От автокатализаторов к новой энергетике: есть ли будущее у палладия

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В чем феномен палладия и как этот металл может помочь в энергопереходе на возобновляемые источники, рассказал Дмитрий Изотов из «Норникеля»

От автокатализаторов к новой энергетике: есть ли будущее у палладия

Об эксперте: Дмитрий Изотов — директор Центра палладиевых технологий «Норникеля».

Сейчас 84% всей добычи палладия поглощает автомобильный сектор — металл используют при производстве автокатализаторов. Этот компонент необходим двигателям внутреннего сгорания (ДВС) — бензиновым и дизельным, — но не электромобилям, доля которых на мировом рынке неуклонно растет. Получается, с уменьшением числа машин с ДВС спрос на палладий должен рухнуть?

— Нет. На протяжении десятилетий палладий действительно ассоциировался только с автокатализаторами — и они останутся важным направлением еще на десятки лет. Но промышленный спрос в будущем будет формироваться все больше за счет новых индустриальных применений, и формировать его будут ученые в лабораториях при поддержке бизнеса.

О каких сферах применения идет речь?

— Их очень много. В Центре палладиевых технологий мы выделяем два ключевых вектора: продукты для новых и развивающихся рынков, а также продукты для традиционных рынков платиноидов.

В первом направлении у нас целый комплекс новых палладий-содержащих материалов с доказанными конкурентными преимуществами для водородной и солнечной энергетики. В рамках этого направления мы также разрабатываем высокотехнологичные материалы, необходимые для развития индустрии искусственного интеллекта и электротранспорта.

На традиционном рынке платиноидов мы работаем над повышением энергоэффективности и снижением углеродного следа от внедрения палладия по сравнению с другими металлами платиновой группы.

От энергии солнца до электромобилей

Давайте начнем со снижения углеродного следа — максимально популярной темы в повестке западных стран и ООН. Почему именно палладий может помочь энергетическому переходу и декарбонизации?

— Благодаря своей каталитической активности. Она лежит в основе разработки эффективных катализаторов для водородных топливных элементов и электролизеров, а также для производства биотоплива. Здесь палладий помогает значительно повысить энергоэффективность и снизить углеродный след.

Во-вторых, в сочетании с селеном палладий проявляет уникальные оптические свойства, что открывает возможности для применения в тонкопленочных солнечных элементах нового поколения.

Наконец, палладий может сыграть важную роль в развитии аккумуляторных технологий. Его каталитические свойства помогают улучшить кинетику реакций между литием и серой — одну из ключевых проблем в создании литий-серных (Li-S) батарей. По предварительным оценкам, замена литийионного аккумулятора на литий-серный с палладиевым катализатором может увеличить дальность хода электротранспорта в три раза.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Что такое углеродные токены и как они помогут климату

Получается сразу три направления: двигатели на водороде, солнечные панели и новый тип батарей для электрокаров. И если водородные технологии действительно остаются в самом начале цикла технического прогресса, то солнечные панели давно существуют и успешно работают в десятках стран по всему миру. Что нового вы можете предложить существующим производителям таких устройств?

— Современные солнечные панели близки к своему пределу по коэффициенту полезного действия (КПД). Сейчас эта проблема решается простым добавлением все новых солнечных панелей — то есть растет не качество, а количество. Это тупиковый путь: в отдельных случаях мы видим, как ради таких панелей вырубают леса и нарушают экологический баланс. Не допустить этого — общая задача для всего человечества. Нам необходим рост эффективности — а он возможен только за счет совершенствования контактных систем. Ровно в них применяется палладий: он используется вместе с кремнием как функциональное покрытие для повышения эффективности кремниевых фотоэлементов.

Другое важное направление солнечной энергетики — развитие перовскитной фотовольтаики. Интеграция материалов на основе палладия и селена (Pd-Se) в перовскитные фотоэлементы повышает электропроводность, улучшает сбор положительных зарядов и повышает омичность контактов. Такие материалы стабильны при воздействии окислителей, что обуславливает их преимущества перед аналогами. Этот класс материалов позволяет увеличить КПД солнечных элементов на два-три процентных пункта и особенно эффективен при рассеянном освещении. Технология уже прошла модульные испытания и готовится к пилотному внедрению. Мы видим в этом точку роста для по-настоящему устойчивой солнечной энергетики, которая не на словах, а на деле делает вклад в защиту окружающей среды.

А что насчет литий-серных аккумуляторов? Чем они лучше привычных всем литийионных?

— У них более высокая плотность энергии, что обеспечивает больший запас хода электромобилей и более длительный срок службы портативной электроники. А еще они дешевле: в качестве катодного материала в них используется элементарная сера — доступный, распространенный и экологичный материал, что позволяет снизить экологические проблемы, связанные с литийионными аккумуляторами. К тому же литий-серные аккумуляторы способны снизить вес батарей на 30–40% по сравнению с литийионными. Это особенно важно для авиации, дронов и других отраслей, где критичен вес аккумулятора.

Почему тогда мир до сих пор не перешел на эту технологию?

— Коммерческое применение Li-S ограничено из-за проблем с долговечностью и стабильностью при высоких нагрузках, что требует технологических инноваций. Иными словами, мы пока не научились делать такие батареи столь же предсказуемыми, как литийионные. Здесь и может пригодиться палладий: сделанный из него катализатор существенно улучшает кинетику электрохимических реакций, обеспечивая более стабильную работу и значительно увеличивая срок службы аккумуляторов. В ближайшее время мы планируем увеличить циклируемость до 1000 циклов, что в десять раз превышает текущие показатели. Благодаря палладию удается повысить удельную энергию до 300–400 Вт⋅ч/кг. Это открывает новые горизонты для энергоемких и легких устройств.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Инженеры создали двигатель в пять раз легче обычного

Но ведь сам палладий стоит дорого. Не перекроет ли его стоимость выгоды от перехода на литий-серные аккумуляторы?

— Это действительно важный экономический момент, над решением которого мы работаем сейчас. Преимущество нашей технологии в том, что использование палладия в литий-серных аккумуляторах минимально и оправдано значительным улучшением их характеристик, что делает технологию коммерчески жизнеспособной.

Зачем осваивать энергию водорода

Среди инноваций, которые внедряются на массовом уровне, не видно решений на водороде. Об этом говорят, но кажется, что до практического внедрения далеко. Так ли это?

— Отчасти. Но мы делаем все, чтобы ускорить такой переход и как можно быстрее увидеть водородную энергетику.

Что мешает ей в развитии?

— Технологическая сложность. Традиционно в качестве катализаторов — наноразмерных частиц — здесь используют металлы платиновой группы: платину, иридий и рутений. Они обеспечивают ключевые каталитические функции на всех этапах водородной цепочки. Доля стоимости этих соединений в стоимости всего двигателя минимальна, однако их совершенствование может сделать этот двигатель эффективнее, повысить его мощность и снизить потребление топлива.

В условиях растущего спроса и необходимости оптимизации расхода драгоценных металлов палладий становится все более значимым элементом в разработке катализаторов нового поколения, способных улучшить свойства и снизить зависимость от наиболее дефицитных и дорогостоящих из них.

Над чем конкретно вы работаете в этой сфере?

— У нас есть интересные результаты тестирований катализаторов для PEM-электролизеров. Важная характеристика катализатора — его деградация. В случае с палладием она не только становится стабильно ниже, но и принимает «отрицательные» значения, что свидетельствует о повышении эффективности функционирования катализатора с течением времени. При этом происходит снижение рабочего напряжения, что уменьшает расход электроэнергии, а значит, и стоимость водорода.

Кроме того, катализатор на основе палладия дополнительно обеспечит отсутствие следов водорода в кислороде на аноде, повышая безопасность системы. Это все дает задел для дальнейшего совершенствования технологии PEM-электролиза и снижения ее стоимости. Наши катализаторы для водородных топливных элементов и PEM-электролизеров, которые используются для получения водорода из воды, успешно прошли промышленные испытания у ведущих китайских игроков отрасли. На основе полученных результатов мы продолжаем их совершенствование, и в ближайшее время технологии будут готовы к этапу коммерциализации и масштабного промышленного внедрения.

Как может быть устроено коммерческое применение? Сможете ли вы «упаковать» технологию так, чтобы заинтересовать бизнес?

— Мы уже это сделали. Мы предлагаем технологию в формате лицензирования — это позволяет партнерам быстро интегрировать инновации в существующие производственные цепочки. Наш центр сопровождает процесс внедрения на всех этапах — от технической поддержки до адаптации под конкретные задачи бизнеса. То есть мы своими руками проводим бизнес через самый сложный этап внедрения, чтобы в конечном итоге бизнес зарабатывал на водородной энергетике.

Насколько экологичен палладий

Одна из целей перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — отказ от истощения планеты и стремление снизить добычу полезных ископаемых для нужд человечества. Нет ли у вас опасений, что индустрия отвергнет палладиевые технологии только потому, что они палладиевые, то есть зависят от полезного ископаемого?

— Нет. Дело в том, что в сравнении с другими ископаемыми палладий — очень редкий и один из самых перерабатываемых металлов. Более 30% палладия на рынке — вторичный. Иными словами, это вторсырье, использование которого — важная цель энергоперехода. А совокупное ежегодное потребление не превышает 300 т, что не сопоставимо с объемами добычи традиционных энергоресурсов.

Кроме того, зеленая трансформация требует не отказа от всех ресурсов, а внедрения решений, которые дают максимум пользы при минимуме воздействия. Палладий как раз соответствует этому критерию: мы предлагаем технологические решения, которые реально помогают ускорить декарбонизацию. Подход Центра палладиевых технологий — это точечное обоснованное применение палладия там, где он реально улучшает технологию и повышает ее энергетическую и экономическую эффективность с минимизацией экологических рисков.

Фото:Dalle-3
Экономика образования Полезные ископаемые в космосе: чем занимается космогеолог

Приведите, пожалуйста, пример.

— Обеззараживание воды в регионах с затрудненным доступом к чистой воде — в первую очередь это Азиатско-Тихоокеанский регион, где проблема стоит особенно остро. Именно там наблюдается наиболее быстрый прирост населения. А чем больше людей, тем больше воды им нужно. Для очистки воды там повсеместно используют хлор, производство, транспортировка и хранение которого несут большие риски для окружающей среды.

В регионах с децентрализованным водоснабжением и хрупкой инфраструктурой — например, в Юго-Восточной Азии или Африке — отказ от транспортировки хлора снижает риски аварий и улучшает санитарную безопасность: традиционный хлор необходимо хранить в особых условиях, он взрывоопасен. Мы разработали решение, которое позволит снизить использование хлора, а значит, предотвратить возможные аварии, которые неизбежно происходят при существующих технологиях.

Как это работает?

— Мы предлагаем новый материал для повышения эффективности производства безопасного аналога хлора. Речь идет об увеличении эффективности генерации гипохлорита натрия с помощью палладий-содержащих анодов в установках электролиза. Палладий используется в виде тонкого покрытия на электродах, его объем минимален, а срок службы выше, чем у традиционных покрытий.

Энергопотребление таких систем ниже на 18,6% по сравнению с иридий-рутениевыми анодами — это особенно важно в странах с высокой стоимостью или дефицитом электроэнергии. То есть наша технология не просто безопаснее, но еще и дешевле в эксплуатации, чем привычный хлор. Она не требует замены оборудования и совместима с существующими генераторами гипохлорита, работая как инженерный апгрейд.

А что насчет процесса изготовления?

— Для производства гипохлорита нужна лишь поваренная соль, которая безопасна, не требует специальных условий хранения и широкодоступна. Переход от хлора к гипохлориту идет своим чередом в различных географиях, мы ускоряем этот переход за счет повышения эффективности. Катализатор на базе сплава палладия в комбинации с технологией электролиза позволяет вырабатывать обеззараживающее вещество рядом с источниками водоснабжения. Так нивелируются экологические риски.

Это решение было опробовано на практике?

— Да. На примере работы первой промышленной партии анодов на водоочистных сооружениях Южного федерального округа России можно говорить об экономии до $150 тыс. в год только на одном предприятии. В масштабах страны экономия может составить $19 млн в год. А если мультиплицировать этот эффект на многочисленные экономики Юго-Восточной Азии, эффект может вырасти в десятки раз.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 02.09.2025
Авторы
Теги
Антон Погорельский
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть