Как искусственный интеллект меняет рынок обработки документов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
ИИ не просто ускоряет работу с документами, но перестраивает всю логику бизнес-процессов. Как компании адаптируются к новой реальности, какие решения уже работают и почему без ИИ скоро нельзя будет конкурировать?

Об эксперте: Светлана Дергачева, генеральный директор Content AI.

Фото: Пресс-служба Content AI
Фото: Пресс-служба Content AI

— Каковы сегодня возможности искусственного интеллекта в сфере обработки информации?

— Можно смело утверждать, что ИИ кардинально меняет эту сферу. Сегодня мы наблюдаем настоящую революцию в автоматизации процессов работы с документами и информацией в целом. Этот рыночный сегмент станет одним из первых, где ручной труд в ближайшее время будет полностью заменен решениями на основе ИИ. Искусственный интеллект уже способен оперативно обрабатывать большие объемы данных, выявлять сложные паттерны, прогнозировать события, вести вполне осознанный диалог с пользователями и даже генерировать данные.

Например, в юридическом секторе ИИ-решения с подобной функциональностью применяются для получения краткого содержания и анализа судебных документов, а это файлы, объем которых может составлять сотни страниц. ИИ может изучить их и найти нужную информацию за считаные секунды, освобождая время специалистов. Однако важно понимать, что трансформация бизнеса с полным переходом на ИИ — сложный процесс со своими нюансами. Для начала и разработчикам IDP-систем (решения для интеллектуальной обработки документов. — «РБК Тренды»), и заказчикам предстоит решить ряд серьезных задач. Качество обработки информации по-прежнему зависит от объема и точности исходных данных, на которых обучаются большие языковые модели (LLM).

Как разработчик IDP-решений, Content AI активно изучает и внедряет передовые технологии, чтобы в полной мере отвечать требованиям современного рынка.

— Как идет развитие отечественного сектора интеллектуальной обработки информации и автоматизации бизнес-процессов?

— Оно определяется двумя ключевыми факторами: возможностями новейших ИИ-технологий, которые одновременно усиливают продукты и становятся их конкурентами, а также продолжающимся спросом на импортозамещение в среде крупных заказчиков. Вендоры сегодня должны одновременно вкладываться в инновационную деятельность, вести исследования в области применения ИИ и встраивать его в свое ПО, а также наращивать функциональность существующих решений, повышать их надежность, устойчивость и интеграционные способности. Все это крайне важно именно для интеграции нашей технологии в IT-ландшафт заказчиков, сформированный уже на основе отечественных решений.

Компаниям необходимо найти баланс как в формировании продуктового и клиентского портфеля, так и в подходе к сервису, стратегии дистрибуции, объему инвестиций в технологическое развитие. Динамика финансовых результатов ведущих игроков рынка за последние три года наглядно показывает, кто справляется с давлением среды, а кто сдает позиции.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Когда данные подводят: как хаос в информации мешает бизнесу расти

— А как вы оцениваете положение Content AI в своем экономическом секторе?

— В последние несколько лет мы стабильно удерживаем лидирующие позиции на рынке интеллектуальной обработки информации. За последние три года Content AI в три раза увеличила выручку — до 1,2 млрд руб. Но почивать на лаврах некогда.

Взаимоотношения с современными ИИ-технологиями на нашем рынке строятся по принципу «либо ты их, либо они тебя»: с их помощью можно усилить свои продукты и в разы увеличить конечную ценность для заказчиков, в противном случае они нивелируют ценность твоих разработок, решая те же задачи с меньшими затратами.

На рынке постоянно появляются стартапы, которые экспериментируют с ИИ и ищут новые способы его применения, усиливая конкуренцию в технологической сфере. Мы прилагаем большие усилия, чтобы работать на опережение.

Стратегия компании строится на балансе между коммерческими проектами и R&D: мы инвестируем в исследования, но всегда держим в фокусе монетизацию. Наши клиенты — это крупные корпорации в промышленности, финансовом секторе, государственные структуры. За счет глубокой экспертизы в области распознавания информации, зрелости и гибкости наших продуктов мы можем кастомизировать решения под задачи заказчика. Кроме того, активно развиваем партнерскую сеть, что позволяет масштабировать наши внедрения.

— Кто клиент компании и как строится ваша экономическая стратегия?

— Наши приоритеты — B2B и B2G, так как запросы на интеллектуальную обработку данных в основном исходят от корпораций и государства. Однако, как я уже отметила, один из приоритетов компании — баланс. Мы ищем такие конфигурации решений, которые были бы востребованы в сегменте малого и среднего бизнеса.

Например, недавно пересобрали заново на основе современного технологического стека и выпустили продукт для распознавания документов — PassportReader 2.0. Он предназначен для использования в системах контроля доступа, электронного документооборота, HR-решениях, где требуется встроенное, а не автономное распознавание документов. Продукт дает возможность считывать данные паспорта прямо внутри этих систем, без необходимости открывать отдельное приложение. Это удобно, в частности, при оформлении пропусков на ресепшене бизнес-центра или гостиницы.

— В каком направлении сегодня развиваются решения на IDP-рынке?

— Мы считаем, что будущее интеллектуальной обработки документов — это интеграция различных инструментов для создания универсальных решений под любые бизнес-задачи. Количество так называемых коннекторов для подключения IDP к другим системам будет увеличиваться, а их взаимодействие станет максимально гладким. Такие интеграции обеспечат сквозные бизнес-процессы и повысят общую эффективность компаний.

Еще одна ключевая особенность IDP-решений будущего — анализ и обработка данных в режиме реального времени. Это позволит бизнесу быстро реагировать на изменения и, например, моментально одобрять кредиты или рассчитывать страховые выплаты.

Кроме того, можно прогнозировать расширение возможностей по извлечению информации из новых форматов. Наряду с уже привычными PDF, сканами и изображениями IDP-решения смогут обрабатывать HTML-страницы, аудио, видео и другой мультимедийный контент. Для этого потребуются мультимодальные языковые модели (VLM). Они уже есть на рынке и доступны разработчикам.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Гиганты искусственного интеллекта: главные игроки рынка и их технологии

— Есть ли такая функциональность у современных IDP-систем или мы говорим о решениях завтрашнего дня?

— Работа в этом направлении идет. Мы сформировали стратегию развития всех продуктов с учетом отраслевых трендов. Наше флагманское решение, IDP-платформа ContentCapture, уже способно интегрироваться с большими языковыми моделями. Это позволяет повысить точность извлечения данных из неструктурированных и слабоструктурированных документов — договоров, протоколов, регламентов, резюме — до 98%. С помощью такого инструмента можно автоматизировать большой объем процессов в работе бухгалтерии, отдела продаж, HR, юридических департаментов, службы поддержки клиентов.

Интеграция с LLM, а также применение инновационного метода RAG (Retrieval Augmented Generation, генерация, дополненная поиском) позволили нам трансформировать продукт Content AI Intelligent Search из решения для корпоративного поиска в универсальную платформу для создания ИИ-ассистентов. Цифровые помощники находят ответы на вопросы по всем внутренним документам компании и проверяют их на наличие нежелательного контента. Плюс ИИ помогает быстро ознакомиться с объемным документом за счет выделения главных фактов, а еще алгоритм умеет создавать типовые документы по шаблону. И это только часть доступных сценариев, которые могут быть настроены индивидуально под задачи заказчика.

Вопросно-ответный режим появится и внутри редактора ContentReader PDF, что сделает этот инструмент еще более удобным для работы с документами.

— Как бизнесу оценить эффективность решений с искусственным интеллектом?

— В сфере обработки документов решения с искусственным интеллектом позволяют в разы сократить время на выполнение различных задач. Это снижает операционные затраты и значительно повышает скорость и точность обработки данных при обслуживании клиентов. Также ИИ-решения могут уменьшить количество ошибок за счет исключения человеческого фактора при рутинных операциях, освободить сотрудников для более сложных и творческих задач.

Компания может с помощью ИИ-решений масштабировать процессы без расширения штата. Например, обрабатывать больше обращений клиентов без увеличения числа операторов. Таким образом, помимо прямого сокращения затрат, ИИ дает конкурентное преимущество за счет ускорения процессов и более гибкого управления ресурсами. В текущих условиях вопросы экономии для многих стоят достаточно остро.

— Оцените готовность российского бизнеса к внедрению ИИ-решений: когда можно ожидать автономии в документообороте и ждет ли нас полная замена человека?

— Бизнес готов к развитию и внедряет новые технологии. Это касается в первую очередь крупных компаний с развитой культурой использования инноваций. Большие игроки умеют хорошо просчитывать экономику труда и постоянно заняты среднесрочным и долгосрочным прогнозированием. А это ключ к принятию решений в области ИИ.

Конечно, нужно понимать, что на первых этапах перестройка бизнес-процессов с переходом на ИИ означает высокие затраты для любого бизнеса. Но инновации необходимы на всех уровнях экономической системы. И это не только долгосрочные инвестиции. Современные технологии начнут приносить прибыль в ближайшем будущем. Те, кто не сможет сегодня найти общий язык с искусственным интеллектом, скоро уйдет с рынка.

Фото:Midjourney
Индустрия 4.0 Не помощник, а коллега: как ИИ-агенты изменят работу

Если говорить о полной автономии, то это вопрос следующих десяти лет. Пока ИИ лучше справляется с рутинными операциями, а сложные кейсы требуют человеческого контроля. Но ситуация очевидная: доля автоматизации будет только расти.

Остался «трендовый» вопрос о замене человека искусственным интеллектом. Конечно, многие процессы заменяются уже сейчас и тенденцию уже не преломить. Однако технологии лишь усилят наши возможности. Никто не устранит потребности в креативности, не снизит значения эмпатии и не доверит алгоритму ответственность за нестандартные решения. Будущее за симбиозом человеческого интеллекта и машинной эффективности.

Реклама. Рекламодатель, erid: ООО «Контент ИИ». Erid: 2SDnjd8xraZ

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 26.06.2025
Авторы
Теги
Андрей Суворов
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть