее время, правда, не b2c, а b2b — это платформы, которые помогают компаниям и брендам объединяться для того, чтобы вместе создавать проекты. Мы нашли, например, одну платформу, где российские инвесторы предлагают инвестиции под интересную им сферу деятельности. Например, кто-то предлагает ₽10 млн на производство хоккейной экипировки, кто-то дает ₽30 млн на запуск ресторана. Такие платформы сегодня могут быть максимально востребованы, потому что банковские кредиты не всегда доступны, акселерационные программы чаще направлены на IT-проекты либо на замещение в России иностранного ПО, либо на международные проекты — чаще всего это обязательно связано с технологиями. А акселераторов для запуска оффлайн-бизнесов с их особенностями не так много. И я вижу большие предпосылки для того, чтобы их становилось больше.

Одна из таких предпосылок — импортозамещение. Во-вторых, это восстановление промышленности. В-третьих, некоторые товары, которые поставлялись в Россию, сейчас недоступны, и многие ниши в реальном бизнесе остались никем не занятыми — то есть можно запустить свой бизнес и прийти туда. С точки зрения инвестиций и помощи здесь как раз можно обратить внимание на партнерские программы и бизнес-клубы. Этот тренд только начинается, и его рост ожидается даже, может быть, не в 2023 году, а еще дальше, в 2024–2025, когда мы пройдем период турбулентности и понадобится еще больше инвестиций.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Импортозамещение ПО: российские варианты привычных приложений и сервисов

Сейчас у инвесторов, у топ-менеджеров крупных компаний, у людей, которые накопили какую-то сумму денег и хотят ее куда-то вложить, не такой большой выбор в плане инвестирования. Фондовый рынок сегодня — рискованный актив, заграничные инвестиции, в которые раньше вкладывали, сейчас тоже не актуальны. Остается недвижимость как один из самых надежных активов и МСБ.

Почему сейчас — самое время

Согласно статистике, больше двух третей населения планеты хотят стать предпринимателями либо уже стали ими. А каждый второй российский школьник планирует после обучения начать свой бизнес. Бытует мнение, что в кризисный период работать на себя может быть даже безопаснее, чем в компании. Поэтому мы ожидаем пик популярности малого и среднего бизнеса, тренд на то, чтобы стать предпринимателем.

Для этого есть несколько драйверов. Во-первых, у людей есть желание открыть свое дело. Второе — внутри крупных корпораций мы тоже видим тренд на то, что они хотят из своих сотрудников выращивать предпринимателей. В какой-то момент эти предприниматели вырастут из своих корпораций и захотят запустить свое дело, реализовать свои идеи.

Сейчас мы наблюдаем несколько трендов: предпринимательство, изменение подходов к бизнесу (ориентир на долгосрочное развитие), важность баланса работы и личной жизни. Предпринимательство на маркетплейсе — это начало нового, осознанного предпринимательства. За маркетплейсами мы видим тренд на импортозамещение, на появление интересных ниш, развитие своего бренда и имени, партнерские отношения и построение партнерских экосистем — и это говорит о том, что людям хочется что-то делать, создавать новое, свое.

17 апреля РБК проведет конференцию для малого и среднего бизнеса «Предпринимательский класс 2.0». Изучайте программу и успейте забронировать место в предпринимательском классе!

Обновлено 26.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть