ИИ в образовании: сможет ли большая языковая модель стать учителем

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Большие языковые модели стали одной из ключевых технологий для многих индустрий. Рассказываем, чему научился ИИ, чем он полезен сфере образования и какие вызовы ждут его создателей и пользователей

Что такое большие языковые модели (LLM)

Большие языковые модели (Large Language Models) — это тип самообучающегося программного алгоритма, который часто называют искусственным интеллектом. Говоря проще, это компьютерная программа, которая не просто умеет выполнять ряд заданных функций, а имеет определенную степень свободы и адаптации при выполнении поставленных задач. Самый привычный пример нашего взаимодействия с такого рода программами — строка поиска на различных интернет-платформах (от поисковиков до магазинов). Здесь простая языковая модель предугадывает окончание слова, которое мы пишем в строке поиска, а также предлагает возможные продолжения фразы.

Этот скромный пример нельзя назвать даже верхушкой айсберга, поскольку у простой модели есть старшие братья — большие языковые модели. Среди самых востребованных: ChatGPT от OpenAI, Bard от Google, Bing от Microsoft, YandexGPT от «Яндекса», GigaChat от «Сбера». Одним из наиболее заметных технологических прорывов последнего времени является китайская DeepSeek, выпущенная одноименной компанией и получившая мгновенный приток пользователей за счет демократичных параметров доступа к приложению.

Фото: Midjourney
Индустрия 4.0 LLM: как работают языковые модели для чат-ботов и умных поисковиков

Почему LLM из ученика быстро превращаются в учителя

Компьютерные программы, которые прошли обучение на обширной базе данных, проявили себя уже достаточно давно. Одними из первых яркого медийного эффекта добились создатели программы AlphaGo, которая в 2016 году обыграла профессионального игрока в го с разгромным счетом, окончательно утвердив эру гегемонии нейросетей в области стратегических игр. Компания-разработчик Google DeepMind уже в 2017-м отчиталась, что этот продукт не нуждается в человеческом участии и тренируется самостоятельно. Для обучения AlphaGo использовала базы данных многочисленных партий в го, сыгранных людьми.

Сегодня самообучающиеся алгоритмы эволюционировали до тех самых больших языковых моделей (LLM), то есть прошли обучение на языковых базах данных. Такие «искусственные интеллекты» от разных производителей активно конкурируют в гонке за качеством выполнения различных функций: помогают пользователям в виде чат-ботов, сканируют интернет для продвинутого онлайн-поиска, вычисляют настроения покупателей онлайн-магазинов по тональности комментариев, сортируют электронные письма, модерируют контент в социальных сетях, делают мгновенные переводы и обучают языкам, помогают исследователям и программистам.

<p>Кадр из фильма об Алане Тьюринге &laquo;Игра в имитацию&raquo;</p>
Социальная экономика Что такое тест Тьюринга и как он проверяет машины на «человечность»

Образование как сфера применения LLM

Согласно данным исследования «Ключевые вызовы в развитии больших языковых моделей», проведенного Институтом искусственного интеллекта МГУ совместно с банком ВТБ (в распоряжении РБК), LLM вполне могут открыть новую эру в образовательных технологиях. Исследователи указывают: «Большие языковые модели способны персонализировать обучение, адаптируясь к индивидуальным потребностям учеников, что особенно полезно в условиях ограниченного внимания преподавателей». Уже сегодня LLM могут использоваться как инструмент для персональной работы и «подтягивания» знаний как в школьной, так и в университетской практике.

LLM могут использоваться в образовании для решения следующих задач:

  • персонализация обучения, которая позволит построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ученика и адресно «отработать» как его сильные, так и слабые стороны;
  • доступ к образовательным ресурсам и информации, открывающий не только широкие возможности для адаптации учебного плана (сторона преподавателя), но и оперативность при выполнении образовательных задач (время экономит и ученик);
  • автоматизация рутинных задач преподавателя, обещающая сделать всю оформительскую, отчетную и тестовую работу за доли секунды и разгрузить таким образом специалистов для их полного погружения в творческую составляющую профессии.

Большие языковые модели в образовательных учреждениях

Использование искусственного интеллекта и его прототипов в образовательных целях началось более двух десятков лет назад. Например, программа OpenCourseWare Массачусетского технологического института активно помогает студентам с 2001 года. Она владеет содержанием практически всех курсов MIT и обслуживает более 1 млн посетителей в месяц. Большинство западных вузов в той или иной степени используют самообучающиеся алгоритмы в образовании, и делается это далеко не только в рамках курсов по программированию.

В России МГПУ одним из первых разрешил использовать LLM. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» разработала специальный формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. По сути, университет официально позволяет студентам использовать ИИ для решения серии задач по сбору, анализу и обработке данных. Плюс ИИ помогает оформлять работы, снабжать их иллюстрациями, готовить аннотации. Проект направлен на максимальную реализацию творческого потенциала обучающихся и сокращение числа рутинных задач.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Тренды EdTech 2025: как ИИ, блокчейн и метавселенные изменят обучение

Среди многочисленных форматов использования больших языковых моделей в образовании наиболее востребованными можно считать:

  • виртуальных преподавателей и ассистентов, способных создать атмосферу эффективного погружения в образовательный процесс и персонализировать опыт каждого ученика;
  • автономные системы проверки и оценки знаний, которые снимут с сотрудников школ и университетов формализованные рутинные задачи — помогут оформить журналы, проверить тесты и проследят за успеваемостью каждого студента;
  • поддержку изучения иностранных языков, уже ставшую наиболее востребованной сферой применения ИИ в обучении и успешно заменяющую лингафонные кабинеты, работу со словарями и практику аудирования.

Реальность вносит этические и практические коррективы

Внедрение больших языковых моделей в образовательные системы несет потенциальные риски. В упомянутом исследовании Института искусственного интеллекта МГУ и ВТБ экспертами отмечается, что «массовое использование LLM учащимися для выполнения домашних заданий, без критической оценки ими качества ответов <…> ведет к снижению качества обучения». Тревогу у экспертов также вызывает беспомощность традиционных методов оценки знаний в новых реалиях, ведь тесты и проверочные работы легко пройти с помощью ИИ. Педагоги уже наблюдают рост случаев мошенничества. В качестве вариантов выхода из зоны риска предлагается увеличить долю творческих заданий и сделать акцент на этических нормах в процессе обучения.

Среди наиболее острых проблем, над решением которых по всему миру работают команды ведущих IT-специалистов, педагогов и бизнес-экспертов, выделяются, во-первых, проблемы конфиденциальности данных: чем больше людей вовлечены в ИИ-систему, тем больше уязвимостей разного типа в ней возникает. Во-вторых, потенциальные ошибки и недочеты моделей, которые вполне могут «галлюцинировать» и придумывать несуществующие источники данных, а также создавать потенциально негативный контент. В-третьих, влияние на роль учителя и студента, которые в ближайшие годы придется существенно пересмотреть и, главное, подготовить практикующих педагогов работе с новыми технологиями — психологически и методически.

Будущее без токсичных сценариев

Как отмечается в исследовании «Ключевые вызовы в развитии больших языковых моделей», специалисты работают, чтобы смягчить любые негативные последствия главного вызова новой технологии — «нахождение баланса между функциональностью моделей и снижением рисков манипуляций, предвзятости и токсичности, чтобы они могли использоваться безопасно в чувствительных областях, таких как образование». Будущее использования LLM в образовании связывается в первую очередь с перспективой создания максимально гибкой и адаптивной системы. Она будет способна не только точно подстраиваться под особенности каждого обучающегося, но и корректировать программу в реальном времени в соответствии с экономическим контекстом.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий

Помимо методического курса, который большие языковые модели будут способны менять в пользу студента, они явно претендуют на роли эксперта по профориентации, универсального педагога и заботливого наставника. Опасения специалистов средней и высшей школы, связанные с возможной потерей рабочих мест, компенсируются (по крайней мере с помощью функционала LLM) такими перспективами, как избавление от заполнения журналов и отчетов. Но если в названной сфере определенности пока мало, то две тенденции развития образовательных ИИ наблюдатели отмечают вполне уверенно. Первая связана с уже начавшимся пересмотром подходов к учебе и системам проверки знаний, а вторая показывает рост доли дистанционного образования благодаря языковым моделям.

Реклама: Банк ВТБ (ПАО), erid: F7NfYUJCUneRHydHW3qA

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 15.04.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть