Занятость, налоги и ответственность: как новый закон изменит рынок такси

Фото:  Sergey Tarasov / Unsplash
Фото: Sergey Tarasov / Unsplash
Впервые за 11 лет рынок такси ждут серьезные изменения нормативной базы — несколько месяцев идет обсуждение нового законопроекта о регулировании сферы таксомоторных перевозок. Главное о нем — в материале РБК Трендов

Об экспертах:

  • Наталия Лозинская, исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси»,
  • Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России»,
  • Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ России»,
  • Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, генеральный директор Института исследований интернета,
  • Андрей Ионин, главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

На состоявшемся 4–5 августа Международном евразийском форуме такси (МЕФТ) участники вновь говорили о необходимости скорейшего принятия этого документа. Владимир Луговенко, замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, отметил, что текущее регулирование отрасли такси новым реалиям уже не отвечает.

Новый законопроект формировался на площадке Минтранса, и его конечной целью было обеспечить безопасность пассажиров. В свою очередь, руководитель центра компетенций АНО «МЕФТ» Станислав Швагерус подчеркнул, что проект закона затрагивает интересы всех представителей общества: пассажиров, агрегаторов, диспетчерские службы, владельцев таксопарков, водителей и госслужащих, которые следят за рынком, и здесь важно соблюсти их баланс.

Текущая версия законопроекта согласована с ключевыми ведомствами и регионами, поддержана общественностью и принята в первом чтении Госдумой. В нем впервые предлагается ввести ответственность агрегаторов, среди других предложений — создание региональных реестров, упрощение работы самозанятых таксистов, новые требования для водителей такси и многое другое. С поддержкой актуальной версии законопроекта выступили РСПП, «ОПОРА России», Общественный совет по развитию такси и Союз экспертов в сфере транспорта и логистики.

Почему рынку нужен новый закон

Сейчас отрасль такси регулируется законом 2011 года. В нем отсутствует понятие «агрегатор такси», несмотря на то, что они за последние десять лет заняли значимое место на этом рынке. По данным Аналитического центра при правительстве РФ на 2021 год, агрегаторы занимают 9% в структуре выручки отрасли — столько же, сколько и таксопарки (две трети выручки уходит самим водителям, еще 16% — «бомбилам»). При этом сейчас появляются новые игроки и среди агрегаторов: например, в 2022 году на российский рынок вышли или заявили о намерениях выйти «СвифтДрайв» и Bibi; сохраняет интерес к рынку китайский агрегатор Didi.

Как отмечает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская, «не может сохраняться ситуация, при которой на рынке появляются все новые и новые игроки, при этом их обязанности и права никак не прописаны».

Сейчас в Госдуме обсуждается версия нового законопроекта, который призван учесть реалии отрасли. Законопроект был инициирован Министерством транспорта и уже прошел первое чтение. На МЕФТ было отмечено, что документ является компромиссным и учитывает мнение регулятора, бизнеса и общества.

Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок

Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.

«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.

Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.

«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Социальная экономика Подождите на платформе: как защитить права фрилансеров и самозанятых

Требования к водителям и автомобилям

Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.

С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.

Региональные реестры такси

Еще одно нововведение, которое призвано сделать отрасль максимально прозрачной: создание отдельных региональных реестров. Сейчас данные о работе отрасли в регионах собираются по-разному, и чаще они собраны либо частично, либо вовсе отсутствуют, так как нет единой формы, в которой они должны быть представлены.

«В результате, если кто-то из регулирующих органов захочет посмотреть на статистику по отрасли — он просто не сможет это сделать быстро и комфортно. Отсюда вытекают и проблемы с регулированием, и проблемы с оценкой ситуации в отрасли, и непонимание, какие задачи перед ней стоят в первую очередь», — объясняет инициативу главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Фото:Гавриил Григоров / ТАСС
Индустрия 4.0 Сохранить баланс: как алгоритмы сдерживают цены на такси

Все ли нормы закона реализуемы?

Эксперты сходятся во мнении, что законопроект необходимо принять как можно скорее, чтобы отрасль получила должное регулирование. Однако при этом некоторые нормы требуют дальнейшего уточнения и обсуждения. Сам регулятор отмечает, что текущая редакция документа не является конечной и будет дорабатываться.

Так, сейчас непонятно, как будет реализована проверка водителей на соответствие предъявляемым требованиям. Если по каждому пункту водители будут вынуждены собирать отдельные справки — это займет время и создаст дополнительные сложности для работы в отрасли. Не говоря о том, что в России существуют возможности нелегально «приобрести» подобные справки. Как таксопарки и агрегаторы смогут проверить их подлинность — большой вопрос. Наталия Лозинская считает, что лучшим решением будет создание механизмов для таксопарков и агрегаторов с возможностью оперативно «сверяться» с регулятором по всем необходимым документам. Кроме того, по ее мнению, имеет смысл вводить требования постепенно: «Возможно, отдельные требования, непосредственно влияющие на безопасность поездок, имеет смысл вводить в первую очередь. Например, касающиеся судимости водителей. Вступление в силу других можно отложить на некоторое время или вовсе пересмотреть».

Другая мера, которая позволила бы повысить безопасность поездок: введение страхования ответственности перевозчика (ОСГОПП). Это отметили эксперты в ходе обсуждений законопроекта на площадках Общественной палаты Москвы и МЕФТ. Законопроектом сейчас это не предусмотрено, а это может привести к тому, что перевозчики не будут мотивированы повышать безопасность поездок, ведь все риски покроет агрегатор. Однако ответственность всех участников должна быть распределена согласно тем функциям, которые они выполняют в перевозках.

Еще одно требование, реализация которое вызывает вопросы у экспертов — это оснащение автомобилей устройствами контроля за усталостью и сонливостью водителя.

«Реализовать эти требования сегодня может быть крайне сложно и затратно. В законе не прописаны конкретные требования, которым должны отвечать такие устройства, а на рынке нет доступных для широкого применения предложений. Пока не будет решен вопрос их доступности для водителей и не будут выработаны рекомендации, нельзя накладывать обязательства по выполнению этого требования. Вступление этих мер в силу должно быть либо отложено до решения доступности устройств для перевозчиков, либо, где это возможно, — предусмотрено использование бесплатного ПО», — комментирует исполнительный директор «ОПОРЫ России» Андрей Шубин.

При обсуждении этого вопроса на заседании Общественной палаты председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания Богдан Коношенко отдельно остановился на том, что исполнение этого требования законопроекта не должно привести к дополнительным тратам со стороны перевозчиков «в текущее экономически сложное время».

Что будет с данными и как регулятор будет следить за работой отрасли

Главный аналитик РАЭК, генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян отмечает, что законопроект не вносит существенных изменений во взаимодействие бизнеса и правоохранительных органов.

Фото:Александр Щербак / ТАСС
Индустрия 4.0 Зачем сервисам каршеринга и такси нужны биометрические данные

«И сейчас при запросе профильных структур участники рынка такси — будь то агрегатор или перевозчик — обязаны предоставить данные по запросу официальных органов, как и любой бизнес в России. Некоторые агрегаторы включены в реестр Организаций распространения информации и уже передают данные. Кроме того, схожий мониторинг безопасности поездок уже действует, например, в Московском регионе на базе системы КИС АРТ (комплексная информационная система «Аналитика работы такси»). Предлагаемая в законопроекте мера унифицирует правила работы с данными для всех. Главное, чтобы процесс сбора, передачи, использования хранения и уничтожения данных был понятным и прозрачным», — отмечает эксперт.

Сбор и передача подобных данных — устоявшаяся мировая практика. Например, Чикаго собирает и раскрывает данные и от обычных таксистов, и от агрегаторов, в том числе раскрываются данные о геолокации машин. Похожий реестр данных ведет Нью-Йорк. В Дубае такси управляется Dubai Taxi Corporation (DTC) — государственной компанией, собирающей данные о поездках, в том числе заказанных с помощью популярных мобильных приложений.

Когда будет принят закон и как он повлияет на цены

После принятия законопроекта в I чтении представители Государственной думы отмечали, что открыты к предложениям и правкам, поскольку отрасль такси быстро меняется, и некоторые положения документа могут требовать уточнений.

Как отмечал депутат Александр Толмачев, важный вопрос, который поднимался в Думе, — как не допустить повышения цен на поездки. На сегодня есть четкое понимание, что участники рынка не должны нести дополнительных расходов, чтобы это не привело к росту стоимости услуг. Регулятор обещает обратить внимание на данный аспект, поскольку сейчас важно поддерживать малое предпринимательство и давать людям легальные способы заработка.

Обновлено 10.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть