Микроменеджмент: что это, чем опасен и как от него уйти

Фото: Mark Wilson / Getty Images
Фото: Mark Wilson / Getty Images
Чрезмерный контроль за сотрудниками в коллективе может вызвать падение продуктивности и застой. РБК Тренды объясняют, в чем минусы микроменеджмента и как от него избавиться

Что такое микроменеджмент

Микроменеджмент — это метод управления, когда руководитель контролирует все действия подчиненных, лишая их права инициативы. Как правило, при такой организации управления обязанности сотрудников сводятся к простым действиям, а самостоятельность не поощряется.

Микроменеджмент практикуют те руководители, которым не хватает опыта и навыков управления сотрудниками, а также те, кто не любит делегировать свои полномочия.

В условиях пандемии, когда многие организации перешли на удаленный режим работы, многие руководители лишились возможности общаться с работниками лично. Это усложнило коммуникацию и сделало контроль даже самых простых процессов более трудоемким. У некоторых менеджеров это вызвало ощущение разобщенности коллектива, и они начали внедрять более жесткий стиль управления — практиковать многочисленные созвоны и так далее.

Проблема в том, что некоторые руководители в подобной ситуации не способны оценивать ситуацию, отстранившись от эмоций. Они тратят время на то, чтобы бесконечно искать более оптимальные решения, вместо того, чтобы показать команде, куда двигаться и спланировать «дорожную карту».

Задача любого руководителя — отвечать за результат и делать так, чтобы сотрудники были мотивированы, работали слаженно и добивались целей. Время, когда под результативностью понимали только финансовые результаты, безвозвратно прошло.

Узнайте больше о принципах делегирования в специальной подборке материалов РБК Pro:

«Правила делегирования» — подборка РБК Pro

Чем плох микроменеджмент?

Стремление руководителя тотально контролировать процессы в компании может привести к целому ряду негативных последствий. Среди них:

  • снижение доверия и мотивации в коллективе и, как следствие, падение продуктивности;
  • излишние временные затраты на контроль и отчеты сотрудников;
  • рост риска ошибок, поскольку все решения, по сути, принимает один человек;
  • отсутствие инициативы, которое приводит к снижению личной ответственности работника за его действия;
  • отказ от креативности и возможные упущения эффективных стратегий и решений;
  • чрезмерная концентрация на рутинных задачах в ущерб стратегии;
  • снижение коллективного IQ ввиду того, что процесс обмена мнениями ограничен;
  • уход опытных сотрудников, которые недовольны излишним контролем.

Как уйти от микроменеджмента?

Хороший менеджер должен доверять коллективу выполнение задач ради сформулированной им цели. Чтобы уйти от излишнего контроля, потребуется освоить несколько навыков:

  • Четко формулировать цели и задачи. Команде нужно знать, ради какого результата работать, а не как выполнять эту работу. Для этого руководитель должен выяснить, насколько четко его подчиненные осознают суть поставленных перед ними задач. Для этого можно провести обычный опрос. Во время совещаний неплохо напоминать работникам, ради чего они работают, и акцентировать внимание на том, что они сами решают, как добиваться поставленной цели;
  • Сформировать «коллективное самосознание». Коллеги должны здраво оценивать сильные и слабые стороны каждого в команде, чтобы стремиться заполнить пробелы в процессе работы над продуктом. Лучше всего для этого работает принцип коллективного поощрения, а не индивидуальных достижений.
  • Наладить коммуникацию и переговорный процесс. У сотрудников должно быть безопасное место для общения с руководителем. Менеджер должен поощрять такую коммуникацию и показывать хорошую обратную связь. Руководителю нужно научиться понимать, в какой момент работнику можно предоставить больше свободы в принятии решений.
  • Добиться прозрачности в коллективе. Работники должны понимать, что их руководителю требуется полная и достоверная информация о работе, чтобы принимать верные решения. Для этого глава коллектива должен регулярно объяснять, зачем ему нужна та или иная информация и на какие конкретно процессы она повлияет. Каждый сотрудник должен чувствовать себя комфортно при коммуникации, не бояться просить о чем-то.

В отдельных ситуациях микроменеджмент бывает полезен. Обычно его применяют при обучении новых работников или при принятии стратегически важного решения, когда соответствующими компетенциями обладает только руководитель. Грамотный микроменеджмент позволяет создать атмосферу доверия в коллективе, если руководитель находит индивидуальный подход к каждому работнику.

Развивайте свои навыки делегирования на РБК Pro.

Обновлено 12.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть