Александр Столяров — о влиянии ИТ на экономику российских регионов

Фото: Игнат Козлов для РБК
Фото: Игнат Козлов для РБК
Замгендиректора Huawei Enterprise в России Александр Столяров рассказал РБК, как регионы становятся инновационными, какие ИТ-сервисы приносят им больше всего денег и что мешает окупить продвинутые решения

Об эксперте: Александр Столяров, заместитель генерального директора Huawei Enterprise в России. Координирует реализацию корпоративных проектов Huawei в регионах РФ.

Работает в компании с 2015 года. До прихода в Huawei Enterprise возглавлял направление по взаимодействию с розничными сетями в Cisco Systems и руководил департаментом сетевых решений в Hewlett Packard. Имеет степень MBA Калифорнийского технологического института.

Госсектор, бизнес и довольное население

— Как сегодня обстоят дела с развитием технологических инноваций в России?

— Многие новые технологии мы если не внедряем первыми, то точно стоим в первых рядах. К примеру, в сфере государственных услуг с точки зрения их доступности и удобства Россия находится в авангарде. Сервисы постоянно развиваются и дополняются новыми функциями.

Еще одно направление, где мы неплохо себя чувствуем, — это умные и безопасные города. Конечно, ситуация сильно различается от региона к региону. Есть субъекты, у которых нет денег даже на реновацию жилья или строительство дорог. Но есть и те, где цифровизация идет очень активно.

В продвинутых с точки зрения «цифры» регионах жизнь становится более качественной и безопасной. Повышается уровень комфорта, спокойствия и удовлетворенности жителей. Все это положительно сказывается на экономике и демографии.

Северное сияние в Териберке, Мурманская область
Индустрия 4.0 «Умный регион» в Заполярье: как управлять областью на основе данных

— Что происходит в коммерческом секторе с точки зрения цифровизации?

— Здесь тоже многое зависит от региона. Но можно выделить и общие тренды.

Востребовано все, что связано с электронной коммерцией. А поскольку мы все больше уходим в «цифру», в том числе в торговле и банкинге, то растет внимание к кибербезопасности и надежности ИТ-инфраструктуры.

Еще один тренд — экосистемы и супер-приложения крупных компаний, например, «Яндекса» или «Сбера». Подобные системы пытаются строить и операторы связи. Уверен, на рынке скоро появятся новые игроки, которые постараются нащупать свои ниши.

— На какие продукты вы делаете упор в России и почему?

— В сегменте Enterprise у нас очень широкая линейка — от вычислительных систем и систем хранения данных до сетевого оборудования и источников бесперебойного питания.

Во время пандемии в первых рядах оказались продукты, связанные с дистанционным общением, обучением и работой. Мы выпустили решение для видеоконференцсвязи нового поколения IdeaHub. Оно позволяет не просто одновременно общаться с несколькими десятками человек из разных городов и стран, но и обмениваться данными, показывать и редактировать презентации, в том числе вручную через электронное перо.

В прошлом году у нас вышла линейка роутеров точек доступа с поддержкой Wi-Fi 6. Это новый высокоскоростной стандарт беспроводной связи. Устройства помогают намного эффективнее работать с интенсивным трафиком данных, обеспечивать его безопасность и бесперебойность, в том числе в роуминге. Это особо актуально, когда нужно организовать качественную видеоконференцсвязь в помещении с большим числом мобильных устройств. Или на автоматизированном производстве, где используется множество датчиков.

Ускорение цифровизации, развитие удаленных сервисов повышают роль решений для хранения информации. Здесь мы предлагаем линейку высокопроизводительных систем хранения данных Dorado. Они позволяют бесперебойно обслуживать критически важные бизнес-приложения — например, биллинговые системы или интернет-банкинг.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Скованные одной цепью: как бренды строят экосистемы из гаджетов

Деньги сразу

— С какими регионами сотрудничает Huawei Enterprise?

— Мы работаем со всеми российскими регионами. У нас открыты представительства в крупнейших городах-миллионниках, включая Владивосток, где сейчас проходит Восточный экономический форум. Наши представители есть в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге и Москве.

Многие регионы имеют свою отраслевую специфику. На Урале у нас больше проектов, связанных с промышленностью, на Волге — с нефтепереработкой. Дальний Восток — это кораблестроение, Краснодар — туризм, логистика и ретейл.

В Санкт-Петербурге и Москве, пожалуй, самый широкий спектр заказчиков — от компаний финансового сектора до образовательных проектов с вузами.

При этом везде мы интенсивно работаем с государственным сектором, помогаем повышать эффективность управления за счет цифровизации.

— В рейтинге инновационности регионов, который подготовила Высшая школа экономики, на первых местах оказались Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Чем они отличаются в плане развития технологий, помимо размера бюджетов?

— Наличие денег здесь как раз вторично. Ведь почему эти регионы богаты? Потому что там больше людей и компаний, которые платят налоги. Чтобы удерживать и привлекать их, нужны не только дороги и жилье. Нужна в том числе развитая ИТ-инфраструктура, которая позволяет управлять городом, организовывать необходимые для государства и бизнеса коммуникации и сервисы.

Все три перечисленных региона правильно и вовремя сделали ставку на ИТ. И сейчас это помогает им зарабатывать деньги.

— На чем именно?

— Одно из прибыльных направлений — это фото- и видеофиксация штрафов. Деньги можно сделать еще много на чем. Но надо понимать, что ИТ в регионах — это не только монетизация цифровых сервисов, но и сокращение издержек. Снижаются траты на коммуникации, электричество, документооборот. Это тоже, по сути, заработок.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Как городу или компании с небольшим бюджетом снизить потери в ЖКХ

— Сколько должно пройти времени, чтобы регион, начавший внедрять инновационные ИТ-системы, начал на этом зарабатывать?

— Зарабатывать он начнет практически сразу. Другой вопрос, когда это окупится. Тут все зависит от множества факторов — количества развернутых сервисов и потенциальных потребителей, их готовности пользоваться цифровыми услугами.

Ведь если бабушка привыкла ходить в поликлинику или собес, потому что ей не хватает общения, то ей хоть десять плазменных панелей поставь — она не будет ими пользоваться. Поэтому очень важно параллельно с внедрением сервисов и технологий образовывать население. Если жители не понимают, зачем сервисы нужны и как их применять, то все будет бесполезно.

5G и «умные» дороги

— Какие инновации вы планируете внедрять в продвинутых с точки зрения ИТ субъектах?

— Мы все нацелены на внедрение технологий 5G. Это подразумевает определенную цифровую революцию — совсем другие возможности покрытия, передачи данных и их использования.

Индустрия 4.0 Как работает 5G и как это изменит нашу жизнь?

Все больше компаний и госорганизаций работают с цифровой информацией, поэтому мы видим спрос на центры обработки данных (ЦОДы). У нас есть решения по созданию таких центров и для бизнеса, и для государства, включая мобильные и модульные ЦОДы, которые мы создаем в виде конструктора на заводах, привозим на место и собираем за считанные дни.

Недавно мы вывели на рынок новую операционную систему Harmony для интернета вещей. Также Huawei серьезно занимается направлением беспилотного вождения. Пока эти системы не внедрены, говорить о них рано. Но вслед за ними могут появиться «умные» дороги и «умные» летательные аппараты.

— Когда все это произойдет?

— Большинство этих технологий будет внедрено в течение десяти лет. За исключением «умных» дорог. Здесь ситуация сложнее, и в ближайшие 20 лет мы их, скорее всего не увидим.

— Почему?

— «Умная» дорога — это не просто хорошее полотно. Сейчас у систем беспилотного вождения много проблем, связанных с тем, что «умные» машины передвигаются в «глупом» пространстве. Они могут тормозить, подруливать, учитывать наклоны и повороты, отмеченные на дорожной карте. Но старые нецифровые объекты такая машина не видит. По той же дороге может ехать, например, старый автомобиль или велосипедист, не учтенные в системе.

«Умное» дорожное полотно могло бы считывать информацию об участниках движения, передавать ее беспилотному транспорту. В таком случае аварии практически исключены. А если происходит затор, то данные о нем мгновенно поступают в систему, и потоки автомобилей перераспределяются.

Как раз для этого и необходимы технологии 5G. Представьте, какое количество данных нужно одновременно считывать и передавать на трассе длиной 1000 км с сотнями тысяч машин, какая должна быть пропускная способность, скорость передачи и обработки информации. Возможности 5G позволят реализовать такие футуристичные проекты.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика В штате Индиана протестируют намагниченный бетон для зарядки электрокаров

Марафон в ИТ

— В начале года в интервью РБК Татарстан вы прогнозировали, что для самой индустрии ИТ 2021 год станет трудным. Насколько ваш прогноз оправдался?

— К сожалению, я был прав. Но если бы я тогда знал, насколько год будет непростым, то, наверное, промолчал бы.

— В чем состоят основные трудности?

— Во-первых, серьезнейшая проблема с полупроводниками. Дефицит компонентов приводит к задержкам с поставками, повышению цен на комплектующие. Это влияет на бюджеты, в результате заказчики переносят или отменяют некоторые проекты.

Я бы сказал, что в этой ситуации мы чувствуем себя немного лучше, чем многие игроки — наличие компонентной базы собственной разработки обеспечивает нам определенную независимость — однако в целом трудности испытывают все без исключения производители технологического оборудования.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Дефицит микросхем: как он возник и чем грозит электронной промышленности

Во-вторых, мы вроде бы научились работать с учетом нынешней эпидемиологической обстановки, но сроки по многим проектам сильно сдвинулись. Если раньше внедрение проекта занимало от полугода до года, то сейчас только его утверждение может продолжаться год и более.

Некоторые отраслевые игроки не пережили кризис, кого-то поглотили, кто-то поменял концепцию или сузил сегмент работы. В индустрии поменялось очень много людей, и это тоже повлияло на временные рамки проектов.

— Думаете, в течение года-полутора эти проблемы удастся преодолеть?

— Сейчас я не рискну делать какие-либо прогнозы, поскольку всё меняется очень стремительно, но сравнить ситуацию в индустрии можно с марафоном: когда ты стоишь на старте, то думаешь: «Елки-палки, как же пробежать эти 42 км?» А когда уже пробежал, то вспоминаешь, как было здорово. Надеюсь, вскоре мы так и будем вспоминать нынешний год.

Обновлено 06.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть