Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Инструменты из бутылок и TikTok-рэп: тренды в современной музыке

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
С появлением стримингов возможность стать музыкантом есть у каждого. Как это повлияло на наши вкусы и где найти аутентичную музыку, выясняем в новом эпизоде подкаста РБК Трендов «Что изменилось?»

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, Яндекс Музыке, Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы делимся интересными материалами по теме.

Гости выпуска: Олег Лузин, заместитель главного редактора «Яндекс.Музыки». Олег рассказал, какие музыкальные жанры сейчас самые популярные, и почему современная музыка возвращается в 1990‑е.

Диана Пашковская, музыкальный редактор «Яндекс.Музыки». Диана объяснила, почему мы перестали стесняться слушать русскую музыку, и чем хороши замбийский рок и музыка Конго.

У микрофона — искусственный интеллект из будущего специально для РБК Трендов.

Таймлайн беседы

01:53 — Что слушают в XXI веке

05:02 — Секрет успеха рэп-музыки

09:36 — Как российская музыка вышла на международный рынок

14:04 — Как стриминги повлияли на количество и качество музыки

20:05 — Новые паттерны потребления музыки

22:46 — Как современные артисты остаются уникальными

26:02 — Почему автотюн — это не плохо?

27:55 — Заменят ли нейросети композиторов?

Актуально ли разделение музыки на жанры?

Самая популярная категория среди пользователей «Яндекс.Музыки» — русская поп-музыка, затем идут русский рэп, танцевальная музыка, зарубежный поп, русский рок, электронная музыка и зарубежный рэп, рассказывает Олег Лузин. Тем не менее, жанры как таковые постепенно отмирают. Жанр как категория появился благодаря тому, что в магазинах виниловых пластинок требовалось разделение на категории, чтобы ди-джей мог быстро найти нужную пластинку, рассказывает Диана Пашковская. Музыка — это пластичный материал, поэтому границы между жанрами постоянно размываются.

Фото:Shervin Lainez
Ари Херстанд — РБК: «Музыкальная индустрия меняется каждый год»

Секрет успеха рэпа: почему мы все его слушаем?

Гости объясняют, что мы до сих пор слушаем много рэп-исполнителей, но эта музыка уже не такая, какой была пять-десять лет назад: сейчас существует тенденция к утяжелению звука, возвращению к альтернативному звучанию. Это демонстрирует множество исполнителей, начиная от Loqiemean и ATL, заканчивая Муккой и Джизусом. Примерно так же хип-хоп развивался в конце 1990-х — начале 2000-х годов: сначала был популярен рэп, затем ему на смену пришел более тяжелый рэпкор, а следом R&B.

С точки зрения продакшена рэп — это бюджетный вариант, доступный практически каждому. Для этого не нужны живые инструменты, а использование голоса стало сильно проще. Например, вокалист группы Massive Attack — пионеров стиля трип-хоп — не поет, а использует нарратив. Рэп пришел с улиц и долгое время был агрессивным, поэтому эта музыка так «качает».

Отечественная музыка — больше не guilty pleasure

Стриминговые сервисы и TikTok помогают в популяризации музыки: благодаря им не только СНГ, но и другие страны узнали, например, о белорусских музыкантах «Молчат Дома» и песне Kostromin — «Моя голова винтом», говорит Олег Лузин. Но на самом деле хорошая музыка была в России и 10, и даже 20 лет назад, добавляет Диана. Например, альбом «Время песок...» группы «Гости из будущего» или песни t.A.T.u. Современные русские исполнители научились адаптировать материал зарубежных артистов под наши реалии и создавать что-то свое. Не редкость встретить в западной прессе положительные рецензии на творчество групп Shortparis, «Интурист», Motorama или Нины Кравиц.

Как стриминговые сервисы изменили производство и потребление музыки

Олег Лузин рассказывает, что в эпоху стриминговых сервисов артистов и треков стало гораздо больше. Если раньше все сильно зависело от лейблов и продюсеров, а вход в музыкальную индустрию был возможен через радио и ТВ, то сейчас любой музыкант может попасть на стриминговую площадку. Дальше дело лишь за грамотным продвижением трека. С другой стороны, раньше музыки было не так много, поэтому исполнителям было проще «выстрелить». Сейчас в стримингах в среднем 70 млн треков, и не потеряться в этом многообразии помогают системы рекомендаций. Они анализируют похожесть треков, что слушают другие пользователи, сколько и как трек лайкают, дослушивают ли его до конца.

Фото:Adam Rakús / Unsplash
Как работают рекомендательные системы музыкальных сервисов

Исполнителям нужно соблюдать некоторые правила игры, чтобы зарабатывать роялти с прослушиваний, говорит Диана. Чтобы люди точно прослушали песню до конца, длина трека может сокращаться вплоть до 1–1,5 минуты. Артисты стали выпускать больше синглов, чем альбомов, потому что мало кто слушает музыку целыми альбомами — из-за этого концептуальных пластинок стало меньше.

Тем не менее, по мнению гостей сейчас нет проблемы нехватки аутентичности. Все зависит от готовности каждого человека искать ее. Есть тенденция, что с возрастом мы перестаем тратить время на поиск чего-то нового. За 10–15 лет прослушиваний формируется библиотека, которой, как правило, вполне хватает. Те, кто продолжает копать дальше — это гики, которым действительно интересно разбираться в музыке.

Кроме тех, чья основная цель — заработок, есть и экспериментаторы, которые пишут музыку ради музыки, выходя за рамки. Хороший пример — Финнеас О’Коннелл, звуковой инженер и продюсер Билли Айлиш. Он использовал в своих произведениях звуки бормашины, сигналы светофора и шум дороги. Есть лейблы, которые собирают в путешествиях уникальные звуки вроде жужжания шмеля или стука копыт лошади. Это нишевая и затратная история, но такие артисты двигают музыку вперед.

Сможет ли нейросеть вытеснить «живую» музыку?

У «Яндекс.Музыки» уже есть несколько проектов, в которых задействованы нейросети, рассказывает Олег Лузин. Например, тексты песен с альбома «Нейронная оборона» писал искусственный интеллект, а композиции из проекта «Музыка звезд» машины создали на основе данных о небесных телах. Со временем ИИ будет развиваться в музыке, и возможно, что делать рутинную работу или заниматься спортом будет даже удобнее под сгенерированную музыку. Но это не означает, что живая музыка когда-нибудь исчезнет, потому что в нас это заложено: мы можем неосознанно настукивать ритм, пока идем куда-то, говорит Диана Пашковская. Машина и человек могут работать вместе, но полностью заменить композитора ИИ никогда не сможет.

Обновлено 16.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть