Как сервисы по распознаванию документов оптимизируют бизнес-процессы

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Сервисы распознавания документов помогают бизнесу не только ускорять рабочие процессы, но и снижать расходы. Компания МТС сначала внедрила такое решение внутри компании, а затем сделала его доступным для всего рынка

Об эксперте: Дмитрий Окунев, руководитель продукта ID Scan RIM компании МТС.

МТС — российская цифровая экосистема. По итогам 2021 года выручка МТС выросла на 8% до ₽534,4 млрд. Чистая прибыль составила ₽63,5 млрд, что на 3,4% больше, чем в 2020 году.

Задачи

  • Ускорить рабочие процессы и снизить расходы компании.
  • Создать собственный сервис по распознаванию документов.

Мотивация и предпосылки

МТС начала использовать корпоративный сервис распознавания в собственной розничной сети и МТС Банке в 2019 году, чтобы увеличить эффективность работы с документами, а следовательно, и улучшить клиентский опыт, оптимизировать взаимодействие с пользователями в digital-канале.

Дмитрий Окунев:

«Выбирая вендора, мы в первую очередь смотрели на то, чтобы компания могла распознавать не только «обычные» документы (счета-фактуры, акты, договоры), но и умела работать с идентификационными документами (паспортами, СНИЛС, водительскими удостоверениями, ИНН и прочим). Мы начали сотрудничать с одним из лидеров рынка распознавания документов — компанией Smart Engines. У этого поставщика лучшие показатели с точки зрения распознавания документов, а значит, меньше ложных срабатываний и ошибок. Также было важно, что у компании есть инструменты различных антифрод-проверок, которые помогают бороться с мошенническими схемами, связанными с подстановкой фотографий в документы. Еще один ключевой фактор — безопасность данных: распознавание выполнялось исключительно внутри нашей IT-инфраструктуры, и изображения документов не передавались на обработку на сторонние ресурсы».

Решение

Технология Smart Engines предлагает автоматическое и автономное распознавание страниц паспорта РФ за 0,15 сек на мобильном телефоне. Решение поставляется в виде библиотеки с интерфейсом для встраивания в системы МТС.

Технология работает полностью автономно на всех устройствах: мобильных, стационарных компьютерах, серверах и даже в веб-браузерах при различном освещении, ракурсах съемки, а также распознает все шрифты, включая рукописное заполнение. Система не только выделяет и распознает текстовые и графические символы, но и определяет признаки, которые могут свидетельствовать о цифровой или физической подделке паспорта.

Реализация

Розничная сеть

В розничной сети сервис распознавания внедрен в бизнес-процессы более тысячи магазинов по всей стране. С его помощью происходит выдача и замена SIM-карт. Оператор сканирует документы клиента, сервис распознает данные и автоматически передает их в CRM-систему. Раньше все приходилось делать вручную, на это уходило большое количество времени. Сейчас время обслуживания клиентов сократилось в 2 раза. Всего через сервис проходит больше 1 млн транзакций в месяц.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как собственная IT-платформа приносит компании ₽10 млрд в год

Сервис также работает в приложении Мой МТС. Когда пользователь хочет исправить или обновить абонентские данные, он может сфотографировать паспорт, а не вводить их вручную, проверить корректность и оставить заявку на изменение. Корректировка данных через приложение дает возможность сделать это в любое время и в любом месте без посещения салона.

Банк

В МТС Банке сервис распознавания используется для выдачи кредитов в digital-канале. Этот процесс регламентируется 115 ФЗ. Когда клиент подает на сайте заявку на кредит, он заполняет анкету, которая включает данные паспорта и других документов. За счет этой информации банк идентифицирует пользователя и принимает решение о выдаче кредита физлицу. В среднем заполнение анкеты пользователем занимает 15 мин. Согласно опросам, более 70% клиентов, которые пришли на сайт компании, «отваливаются» на этапе сбора контактов и проверки данных. Еще около 14% от общего числа теряются из-за ошибок заполнения анкеты. Использование сервиса распознавания позволяет сократить время заполнения анкеты клиентом до нескольких секунд, за счет чего конверсия повышается до 85%.

Распознавание документов — одна из возможностей платформы Smart Engines, также с ее помощью можно сканировать QR-коды при оплате квитанций ЖКХ или других начислений с QR-кодом. Сканер на базе платформы Smart Engines умеет извлекать данные для оплаты и по QR СБП. Решение успешно применяется при сканировании данных карты и добавлении этих данных в мобильное приложение МТС Банка, чтобы пользователю не приходилось вбивать данные карты вручную.

Результаты

Ожидания от внедрения сервиса распознавания в рамках экосистемы МТС полностью оправдались. После этого было принято решение сделать со Smart Engines совместный продукт для того, чтобы предлагать его компаниям на рынке.

Дмитрий Окунев:

«На базе технологий, протестированных в рамках экосистемы, мы создали продукт ID Scan RIM, в рамках которого реализовали технологию распознавания документов. Это первое в России решение, объединяющее в своем контуре семь систем по сбору данных, их распознаванию и проверке. Продукт был презентован рынку в сентябре 2022 года».

Помимо распознавания документов сервис позволяет верифицировать данные пользователей с помощью внешних систем. Это делает его инструментом для полной идентификации физических лиц в digital-канале для банков, страховых и других субъектов 115 ФЗ, для которых важна проверка данных пользователей. Сервис можно встроить в сайт или мобильное приложение компании.

Планы и перспективы: где еще может использоваться сервис распознавания

В финансовом секторе

  • При открытии счета. Идентификация документов, удостоверяющих личность, анкет и согласия на обработку персональных данных сводят процесс открытия счета до считанных минут.
  • При дистанционном банковском обслуживании. Распознавание паспорта, водительских прав, СНИЛС, справки о доходах или справки по форме кредитного учреждения позволяет банку оказывать услуги без физического контакта с клиентом.
  • При POS, микро, авто, ипотечном и потребительском кредитованиях. Распознавание и проверка подлинности документов позволяет ускорить выдачу кредита. Банк не только сохраняет нервы и время клиентов, но снижает репутационные риски за счет пресечения попыток мошенничества.

В ретейле

Использование сервисов распознавания может повлиять и на работу крупнейших представителей ретейла. Компания получит:

  • Увеличение скорости ввода бумажных бухгалтерских первичных документов (УПД, счета, фактуры).
  • Быстрый ввод документов при оформлении персонала.
  • Четкое оформление товаров с покупателем.
  • Ускоренное оформление кросс-продаж (дополнительные или финансовые услуги).

Дмитрий Окунев:

«Мы видим перспективы роста для сервисов распознавания. Это и цифровизация бизнес-процессов, которая происходит сейчас, пожалуй, во всех развивающихся компаниях, и стремление бизнеса оптимизировать процессы, увеличить прибыльность, уйти от ненужных расходов. В рамках нашего сервиса мы предлагаем решение для этих задач, при этом гарантируем те стандарты безопасности и качества, которые используем сами в МТС».

Обновлено 30.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть