«Актив уровня атомной энергетики»: какое будущее готовят нам беспилотники

Фото: Фото предоставлено пресс-службой «СберАвтоТех»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «СберАвтоТех»
Гендиректор «СберАвтоТех» Андрей Василевский рассказал о том, насколько беспилотные автомобили готовы к поездкам по городу, как они могут изменить нашу жизнь и решить проблему с дефицитом личного пространства

Об эксперте: Андрей Василевский, генеральный директор компании «СберАвтоТех», компании «Сбера», которая занимается разработкой беспилотных и «умных» автомобилей. Занимал руководящие позиции в ведущих российских IT-компаниях.

Генеральный директор компании «СберАвтоТех» Андрей Василевский
Генеральный директор компании «СберАвтоТех» Андрей Василевский (Фото: Фото предоставлено пресс-службой «СберАвтоТех»)

180 беспилотников и 1 млн км пробега

— Ваша компания работает на рынке больше двух лет. Как за это время изменился ваш парк беспилотников? Много ли их сейчас?

— Мы начинали с чистого листа. В 2020-м, к концу первого года работы, у нас была первая версия беспилотников — 10 автомобилей, которые поехали в город. Сейчас у нас сильно увеличился парк — только легковых беспилотных автомобилей 180 штук.

— Это полностью ваши разработки?

— Сами автомобили — классические, от автопроизводителя. А мы разрабатываем технологию беспилотного вождения, которая может адаптироваться к разным транспортным средствам. И вот эта технология — на 100% разработка «СберАвтоТеха».

Поясню, что входит в это понятие «технология беспилотного вождения». Чтобы заставить обычный автомобиль перемещаться в беспилотном режиме, на него нужно установить сенсоры, которые наблюдают за дорожной обстановкой — лидары, радары, камеры.

Наши инженеры сами придумывают, как правильно разместить сенсоры, какие должны быть крепления. Нужно установить на машину вычислитель — компьютер, который анализирует данные, поступающие с сенсоров, и принимает решения о том, как действовать.

У нас есть мощный бортовой компьютер, который обрабатывает огромное количество информации — инженерам приходится придумывать, как отвести тепло, которое он вырабатывает. Часть оборудования нельзя купить на рынке, многое приходится делать самим. И конечно, нужно программное обеспечение — его мы тоже полностью делаем сами.

Так что беспилотная технология — целиком наши разработки, для которых нужна уникальная экспертиза на стыке разных областей.

— Можно ли сказать, что сейчас беспилотная технология полностью готова к использованию?

— То, что мы имеем сейчас, позволяет нам выезжать на улицы городов — это самая сложная среда для беспилотника, потому что в городе и пробки, и плотное движение, и высокие скорости. В этом году мы перешли границу в миллион километров пробега беспилотников, и идем дальше. В Москве мы уже сейчас постоянно возим наших сотрудников на беспилотниках. Это реальное тестирование в городской среде с пассажирами на борту — и в то же время регулярный и удобный сервис, который доставляет удовольствие людям. А в июне мы провели открытое тестирование в Петербурге, там принять участие в заездах мог абсолютно любой желающий. Из этого тестирования мы вынесли очень много опыта — не только технологического, но и в том, что касается восприятия людьми беспилотного автомобиля.

— Все эти тестирования проходят с водителем за рулем?

— Не столько за рулем, сколько на водительском месте — инженер-испытатель вмешивается в управление только в крайнем случае.

Да, законодательство пока не разрешает выезжать в город без инженера, который готов перехватить управление. Но мы можем это делать на нашем полигоне в Московской области — там автомобили тестируются без участия человека.

Рестайлинг и общение человека с беспилотником

— Вы как-то дорабатывали беспилотники после двух лет тестирования?

— Конечно, и сейчас этим тоже занимаемся. За два года мы провели рестайлинг наших автомобилей. Модель используется та же самая, но начинка усовершенствована не раз.

— В каком направлении идут основные изменения?

— Пока специальная инфраструктура для беспилотников не создана, автомобиль все необходимое несет на борту. Из-за этого идет постоянная оптимизация: мы стараемся оптимизировать вычислительные процессы, сделать так, чтобы автомобиль стал компактнее, дешевле, но при этом сохранил производительность.

— Что еще меняется в ходе доработки?

— Есть еще второе очень важное направление. Мы возим людей и уже понимаем, что в будущем инженер-испытатель из салона уйдет, пассажир останется один на один с машиной. И тут уже наш фокус — комфорт пассажира.

Человеку нужна возможность для управления, влияния на ситуацию. Например, задать пункт назначения, изменить климат в салоне, запросить остановку, чтобы хлеба по дороге купить. Когда начинать поездку — это тоже должна решать не машина, а человек. Вот почему мы разработали планшет пассажира, который устанавливается в салоне и помогает управлять поездкой, а для вызова автомобиля — мобильное приложение. Автомобиль становится новым гаджетом в жизни человека, и рестайлинг призван в том числе отработать взаимодействие человека с этим гаджетом.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Смотрите вверх: как в России рождается беспилотная аэрологистика

— Где и как вы обслуживаете парк в 180 автомобилей?

— Как раз летом мы полностью открыли собственный инжиниринговый центр в Москве, где сконцентрировали все работы. Раньше у нас было несколько локаций: в Москве разработчики сидели в одном офисе, непосредственная работа с автомобилями шла в другом месте, а конструкторы вообще были разнесены на несколько городов.

Теперь мы всех собрали в одном пространстве. Инжиниринговый центр достаточно большой — 15 тыс. кв. м, чтобы разместить сотни наших инженеров и автомобилей. Центр уникален тем, что инженер, работающий над беспилотным автомобилем, может в пределах одной локации провести свою идею от куска кода до тестирования на реальном автомобиле. Это сильно сплачивает команду, ускоряет все процессы. А для нас скорость — это самое важное.

— Не возникает ли проблем с обслуживанием автомобилей из-за санкций?

— Тема актуальная, сложная. Но мы чувствуем себя уверенно по двум причинам.

Первая — мы изначально работали на будущее и создали для себя определенный запас оборудования, запчастей. Вторая — мы очень многое научились делать внутри компании.

Глобально же вопрос о будущем состоит в следующем: мы считаем, что настоящие беспилотные автомобили будут другими. Нельзя ожидать, что мы всегда будем ездить на той же конфигурации, что и сейчас. Это как купить компьютер и решить, что на ближайшие 10–15 лет его достаточно.

Есть большое различие между классическим автопромом и такими компаниями как наша, которые отталкиваются от ИТ-технологий. Автопром стремится заложить в конструкцию все компоненты, сделать их неизменяемыми, чтобы потом какое-то продолжительное время их выпускать. Но беспилотный автомобиль должен иметь возможность апгрейда не только софта, но и «железа». Не потому, что компоненты плохие, а потому что требования растут, как в ИТ-сфере.

Фото:MIT
Индустрия 4.0 В Амстердаме запустили беспилотные лодки-роботы

Беспилотные технологии открывают очень широкие возможности для того, чтобы полностью изменить наше представление об автомобиле. Если автомобиль передвигается сам, то не нужно водительское место, не нужны органы управления, нет необходимости всем сидеть по ходу движения и следить за дорогой. Именно так мы создали прототип автономного электромобиля ФЛИП — он предназначен только для пассажиров, только для беспилотной езды.

Беспилотник только для пассажиров и правовое поле

— ФЛИП вы показывали в прошлом году на ПМЭФ, как развивается этот проект?

— Сейчас у нас девять ФЛИПов, мы испытывали их в самых разных условиях — и зимой, и жарким летом. Для нас это не совсем автомобиль — это скорее часть личного комфортного пространства. Его можно использовать для индивидуальных поездок, а можно и как общественный транспорт, а также грузовой или грузопассажирский. Пока по закону такие транспортные средства нельзя испытывать на дорогах общего пользования. Поэтому этот беспилотник эксплуатируется на наших закрытых территориях, возит людей, ждет своего часа.

— Нормативно-правовая база для полноценного запуска беспилотников пока отсутствует. У вас есть какое-то решение этой проблемы?

— ИТ-компании бегут быстрее, чем традиционные отрасли или законодатели — это нормально. Создание правовой базы в нашей стране началось с постановления Правительства № 1415, которое разрешало допуск беспилотников на дороги общего пользования с определенными ограничениями — тот же самый инженер-испытатель на водительском месте.

Мы долгое время ездили в рамках этого постановления, но сейчас нам в нем тесновато. И начиная с прошлого года мы активно занимаемся темой экспериментальных правовых режимов (ЭПР). «СберАвтоТех» принял непосредственное участие в разработке такого ЭПР Министерством экономразвития, этот проект сейчас на обсуждении в правительстве. Это по сути новая правовая база, которую предлагается распространить на большое число регионов, к ней смогут присоединиться и другие компании. Там заложены два очень важных пункта. Первый — возможность коммерческой эксплуатации не только легковых, но и грузовых беспилотных автомобилей. Второй — возможность использования транспортных средств новых типов, созданных исключительно для беспилотной езды. Последнее и к нашему ФЛИПу относится.

Фото:Destinus
Экономика инноваций Космический стартап из РФ привлек $29 млн на гиперзвуковой беспилотник

Эти новые правила дадут отрасли серьезный стимул для дальнейшего развития. Конечно, в будущем еще немало вопросов потребует регуляторики. Но мы хотим выступать локомотивом для совершенствования законодательства, у нас есть для этого необходимая экспертиза.

Грузоперевозки и новые рабочие места

— Допустим, будет принят федеральный закон о беспилотниках. Через какое время после этого в России появится рынок?

— Думаю, что рынок появится еще до того, как примут закон. Более того, рынок будет способствовать принятию этого закона.

До недавнего времени все новости про беспилотники в мире были о том, что появилась новая компания, она сделала беспилотник — вот как он выглядит, вот сколько проехал. Но в последний год новости идут уже не про саму технологию, а про продуктовые запуски. Кто-то запустил в определенном регионе такси, кто-то организовал сервис беспилотной доставки.

Многие бизнесы поверили в полезность беспилотных автомобилей. Уже есть много областей, где беспилотники справятся лучше, чем люди. Например, тушение пожаров, работа в ядовитых средах.

Кроме того, скорости в нашей жизни постоянно растут. В XIX веке на тройке лошадей можно было мчаться под 40-50 км/ч, и это было не всегда комфортно и часто страшновато. В XX веке гражданские машины стали ездить быстрее 100 км/ч, а в наше время и 200 км/ч не предел. Процесс продолжается, и в будущем технологии позволят всем транспортным средствам перемещаться на очень больших скоростях.

— Люди с ними уже не справятся?

— Правда в том, что человеку не очень комфортно подолгу управлять машиной при скорости под 200 км/ч и больше. И в будущем на таких высоких скоростях управлять будет беспилот, а не человек. Потому что искусственный интеллект не устает, не отвлекается и скрупулезно соблюдает правила дорожного движения.

— Будет ли это означать, что в какой-то момент беспилотники займут рабочие места людей?

— Беспилотная технология, как и любая другая, — это не про замену людей. Это про то, чтобы получать услугу быстрее, комфортнее и безопаснее. Тут мы в том числе идем в ногу со остальным «Сбером», который активно трансформируется, используя и внедряя, например, технологии искусственного интеллекта в процессы, которые раньше закрывались монотонным трудом людей. Нельзя бесконечно «прокачивать» организм и навыки человека, но и ставить ограничения бизнесу из-за человеческого фактора — тоже неэффективно. Например, магистральные грузоперевозки — сфера номер один, где назрело внедрение беспилотных технологий. Для человека это тяжелый, изматывающий труд, водитель сутками сидит за рулём, подвергается опасности. Решить проблему можно либо подменой тягача с новым водителем, либо появлением напарника. Но тогда растет себестоимость перевозки, а кадров в этой сфере начинает не хватать. Очевидно, что здесь применение беспилотников решит проблему нехватки кадров, позволит снизить затраты, и бизнес этот эффект оценит.

А кроме того, беспилотники могут и создавать новые рабочие места, причем высококвалифицированные, и вообще перестраивать экономику. Например, сейчас вырос интерес к электромобилям. Это тоже связано с беспилотными технологиями. Сейчас частный автомобиль эксплуатируется пару часов в сутки, остальное время стоит. А на беспилотнике ты приехал на работу, он тебя высадил — и может ехать дальше выполнять другие задачи, возить других людей. Такой парк может быть в движении 24/7, и придется снижать выбросы от двигателей. А это стимул к развитию другой индустрии с ее рабочими местами.

Личное пространство в движении

— Какие области применения беспилотного транспорта можно назвать ключевыми?

— Если брать широкими мазками, то это пассажирские и грузоперевозки — магистральные, «последняя миля», доставка товаров. Перспективен и специализированный транспорт для работы в тяжелых условиях. Формула простая: ставим безопасность и комфорт человека на первое место — и проверяем, способен ли это выполнить беспилотник на данном этапе развития технологии.

— Могут ли появиться какие-то принципиально новые сферы применения в будущем?

— Есть концепт транспортного средства как личного пространства, которое может перемещаться. Сейчас, если нам нужно переговорить, перекусить, переодеться, мы ищем помещение. Но давайте представим, что выпустили капсулу, которая может довезти тебя куда-нибудь и при этом подстраивается под твои нужды.

Такая капсула может быть звуконепроницаемой, или наоборот, хорошо вентилируемой с улицы. Там можно предусмотреть место для ноутбука, подключение к сети, экран, возможность трансформировать кресло в кровать.

Фото:Евгений Епанчинцев / ТАСС
Индустрия 4.0 В России создали первый в мире беспилотник, принимающий экзамен на права

Если эта прелесть доступна по подписке в масштабах всего мира, то как этим не воспользоваться? Ты приезжаешь в другой город, на улице дождь, тебе нужно сориентироваться. Можно искать кафе, а можно сесть в капсулу. Если ты знаешь, куда ехать, то капсула едет к месту назначения. Если не знаешь, то возит тебя по городу и устраивает экскурсии.

— Хватит ли нам кадров для развития беспилотной отрасли?

— Беспилотные технологии — это наш стратегический актив, как технологии атомной энергетики. И Россия сейчас входит в число стран, а «Сбер» входит в число компаний, которые самостоятельно развивают эти технологии. Главное условие для этого — действительно кадры, мозги. У нас с мозгами в стране все хорошо. К нам в компанию приходят умные ребята и девушки, с развитым кругозором, с нужными навыками — мне иной раз даже завидно становится.

Мы должны делать так, чтобы у нас появлялось как можно больше профильных кафедр в институтах, курсов подготовки, чтобы специалистов такого уровня было все больше и больше. Это как раз та задача, вокруг которой можно объединиться государству и бизнесу.

Обновлено 22.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть