Как банки и бизнес продвигают прием платежей по QR-кодам

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Как прием платежей по QR-кодам набирает обороты в российской рознице

С недавнего времени на кассах и платежных терминалах магазинов, а также на страницах интернет-маркетов все заметнее становятся предложения нового способа оплаты покупок — через систему быстрых платежей (СБП) с помощью QR-кода. РБК Тренды поговорили о развитии этой услуги в России, ее специфике и перспективах с двумя участниками процесса: представителем банка и его клиентом — владельцем бизнеса.

Леонид Назаров, руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса»

Эксперт отмечает: «Чтобы новый способ оплаты прижился на рынке, должно сработать сразу несколько факторов: банк дает продавцам качественный продукт, которым можно легко воспользоваться и интегрировать в свои процессы, а покупатели, в свою очередь, получают мотивацию оплачивать этим способом покупку. Это может быть как финансовое поощрение в виде скидок, так и удобство использования благодаря тому, что не нужно носить с собой карту».

Проблема: дело привычки

«Если говорить про СБП, то сама возможность принимать платежи по QR-коду появилась в «Тинькофф Бизнесе» еще два года назад. Сначала это работало только в рамках приема платежей по картам в интернете: на странице интернет-магазина можно было разместить QR-код, покупатель сканировал его и получал прямую ссылку на оплату. Но информированность о новинке была довольно слабой, а привычка оплачивать картой у потребителей к тому моменту уже настолько прочно сформировались, что изменить ее было тяжело. Так что первое время больших ставок на эту услугу никто не делал.

У людей в России в целом достаточно консервативное отношение к таким новинкам. Нужно время на адаптацию. Это касается как покупателей, так и владельцев бизнеса. Особенно если говорить о средних или крупных компаниях: они всегда осторожны и смотрят далеко вперед. Зачем это мне? Сколько это будет стоить? Какую выгоду я с этого получу? И если ясного ответа нет, то и интерес к нововведению будет минимальный».

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Система быстрых платежей: что надо знать об СБП

Поиск решения

«Тем не менее работа в направлении популяризации платежей по QR-кодам продолжается. И теперь ясно, что все было не зря: с середины прошлого года мы наблюдаем колоссальный, буквально десятикратный рост их популярности. Но инвестировать в развитие новых способов оплаты мы начали еще до него. В мае 2022 года мы запустили прием платежей по QR-кодам на экране торгового терминала, а с июня — в мобильном приложении «Тинькофф Бизнеса». Сейчас мы можем предложить клиентам пять таких способов и несколько видов оборудования:

  • статический QR-код размещается в кассовой зоне;
  • QR-код в мобильном приложении формируется под каждую транзакцию;
  • динамический QR-код на платежном терминале;
  • QR-код или платежная ссылка для приема платежей в интернете;
  • QR-код на кассовом программном обеспечении».

Полноценный способ оплаты

«Теперь QR-коды уже можно назвать полноценным способом оплаты наравне с картами и наличными. По нашим данным, общая сумма этих платежей в декабре 2022 года уже составила 5% от всего объема покупок. И если условия по таким расчетам сохранятся в 2023 году, то уже к лету показатель увеличится еще на 37%. Под условиями я имею в виду очень низкую комиссию, которую установил Центральный банк по операциям через СБП: сейчас она составляет всего 0,4% или 0,7% в зависимости от сегмента бизнеса.

К примеру, в «Тинькофф Бизнесе» можно меньше чем за час открыть расчетный счет, никуда не выезжая, буквально за 20 секунд подключить услугу в приложении и начать принимать платежи. Мы подготовили пять вариантов приема платежей по QR для самых разных потребностей бизнеса, включая интеграцию с кассовым ПО, как, например, R-Keeper, регулярно улучшаем клиентские пути и инвестируем в качество и надежность сервисов. Но все равно определяющим фактором для многих бизнес-клиентов остается низкая комиссия.

2022 год выдался для рынка очень непростым. Компаниям пришлось столкнуться с высокой волатильностью валютных курсов, сменой партнеров и контрагентов, изменением цепочек поставок. И рентабельность некоторых видов бизнеса, конечно, значимо снизилась. А если учесть, что среди даже самых известных и крупных игроков многие работают по низкомаржинальным схемам, понимаешь, что экономия даже на полпроцента может значительно повлиять на результаты по доходности бизнеса. До 2023 года в России действовала госпрограмма по возврату комиссий за платежи через СБП. Компенсацию в полном объеме получали все предприятия, входящие в реестр малого и среднего бизнеса. «Тинькофф» вернул клиентам более 300 млн руб. Сейчас мы сделали прием платежей по QR бесплатным на два месяца для всех предпринимателей и компаний. Потому что верим в перспективность этого платежного метода.

Второе важное преимущество для бизнеса — это моментальное зачисление денег на счет, что позволяет уменьшать кассовые разрывы и эффективнее распоряжаться средствами. И третье — платежи по QR-кодам безопасны как для бизнеса, так и для покупателей. Механизмы обмена информацией и разбора спорных ситуаций схожи с теми, что используются при карточных оплатах».

Ключевыми драйверами развития платежного рынка в России станут решения, которые будут направлены на удобство и скорость оплаты.
Экономика инноваций СБП в помощь: есть ли будущее у платежного рынка без Apple и Google Pay

Дмитрий Бородкин, исполнительный директор сети розничных магазинов Samsung в России

Компания с 2010 года занимается фирменной розницей Samsung. На текущий момент работают 66 фирменных площадок по всей России — от Южно-Сахалинска до Грозного. Продает весь модельный ряд аудио-, видео- и бытовой техники, имеет полную сертификацию и поддержку со стороны корейского бренда.

Проверено на себе

«Эквайринг с возможностью платежей по СБП начал работать у нас с начала 2022 года. Но долгое время этот способ оплаты не мог тягаться с картами по популярности: его тормозило отсутствие кешбэка, который был доступен при обычной оплате картой. Сейчас для привлечения пользователей у СБП появились свои акции, в том числе с розыгрышем крупных денежных призов. Так что потихоньку работа идет, и система набирает пул возможных преимуществ, которые могли бы соперничать с карточными кешбэками. Можно считать, что активная фаза ее использования началась у нас с октября 2022 года.

Для нас главным стимулом послужили условия, которые Центральный банк установил для платежей по СБП: пока процент за операцию составляет всего 0,4%. Российский бизнес сейчас и так подвержен всевозможному стрессу, так еще и удержания по эквайрингу стали просто непомерными: до 2% в офлайн-канале и до 2,4% в онлайне. Только несведущие люди могут посчитать, что это маленькие цифры. На деле это просто колоссальные деньги, которые могли бы вкладываться в развитие, а по итогу просто уходят за каждую будничную транзакцию. На этом фоне 0,4% выгодно выделяются. Мы проделали большую работу для того, чтобы клиенты выбирали именно этот способ оплаты: пиарили акции платежной системы, проводили внутренние мотивационные мероприятия для сотрудников.

Чтобы досконально понимать, насколько успешен продукт, я, как руководитель, должен и сам его опробовать, определить все плюсы и минусы и потом донести эту информацию до продавцов. Поэтому я специально стараюсь делать все личные платежи через QR-код. И это действительно довольно удобно. Если же говорить о минусах, то единственное, что я заметил по своему опыту, — иногда такая операция не происходит мгновенно, приходится ждать какое-то время. Но, насколько я понимаю, дело тут не в техническом обеспечении банка, а в устойчивости связи на конкретной точке: там где интернет ловит плохо, процесс оплаты может затянуться на пару минут».

Популярность оплаты QR-кодом

«Если говорить о доле платежей по СБП в рознице на сегодня, то по моим данным, сейчас это уже около 20%. Для такой все еще довольно молодой истории это очень хорошие показатели. Откуда эти цифры? Я вхожу в ряд сообществ предпринимателей, и мы общаемся в чатах, в которых состоит несколько сотен и даже до тысячи человек из сферы розничной торговли, стрит-ретейла, салонов связи и других подобных заведений. Там часто проходят разного рода опросы, и результаты одного из них, посвященного СБП, показали эти 20%.

При этом, если клиенту не предлагают оплатить QR-кодом, то вероятность того, что он попросит об этом сам, все еще низкая: сейчас мы наблюдаем около 1,5% такой инициативы, и рассчитывать на нее пока не стоит. Но при хорошей активности продавца многие легко соглашаются на оплату новым способом — даже те, кто об этом никогда не слышал. Не могу говорить за магазины с высоким потоком клиентов, но в торговых центрах трафик сейчас несколько снизился, и у нас есть время на все дополнительные манипуляции, если человек согласен, но не готов технически. Ему все покажут, объяснят».

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Визитки, реклама, платежи: как возникли и для чего используются QR-коды

Перспективы

«Чтобы система основательно прижилась, должна вестись совместная работа: и со стороны самой Системы быстрых платежей, и со стороны компаний-партнеров. В первую очередь, должна сохраниться выгодная маржинальность, а во вторую — не прекращаться активная работа с клиентом: его просвещение и мотивация, разработка акций и мероприятий, которые в этом бы помогали. И то, как это происходит сейчас, вселяет надежды на хороший исход. Главное — не останавливаться».

Обновлено 06.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть