Как выстроить корпоративную культуру, помогающую справиться с кризисом

Как выстроить корпоративную культуру, помогающую справиться с кризисом
Издательство МИФ выпускает книги 17 лет. Компания построила успешную бизнес-модель с удаленным режимом работы — 90% сотрудников из 15 стран и 55 городов работают из дома

Задача

Настроить постоянную работу с корпоративной культурой. Создать такую среду в компании, которая поможет раскрыть потенциал как каждого сотрудника, так и всего издательства.

Предпосылки и мотивация

Удаленный режим работы возводит определенные преграды в общении, поэтому необходимо было внедрить практики, способные эти преграды минимизировать, подчеркнуть комфорт работы в таком формате и позаботиться о людях.

Решение

«МИФ — компания, которая работает с книгами, компания, которая нацелена на то, чтобы помогать человечеству оставаться человечным, где в основе каждого продукта — создание и сотворчество», — говорят в издательстве. Поэтому компания решила выстроить все практики таким образом, чтобы поддерживать те смыслы и ценности, что уже сформированы, и создать внутри компании опорные точки, которые помогают даже в сложных условиях рынка сохранить людей и эффективность бизнеса.

Реализация

МИФ — удаленная команда, поэтому в фокусе — онлайн-практики.

Давать всему названия. «То, как мы говорим и что рассказываем, влияет на компанию куда больше, чем план продаж», — говорят в МИФе. Поэтому в издательстве есть встречи, которые называются «Чудотворцы», а также встречи «Клуба опытных писунов (и Госпожи Метафоры)». Есть чат Могучих Рейнджеров и чат Богов контента. Каждый сотрудник ощущает, что в компании уникальная культура — достаточно просто взглянуть в календарь.

Делать точки синхронизации. Регулярно, но не слишком много. В МИФе есть общие встречи разных уровней — на уровне компании, команды, а также встречи один на один.

«Чудотворцы». Общая встреча в онлайне, где присутствует почти вся компания — до 180 человек (всего работает 230 сотрудников). Встречу начали проводить в начале пандемии в еженедельном режиме, чтобы рассказать, что происходит, как идут дела у компании, что сделано и что планируется. Встреча стала не просто местом для синхронизации, но и опорной точкой в непростые времена. Практика сохранилась до сих пор, но сейчас частота другая — 1–2 раза в месяц. Периодичность регулируется по принципу «чем ниже степень хаоса, тем реже встречи».

«Встречи с новичками-МИФотворцами». Для всех, кто приходит в компанию, в 2021 году добавили встречи с содиректорами. Там руководители рассказывают историю МИФа, говорят о смыслах, которые заложены в каждый продукт, о том, почему мы такие и как у нас принято. На этих встречах всегда есть практики для погружения, которые создают атмосферу в начале встречи (чек-ин) и в конце (чек-аут) — чтобы подвести личный итог. Это и рассказы о каком-то событии из детства, обсуждение любимых книг, игры в ассоциации.

Рассказывать истории в общем кругу. Перед Новым годом и днем рождения компании, который празднуется в июне, отдел копирайтеров готовит материалы о сотрудниках и МИФе в целом. Например, в 2022 году МИФу исполняется 17 лет, и сотрудников попросили прислать фотографии себя 17-летних, чтобы вспомнить это время.

Книжный клуб. В МИФе любят читать. Раз в месяц в компании обсуждают книги — не только свои, но и других издательств.

Консультации с психотерапевтом. Практика просуществовала два года, пока интерес к ней у сотрудников не пропал. Любой сотрудник компании в высокий сезон мог записаться на индивидуальную консультацию с психотерапевтом, таких встреч могло быть несколько. Одновременно с этим проводились терапевтические группы (еженедельно, на протяжении двух месяцев).

Позже практику расширили, и группы превратились во встречи с психотерапевтом, но на конкретные темы. Например, на «Синдром самозванца» записалось больше 50 человек, компания организовала пять групповых консультаций.

Фото:Unsplash
Экономика образования Что такое синдром самозванца и как от него избавиться

Неслучайный чай. Дважды в неделю во время обеденного перерыва у всех в календарях стояла встреча, на которую можно было зайти в любой момент, чтобы поболтать с коллегами о чем угодно. На уровне компании практика не прижилась, однако в командах такие встречи проходят.

Проводить воркшопы. МИФ проводит воркшопы с лета 2019 года. В кризисное время актуальной стала тема ненасильственного общения.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать

4+1. Один месяц в году все пятницы из рабочих превращаются в дни для саморазвития и отдыха.

Саббатикал. Сотрудник, проработавший в МИФе более трех лет с высокими результатами, имеет право взять творческий отпуск до шести месяцев.

Все эти практики — это и есть опорные точки. Они напрямую или косвенно влияют на жизнестойкость как каждого сотрудника в отдельности, так и компании в целом.

Результаты

В МИФе регулярно проводят опрос вовлеченности. Когда в компании стали выстраивать систему практик, количество участников опроса повысилось с 35% до 87%, при этом сама вовлеченность выросла.

Это влияет на все процессы глобально. Например, раньше на разработку одного проекта уходил месяц, сейчас — неделя. Это влияет и на финансовые показатели. В сложном для всех 2020 году книжный рынок упал в среднем на 20%, а МИФ — всего на 8%. В издательстве начали выпускать и цифровые продукты, которые стали результатом практик. Например, поддерживающие бесплатные курсы — для всех, не только для сотрудников.

Планы и перспективы

Текущие практики будут трансформироваться. В перспективе компания планирует сделать собственный курс о корпоративной культуре и написать об этом книгу.

Обновлено 03.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть