Уникальный опыт и защита авторских прав: что дают NFT

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Сегодня NFT стали важным инструментом инвестирования и распространения контента. Однако в ближайшем будущем их применение охватит новые сферы, что откроет новые возможности для авторов и покупателей

NFT (невзаимозаменяемый токен) — это уникальная запись в блокчейне, которую можно создать практически для любого цифрового объекта. Поскольку эта запись неповторима и неделима, ее невозможно подделать. Такая особенность позволяет использовать NFT как предметы реального мира — покупать, продавать или обменивать. Подобные сделки можно проводить с предметами цифрового искусства и не только.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое NFT и почему они приносят миллионы

Тренды мира NFT

В 2022 году аналитики Gartner представили «кривую хайпа», которая показывает, что тренд на NFT уже прошел пик и выйдет на плато в течение двух—пяти лет — это означает, что он станет массовым. Аналитики отмечают, что NFT будут важной частью будущих метавселенных, а этот процесс уже активно набирает обороты. В 2020 году британский стартап Dematerialised одним из первых начал предлагать одежду и предметы роскоши, которые существуют только в интернете. В наши дни цифровые товары продают многие известные бренды: Adidas, Ralph Lauren, Gucci, D&G, North Face, Maserati, Tesla, Rolls Royce.

По мнению аналитиков, уже в 2023 году NFT будут более широко применяться в таких сферах, как:

  • Децентрализованные финансы (DeFi). NFT могут использоваться в качестве залога для получения криптокредитов. Такие платформы, позволяющие занимать криптоактивы под залог NFT, уже показывают рост. Объем отрасли NFTfi (децентрализованных финансов и NFT) достиг рекордных показателей: оборот более $400 млн и более 41 тыс. кредитов.
  • Игровая индустрия. Гонконгская платформа The Sandbox разработала децентрализованный виртуальный мир, в котором пользователи могут персонализировать свои аватары, управлять территориями, а также проводить мероприятия. Внутри метавселенной работает внутриигровой служебный токен SAND на блокчейне Ethereum, с помощью которого пользователи покупают и продают цифровые активы в виде NFT.
  • Виртуальные мероприятия. NFT будут широко использоваться для проведения концертов, конференций, вечеринок и других собраний на платформах с расширенной реальностью. Например, растет спрос на POAP — цифровые аналоги билетов, уникальные NFT, которые выдаются присутствующим в виртуальном зале участникам мероприятия.
  • Искусство. Уже набирают популярность виртуальные художественные галереи — новый вид иммерсивного пространства, где художники и создатели цифровых технологий могут демонстрировать свои NFT коллекционерам и обычным посетителям, а также продавать их. В России запустили первую галерею NFT Stella’s Art Space (SAS). Там проходят персональные выставки, кураторские проекты, а также выставляются коллекции известных NFT. Работы из галереи продаются на NFT-маркетплейсе OpenSea.
  • Музыкальная индустрия. Музыканты могут использовать NFT для взаимодействия со своими поклонниками. Так, исполнитель Clarian выставил на аукцион свой 12-трековый альбом Whale Shark. Покупатель сможет распоряжаться музыкой по своему усмотрению — транслировать ее в интернете, лицензировать саундтреки, делать ремиксы.

В целом NFT будут применяться все шире и станут востребованы там, где важно подтвердить право собственности: в сфере недвижимости, образования (дипломы), услуг (билеты).

Компании уже используют этот инструмент для вовлечения и повышения лояльности клиентов путем предоставления им уникального опыта. Например, сеть кофеен Starbucks запустила членскую программу Odyssey на базе NFT. Ее участники могут играть, проходить викторины и совершать покупки, а взамен они получают доступ к виртуальным занятиям, товарам или бесплатную поездку на кофейную ферму. Покупка NFT дает участникам дополнительные «очки», которые они могут использовать для повышения своего уровня членства. А парфюмерный бренд Yves Saint Laurent (YSL) Beauty предлагает покупателям доступ к NFT при покупке нового аромата через интернет-магазин бренда. Эти токены можно обменять на подарочный сертификат или использовать для участия в частной продаже следующих дропов.

Тренд набирает обороты и среди отечественных компаний. Российский молодежный бренд одежды Befree в 2022 году выпустил первую бесплатную NFT-коллекцию на блокчейне Polygon из 1000 токенов в виде птичек-бифри.

«ВКонтакте» также начала внедрять NFT на площадке и в качестве одного из этапов запустила коллекцию собачек-маскотов CryptoSpotty в приложении VK NFT. Она состоит из 8 тыс. токенов, которые создали в коллаборации с цифровыми художниками. Эти токены можно перепродать, использовать для аватарки или выставить на витрину.

Александр Тоболь, СТО «ВКонтакте», вице-президент по технологиям и разработке VK, отмечает, что NFT начинают завоевывать массовый рынок: «Время коллекций NFT, которые создавали ради стремительного заработка и перепродажи, ушло. Теперь растет роль коллекций, которые позволяют владельцу выделиться и подчеркнуть свои интересы. Также набирают популярность токены с дополнительной ценностью, дающие новый опыт, объединяющие онлайн- и офлайн-активности».

Фото:Tristan Fewings / Getty Images
Индустрия 4.0 Как NFT популяризирует русскую культуру

NFT как инструмент инвестиций

Традиционные инвестиционные инструменты рассчитаны на классический бизнес, но с их помощью нельзя вкладываться в конкретного создателя контента или в его продукт. Ценность NFT заключается в том, что вместе с токеном приобретаются неотделимые права собственности на цифровой объект, которые фиксируются в распределенном реестре.

Именно из-за особенности владения NFT набирают популярность среди художников, которые хотят продавать свои цифровые валюты в цифровой, а не в физической форме. «NFT могут играть роль акций определенного артиста — автор выпускает дроп (специальную коллекцию) из токенов, продает их среди своего комьюнити, таким образом собирает средства на производство контента. Потом он делит прибыль с нового релиза с обладателями токенов. Для держателей NFT может быть также предусмотрен доступ к эксклюзивным материалам автора», — объясняет Александр Тоболь.

Подобную механику можно применить и в других сферах, например в недвижимости: клиент приобретет токен, который соответствует квадратному метру в строящемся комплексе, но его стоимость будет меняться с каждым этапом строительства, и в итоге человек получит прибыль с продажи объекта. При этом технология блокчейна обеспечит прозрачность финансовых потоков.

Фото:Unsplash
Футурология Минкульт и NFT: как государство продвигает цифровое искусство

NFT как инструмент для самовыражения

NFT дают новый опыт не только их покупателям, но и создателям цифрового контента. Руслан Вяльцев, цифровой художник и арт-директор студии Zavtra, отмечает, что появление таких токенов позволяет рынку искусства выйти далеко за пределы привычных рамок: аукционные дома, галереи и т.д. По его словам, теперь на первом плане оказалось персональное взаимодействие артиста, его аудитории и коллекционеров.

«Этот мир — гораздо более живой и быстрый по сравнению с традиционным искусством. NFT позволяют самовыражаться не только артистам, но и коллекционерам. Многие из существующих «генеративных» коллекций обрели свою популярность благодаря тому, что их владельцы смогли сопоставить образы художника со своим. Артистам же NFT позволяют использовать новые форматы: прямое взаимодействие с аудиторией, интерактивные события и вовлечение зрителей в процесс сторителлинга», — объясняет художник.

Развитие NFT дает креаторам и дополнительную прибыль, так как художники могут получать авторские роялти за каждую перепродажу таких токенов. При этом они могут отследить судьбу своих работ благодаря прозрачности блокчейна. Например, первая криптоарт-коллекция — CryptoPunks — состояла из 10 тыс. уникальных 8-битных изображений панков, которые можно было получить бесплатно или купить за небольшую сумму. Сейчас эти изображения стоят от $90 тыс.

Наконец, появление NFT стирает границы для творчества, и любой автор может взаимодействовать с аудиторией со всего мира. Например, российский цифровой художник-каллиграфист Покрас Лампас продавал свои работы на международной криптоплатформе Foundation.

Покупателям цифрового арта обладание NFT дает то же, что и обычным коллекционерам, считает Руслан Вяльцев. Они приобретают единственные в своем роде токены, а за счет более ликвидного рынка могут зарабатывать на их перепродаже.

Фото:Lukas Schulze / Getty Images
Экономика инноваций Голый Трамп и автограф Сноудена: 10 самых дорогих NFT-произведений

Будущее NFT

Сегодня значительная часть блокчейн-проектов остается сложной для понимания большинства людей из-за неудобных интерфейсов, недостаточного объема знаний о работе технологии или же из-за высокого порога входа. По данным за декабрь 2022 года, около 10% интернет-аудитории России имеют криптокошельки. «При этом большая часть из российских пользователей применяют кошельки для хранения и перевода криптовалюты, процент владельцев NFT среди них пока гораздо меньше», — говорит Александр Тоболь.

Ожидается, что уже в 2023 году важную роль в распространении NFT сыграют соцсети. Так, во «ВКонтакте» появится маркетплейс NFT, где каждый сможет создавать, выкладывать, продавать и покупать токены за рубли с российских карт. Внедрение токенов на платформу добавит им дополнительную ценность: они смогут открывать доступ к эксклюзивному контенту от любимого автора и новым функциям площадки, подтверждать достижения и многое другое. Авторы же смогут защищать свой контент с помощью NFT и поддерживать связь с пользователями, выпуская особые токены для фанатов, например, по случаю выхода нового музыкального альбома. Обладатели таких токенов смогут получить эксклюзивный доступ на концерт в своем городе или другие бонусы. Также токены будут использоваться для управления сообществом, а их держатели смогут голосовать за его развитие, получать доступ к закрытым постам и чату с администраторами.

Благодаря соцсетям может быть преодолен разрыв между продажами NFT на маркетплейсах и их использованием: пользователь будет подключать на площадке криптокошелек, там же покупать токены, выставлять их на продажу, запускать рекламу своей коллекции и совершать другие действия. Это позволит вывести цифровое искусство на новый уровень, а владельцам NFT — отразить свою идентичность и сделать первые шаги в виртуальные миры.

Реклама, ООО «ВКонтакте»

Обновлено 16.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть