Об эксперте: Максим Маковский, генеральный директор Ferrum IT Group. Работает в компании с начала 2024 года. Ранее занимал руководящие позиции в Tegrus (системный интегратор) и «Инфосистемы Джет».
Роль интегратора и спрос на услуги
— Насколько отличаются задачи IT-интеграторов в России и в мире? У нас есть какая-то специфика?
— На мировом рынке многие производители ПО, разработчики продуктов способны самостоятельно внедрять их в крупных компаниях. Особенно если говорить о тех вендорах, которые работают в глобальном масштабе.
Но на отечественном рынке такой практики не было. Потому что зарубежные вендоры обеспечили российских клиентов своими продуктовыми портфелями и технической поддержкой. Но не дотянулись сюда своим консалтингом и умением интегрировать продукты в инфраструктуру заказчика. Поэтому у нас сложилось большое поле для работы интеграторов.
— Что сейчас происходит на российском рынке? Изменился ли набор задач или подходы к работе интеграторов за последние два-три года?
— Я работаю в индустрии больше 20 лет, и роль системного интегратора за это время не претерпела больших изменений. Перед IT-директором любой компании стоят технологические задачи, связанные с целями и стратегиями бизнеса. В первую очередь это эксплуатация имеющихся систем и обеспечение непрерывности бизнеса. Когда нужно провести модернизацию, IT-директор формирует набор инструментов, состоящий из инженерной и вычислительной инфраструктуры, софта, сервисов. Эти инструменты компания либо разрабатывает сама, либо покупает железо и софт у производителей. В большинстве случаев для внутренней команды это становится непрофильной нагрузкой, которая ложится поверх регулярной работы.
Ключевая задача интегратора — заполнить гэп между тем, что способна делать команда заказчика, и тем, что она может получить на рынке от вендоров. А также взять на себя риски, которыми заказчик не умеет управлять. И уже отсюда возникают задачи по выбору решений, их интеграции в инфраструктуру, технической поддержке, цифровой трансформации. Эта парадигма по-прежнему актуальна.
— А спрос на ваши услуги? Он не уменьшился после ухода западных вендоров?
— Российские производители находятся в стадии экстенсивного роста и фокусируются в основном на развитии продуктов. Им не всегда хватает ресурсов на качественный пресейл, помощь заказчику в интеграции, техническую поддержку. Поэтому после того, как зарубежные вендоры ушли с рынка и их сменили российские, разрыв между компетенциями заказчика и вендора не уменьшился, а скорее наоборот. И потребность в экспертизе интеграторов у крупных клиентов выросла.
Миграция госсектора и ЦОДы для промышленности
— Какая примерно доля крупных компаний в России сегодня нуждается в услугах интеграторов?
— Рынок можно разделить на несколько частей, в каждой из них свои тренды.
В госсекторе сегодня много задач, связанных с заказной разработкой — различных порталов, сервисов и т.д. Одновременно заказчики потихонечку мигрируют в сторону государственного облака. Поэтому в госсекторе уже сегодня-завтра будет очень востребована экспертиза по миграции сервисов и приложений из собственной инфраструктуры в облачную. А опыт интеграторов, которые строят ЦОДы и обслуживают инженерную инфраструктуру, будет менее востребован.
— А в других секторах?
— В крупных банках и телекоме с 2018 года развивается тренд на инсорс (разработку IT-решений внутри компаний. — «РБК Тренды»), и зависимость от интеграторов здесь меньше. Но востребованы интеграторы с экспертизой в области информационной безопасности, потому что в этой сфере очень много задач, сложная и зрелая регуляторика.
В промышленном секторе я вижу интерес на всех уровнях. Здесь компании опираются в основном на аутсорсинг в развитии и эксплуатации IT-систем, поэтому нуждаются в интеграторах больше, чем другие сегменты.
— Внутри этого запроса от промышленности можно выделить какие-то тенденции?
— Каждый смотрит на ситуацию со своей колокольни, а Ferrum — это в первую очередь инфраструктурный интегратор, который умеет строить, развивать, обслуживать и защищать инфраструктуру. И в этой части мы видим много задач, связанных, например, с созданием виртуальных рабочих мест и их защитой, центрами обработки данных.
Поскольку промышленные предприятия размещаются прежде всего в регионах, то инфраструктуру нужно создавать на местах. Причем есть интерес к тому, чтобы строить все полностью на российских решениях. Мы активно в таких проектах участвуем.
Развиваются разного рода сквозные технологии — большие данные, искусственный интеллект, видеоаналитика и т.д. Все это тоже дает толчок к развитию локальной инфраструктуры.
«Мерседес» и новые российские продукты
— Какие компетенции интеграторов сегодня максимально востребованы с учетом всех рыночных трендов?
— Тут нужно понимать, что компетенции интегратора в любом продукте ниже, чем у производителя этого продукта. Это логично. Поэтому мы регулярно проходим обучение у вендоров по их решениям. Но если говорить о задачах внедрения и о том, с чем сталкиваются заказчики в процессе, то у интеграторов опыта и компетенций больше, чем у любого из производителей. Здесь возникает наша синергия и партнерство с вендорами.
Самое важное для интегратора — это методология, умение принять на себя риски, управлять ими, привлекать в команду необходимых экспертов для реализации проекта.
А экспертиза может быть частично сосредоточена внутри команды, частично привлекаться с рынка. Абсолютно точно у тебя должна быть собственная команда, которая умеет проектировать инфраструктуру, и свой архитектор, который понимает, что ты интегрируешь, работает со всеми IT-системами в целом. Но, например, ни у одного интегратора нет на борту собственных монтажников. Таких команд на рынке достаточно, они монтируют инфраструктуру и идут дальше на другой проект.
— Участники рынка не потеряли в экспертизе с уходом зарубежных игроков?
— Экспертиза зарубежных вендоров в России была представлена в основном командами технической поддержки. Во многих случаях это были команды российских специалистов. Большинство из них остались в стране, просто эти люди теперь работают либо в интеграторах, либо в компаниях-заказчиках. То есть экспертиза осталась на рынке.
Но мы двигаемся в сторону импортозамещения. Даже коммерческие заказчики понимают, что нужно учиться жить на российских решениях, пробовать их и быть готовыми их масштабировать.
И тут многим интеграторам стало не хватать того, что раньше недооценивалось. До недавнего времени не было большой потребности глубоко разбираться в том, что делают российские производители. Фокус был на американских, европейских и других зарубежных разработчиков.
— Эту нехватку удалось закрыть или проблема сохраняется?
— У некоторых специалистов на местах поначалу было профессиональное отторжение. Вчера человек умел работать с «Мерседесом», а сегодня нужно разбираться в каких-то других, часто более простых вещах. Но в целом тренд уже переломлен, и последние два года команды нацелены на российские продукты.
Мы набираем эту экспертизу вместе с коллегами, реализуя первые в своей жизни и в жизни заказчика, а иногда и первые в жизни вендора проекты в какой-то сфере.
У нас есть своя тестовая лаборатория, в которой мы эти продукты пробуем по отдельности и вместе. Так мы пришли к идее вертикально интегрированного решения, где под каждую задачу подобран какой-то продукт и протестирован в работе с остальными.
Тестовая лаборатория, лидеры и челленджеры
— Что из себя представляет тестовая лаборатория?
— В арендованном ЦОДе у нас есть стойки, на которых мы используем российские сервера. Там установлены отечественные операционные системы, системы виртуализации и управления базами данных (СУБД) от разных производителей и разработчиков.
Когда к нам приходит кто-то из вендоров и предлагает взять их решение в портфель продуктов, мы сначала разворачиваем все это в тестовой лаборатории, чтобы, прежде чем нести клиенту, наша команда все это подержала в руках, поинтегрировала. И чтобы вопрос, как это все работает, возникал не во время эксплуатации заказчиком, а в нашей пилотной зоне.
По итогу таких тестов мы уже понимаем, кому из заказчиков и как мы это понесем. А кому не понесем точно, потому что продукт не содержит функционал, важный для того или иного заказчика.
— Сколько всего решений сейчас представлено в лаборатории?
— Там десятки решений, причем мы стараемся фокусироваться и выбирать несколько из всего многообразия. Потому что, например, в реестре российского ПО только производителей серверов — 39, а разработчиков систем виртуализации — около 17.
С одной стороны, мы смотрим на решения лидеров в каждом сегменте. С другой, на челленджеров — тех, кто может предложить что-то интересное завтра. А вот решения, которые делаются на базе white label (модель, при которой одна компания производит продукт, а другая продает его под своим брендом. — «РБК Тренды»), нам не очень интересны с точки зрения экспертизы.
— Лидеры и челленджеры все равно предлагают достаточно много решений. Как клиентам в них ориентироваться?
— Мы могли бы, конечно, все перепробовать, потом вернуться через 10 лет с выводами. Но нашим клиентам решения нужны здесь и сейчас. Например, есть значимые компоненты критической инфраструктуры, которые нужно защитить, причем с помощью российских продуктов.
Хороший способ это сделать — использовать вертикально интегрированные гиперконвергентные решения. Это набор доверенных компонентов из реестра ПО, из которых формируется программно-аппаратный комплекс (ПАК) под конкретную задачу. В 2024 году такие ПАКи уже начали появляться в реестре ПО единой строкой.
Мы пробуем их у себя в лаборатории и готовы показать клиенту, как это у нас работает. Такой подход позволяет заказчикам решать задачу быстро, не тестируя все подряд.
200+ компаний и борьба за инженеров
— Насколько остро интеграторы ощущают на себе дефицит кадров, о котором вся IT-отрасль говорит последние несколько лет?
— Для интеграторов инженерные кадры всегда проблема. И вопрос не только в том, где их взять, но и в том, как их удержать. Тут важно, какие задачи интегратор может предложить команде, потому что техническим специалистам надо не только зарабатывать, но и развиваться.
Рынок IT в целом очень конкурентный, у нас больше 200 компаний, и всем нужны инженеры. С одной стороны, после того как западные вендоры покинули Россию и технические специалисты вышли из их представительств на рынок, мы получили свежую кровь. Очень качественную, умелую, компетентную. С другой, сейчас все уже встало на свои места, рынок переварил этот ресурс.
Задач для интеграторов много, а человеческих ресурсов для масштабирования уже практически не осталось. При этом на рынке вроде и есть место для новых небольших интеграторов. Но собрать экспертную команду будет достаточно трудно.
— Какие у вас прогнозы по ситуации с кадрами на IT-рынке? Ждать ли улучшений?
— Я уверен, что будет большой дефицит. Продукты постоянно обновляются, а нам важно не только уметь сохранить экспертизу, но и наращивать ее.
Не стоит ждать, что вузы выпустят волну специалистов, которые выйдут на рынок и закроют все потребности. Тем более в инженерных специальностях. Просто не будет, но найдем способы как-то справляться, учить молодежь.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.