Павел Воронин: «В ближайшие годы ИИ-решения принесут бизнесу экономию»

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Компании уже автоматизируют процессы и сокращают расходы с помощью ИИ и облачных сервисов. Генеральный директор МТС Web Services Павел Воронин поделился мнением, как эти технологии повлияют на бизнес в будущем

Эксперт: Павел Воронин, генеральный директор МТС Web Services (MWS).

Фото: пресс-служба MWS
Фото: пресс-служба MWS

Хайп или прорыв

— Как устроен рынок искусственного интеллекта в России?

— Рынок ИИ состоит из трех сегментов. Первый — это базовые технологии и open source модели (их можно свободно просматривать, использовать и изменять. — «РБК Тренды»): Cotype от MWS, YandexGPT, GigaChat от «Сбера». Здесь конкуренция уже достигла пика, некоторые компании даже сходят с дистанции и вместо создания собственных моделей выбирают open source.

Второй сегмент — платформы для обучения моделей, настройки и интеграции в реальные продукты, построения мультиагентных систем. Этот рынок только формируется, и конкуренция пока невысока.

Третий сегмент — готовые отраслевые и b2b- и b2c-решения с ИИ. По нашим прогнозам, в 2028 году объем российского рынка LLM-продуктов для бизнеса (Large Language Model — большая языковая модель) превысит ₽70 млрд. Возможностей для роста здесь довольно много, несмотря на большое число игроков, поскольку существующие решения полностью не закрывают потребности заказчиков.

Появляются новые перспективные ниши, например AI-агенты. Это автономные системы на базе языковых моделей, которые не просто исполняют инструкции, но и анализируют данные, учатся, корректируют поведение. Например, в ретейле при помощи машинного обучения можно спрогнозировать спрос, и на основе этого агент сам оформит заявку на пополнение запасов. Проекты, связанные с агентским ИИ, сейчас развивают во всем мире, начиная с таких гигантов, как Microsoft, и заканчивая нашумевшим китайским стартапом Manus.

— Что нужно компании, чтобы стать лидером на рынке ИИ-технологий?

Как и в любой отрасли, главное — сильные компетенции. Только так можно создать продукт, который решает актуальные задачи клиента. Также важно качество данных и умение работать с ними. Стоимость внедрения ИИ-решений должна быть оправданной для бизнеса.

Российские компании более перспективны в создании прикладных инструментов под конкретные задачи, чем в разработке базовых моделей. Дело в том, что любой продукт нужно дообучать под локальные требования: учитывать язык, законы, особенности рынка, культурный код. Поэтому применение зарубежных open source моделей ограничено без масштабной адаптации.

— Как будет развиваться сфера ИИ в дальнейшем?

— Если взять «циклы хайпа» Gartner, которые отражают изменения ожиданий рынка, то GenAI, или генеративный искусственный интеллект, сейчас приближается к «впадине разочарований». На этом этапе проясняются проблемы и возможности масштабирования. Но в целом ИИ остается главным технологическим трендом. По данным McKinsey, 35% компаний уже применяют его, в том числе все мировые лидеры в сфере IT. Несмотря на хайп вокруг технологии, нельзя отрицать ее реальную эффективность. Возьмем, к примеру, Copilot-продукты для разработки: они позволяют экономить до 40% времени высокооплачиваемых специалистов в неделю.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Тренды 2025 года от Gartner: незримый ИИ и нейроинтерфейсы

Стоит также отметить, что ИИ меняет стандарты потребления информации и превосходит человека в креативных индустриях, особенно в скорости генерации изображений, видео, текстов. Это говорит о том, что технология изменит мир, как когда-то его изменили появление мобильного телефона или интернета. Так и будет, даже если сейчас кажется, что ставка на нейросети превышает финансовую выгоду от их использования.

От технологии к реальной прибыли

— Искусственный интеллект уже приносит бизнесу доходы?

— Некоторым компаниям — да. Крупные игроки получат ощутимые доходы от ИИ, когда внедрят продукты на его основе в свои процессы: call-центры, разработку и др.

Например, банки уже используют ИИ-технологии для принятия решений о выдаче кредитов и для аналитики, «Яндекс» и Google — для поиска информации. МТС экономит порядка миллиарда рублей в год с помощью AI-ботов, которые обрабатывают запросы пользователей в департаменте клиентского сервиса (ДКС).

GenAI — это еще молодая технология. По нашим прогнозам, в ближайшие три года появятся продукты на ее основе, которые начнут приносить реальную экономию бизнесу.

— Какие барьеры у бизнеса при внедрении ИИ-решений?

— Главный — нехватка компетенций. Сфера новая, нет опыта создания продуктов на базе ИИ с положительным финансовым эффектом. Поэтому лидерами на рынке будут компании, которые смогут развивать у себя такие компетенции. А внедрять и сопровождать ИИ-решения смогут только избранные игроки.

— Какие процессы выгодно автоматизировать с помощью нейросетей уже сейчас?

— Во-первых, клиентское обслуживание — ответы на вопросы пользователей, решение стандартных проблем. Во-вторых, рутинные задачи сотрудников — ассистентов, юристов, разработчиков, финансистов, пиарщиков, дизайнеров.

Это не значит, что ИИ всех заменит. Скорее технология приведет к росту профессионализма в кадрах. Например, в нашем ДКС свыше 50% запросов обрабатывает нейросеть, а операторы решают более сложные запросы. В тандеме люди и ИИ предоставляют клиентам более качественный сервис.

Быстрый старт и гибкое управление

— Второй глобальный тренд кроме ИИ — перенос IT-инфраструктуры в облако. Почему компании отказываются от своих серверов?

— Облако экономит время на заказе оборудования, логистике и монтаже, что в результате ускоряет запуск проектов. Виртуальная инфраструктура поднимается за минуты, у бизнеса есть возможность увеличивать или уменьшать ее объем в зависимости от потребности и более гибко управлять своими тратами в целом. В итоге серверы не простаивают и в то же время нет необходимости ждать новых поставок.

Многие компании используют гибридный подход. В публичное облако (инфраструктура принадлежит провайдеру. — «РБК Тренды») они переносят сайты и приложения, которые должны быстро масштабироваться, то есть адаптироваться к повышению нагрузки. Другие данные остаются в периметре компании.

В целом сегодня доля облачных решений в российском бизнесе — около 12%. И мы видим, что спрос на них растет.

— Какие сервисы для бизнеса есть в российских облачных решениях?

— Наиболее востребованные — IaaS (виртуальная инфраструктура), базы данных, Apache Kafka (система обмена сообщениями), Kubernetes (система для управления контейнерами) — есть в большинстве российских облаков. Также появляется все больше инструментов для работы с ИИ.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Облачные сервисы для удаленной работы: чем заменить Google и Microsoft

— Какие возможности дают ИИ-сервисы в облаках?

— Обучать модели и управлять ими. Например, MWS GPT, один из таких сервисов в нашем облаке, позволяет одновременно использовать разные LLM (большие языковые модели. — РБК). Любая из них может выступать в роли AI-агента. Это значит, что MWS GPT применяет разные инструменты в зависимости от задачи. Например, для математических расчетов модель обращается в настоящую вычислительную среду, а не пытается вспомнить ответ из своих обучающих данных.

Также облака предоставляют MLOps-инструменты для полного цикла работы с машинным обучением: от экспериментов до развертывания моделей, их масштабирования и мониторинга.

— Для такой работы нужны облачные серверы с мощными графическими процессорами — GPU. Сложно ли сегодня ввозить их в Россию?

— Сложнее, чем раньше. Но у облачных провайдеров есть в запасе нужное оборудование: они купили GPU заранее, до введения ограничений.

— Каковы главные тренды на российском рынке облачных решений?

— Сегодня на нем лидируют крупные российские провайдеры — бигтехи. Так как их сервисы не уступают западным, иностранным компаниям будет сложно вернуться на российский рынок.

Также в перспективе вырастет спрос на облачную инфраструктуру с GPU, потому что компании активно внедряют ИИ, а для работы с ним нужны серьезные вычислительные мощности.

Еще один тренд — укрупнение бигтехов. Лидерами рынка будут те компании, которые смогут предоставлять любые IT-услуги в одном окне. Поэтому сервисов у бигтеха тоже станет больше.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 30.05.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть