Часть стратегии: зачем бизнесу IT-партнер

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пока одни компании делали ставки на иностранных вендоров, другие интегрировали в свой бизнес IT-подрядчиков с персонализированным подходом. Для лидеров это оказалось залогом стратегической устойчивости

Об экспертах

Часть стратегии: зачем бизнесу IT-партнер

Владимир Рахтеенко, генеральный директор IT-компании CUSTIS

Часть стратегии: зачем бизнесу IT-партнер

Герман Алексеев, IT-директор ГК «Спортмастер»

CUSTIS уже больше 20 лет — ключевой IT-партнер «Спортмастера». Компаниям удалось выстроить долгосрочные отношения, способствующие преодолению кризисов и повышающие показатели бизнеса. Эксперты обеих компаний поделились взглядом на то, как устроен отечественный рынок IT-услуг для корпораций, как он эволюционировал и почему лучше иметь стратегического партнера вместо временных аутсорсеров.

Запрос на технологический суверенитет

Как правило, любой корпоративный вендорский продукт — это история удачного решения конкретной компании, которое отмасштабировали и вывели на рынок под отдельным брендом. Между началом разработки такого решения и его коммерческим релизом иногда проходит несколько лет. Крупный бизнес, прибегающий к вендорским услугам, получает сразу две головные боли: устаревшую технологию и продукт, который нужно доделывать под свои бизнес-процессы. Все это часто сводит на нет любые преимущества.

Крупные отраслевые лидеры, особенно в ретейле и e-commerce, заранее понимали эти риски. Поэтому они формировали мощные IT-ядра, создавая персонализированные решения: силами внутренних команд или с помощью надежных подрядчиков.

Тема технологического суверенитета стала ключевой в последние десятилетия. Импортозамещение усилило ее значение и расширило поле работы для подрядчиков. Но вместе с этим возросла и ответственность: теперь нужно не просто внедрять решения, а уметь проектировать новые вместе с клиентом, учитывая его отраслевую специфику.

Суверенитет — это не только отказ от иностранных технологий, но и контроль над критически важными процессами. Партнерство с IT-компанией, по сравнению с созданием внутренних команд, позволяет закрывать пробелы быстрее. На рынке выигрывают те, кто способен мыслить горизонтом 5–10 лет.

Комплексное решение задач

Конечно, ситуация в каждой компании индивидуальна, но формат аутстаффинга, популярный еще недавно, продолжает терять актуальность. Если раньше бизнесу было важно просто увеличить штат, то сегодня растет запрос на комплексные решения под ключ.

Фото:Pexels
Экономика шеринга Аутсорсинг: что и зачем стоит делегировать другой компании

Особенно это чувствуется в критически важных для бизнеса областях. Также сегодня нужно уметь создавать продукты, которыми ранее ни клиент, ни IT-подрядчик сами не занимались. Таких персонализированных решений для крупных корпораций просто нет на рынке. Поэтому, чтобы воплотить их в жизнь, подрядчику приходится глубоко погружаться в процессы клиента и осваивать новые компетенции на ходу.

Успех здесь зависит не только от технологий. Баланс между «хардовой» экспертизой и «мягкими» навыками в общении с клиентом становится решающим. Если клиент уверен, что может положиться на контрагента даже в ситуации сильной неопределенности, последний легко станет частью стратегии.

Комплексные решения снимают с клиента необходимость управлять разрозненными подрядчиками. IT-компания берет на себя риски освоения новых технологий и развивает компетенции вместе с бизнесом.

Именно такой подход в итоге становится взаимовыгодным для обеих сторон и помогает не только преодолевать кризисы, но и расти благодаря им. Например, в партнерстве «Спортмастер» и CUSTIS совместно создают решения в области цепей поставок, логистики, автоматизации розницы, управления данными и других ключевых направлениях для ретейла. Это позволяет торговой сети развивать и масштабировать бизнес на протяжении более чем 20 лет сотрудничества.

Выгодная зависимость

Долгосрочное партнерство всегда связано с взаимной зависимостью. В случае корпорации и IT-подрядчика речь идет не только об операционном, но и о культурном уровне. Важна открытость в диалоге, доверие к управленческим решениям, прозрачное обсуждение целей.

IT-партнер несет ответственность не только за функционирование IT-системы, но и за работу ключевых бизнес-процессов. Он становится солидарным звеном в цепочке создания ценности. Это требует устойчивости и баланса интересов. Если клиент занимает слишком малую долю загрузки подрядчика, мотивация последнего может снижаться. Если слишком большую, растут риски для обеих сторон.

Совместное планирование позволяет готовиться к кризисам и использовать их как точку роста. Доступ к стратегическим планам клиента помогает подрядчику проектировать архитектуру решений на 5–10 лет вперед. Для корпорации же партнерство означает высвобождение ресурсов на стратегические проекты и сохранение гибкости благодаря собственной экспертизе.

Таким образом обоюдная зависимость и обоюдные риски порождают ситуацию win-win — в выигрыше как подрядчик, так и крупный клиент.

Фото:Freepik
Экономика образования Что такое дорожная карта проекта и как сделать roadmap: 5 сервисов

Экспертиза, которую можно переносить

Еще одно преимущество стратегического партнерства в том, что накопленная экспертиза не ограничивается одной отраслью. Так, решения, отработанные в ретейле, находят применение в нефтедобыче и транспортной логистике. Опыт автоматизации в электроэнергетике может быть использован в промышленности и машиностроении.

Такой перенос компетенций ускоряет внедрение инноваций, снижает затраты на разработку и позволяет компаниям быстрее реагировать на вызовы рынка. Для подрядчика это возможность масштабировать свой опыт, а для клиента — доступ к лучшим практикам смежных отраслей. В результате обе стороны выигрывают: бизнес получает готовые проверенные подходы, а IT-компания закрепляет за собой статус универсального эксперта.

Перспективы рынка

Эксперты сходятся во мнении, что до появления отечественных вендорных продуктов на российском рынке корпоративных IT-услуг еще далеко. Он пока не готов предложить массовые решения уровня международных вендоров. Крупные корпорации создают продукты под себя, а компании среднего масштаба оказываются в зоне риска: собственная разработка им не по силам, а готовые решения для малого бизнеса слишком узкие.

Возможно, в будущем мы увидим экспансию в страны БРИКС. Расширение палитры потенциальных клиентов до таких масштабов было бы достаточным, чтобы появились подобные проекты. Однако и на этом пути есть много барьеров: самый очевидный и мощный из них — локальные IT-подрядчики. Они, само собой, не намерены ни отставать от зарубежных конкурентов технологически, ни отдавать им свою долю рынка.

Главный вызов ближайших лет — нехватка команд, работающих в продуктовом подходе. Именно они смогут создавать тиражируемые решения, а не только кастомные разработки. Эксперты считают, что ожидать появления таких продуктов раньше чем через пять-семь лет слишком оптимистично.

В таких условиях стратегический IT-подрядчик становится для бизнеса не просто ресурсом для закрытия отдельных задач, а полноценной частью долгосрочного планирования. Компании, которые выстраивают такие альянсы, выигрывают и в эффективности процессов, и в устойчивости к кризисам.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 11.09.2025
Авторы
Теги
Денис Александров
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть