Геоаналитика и цифровой туризм: как телеком помогает городам и регионам

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Операторы связи обладают множеством данных о своих абонентах. Одна из наиболее популярных категорий — геоданные. Это безопасный срез информации, который помогает развивать инфраструктуру и внутренний туризм

Большие города — наше настоящее и будущее

Доля городского населения в мире неуклонно растет. По последним данным ООН, 55% населения нашей планеты живет именно в городской среде, а к 2050 году это значение увеличится до 68%. Уже сейчас существует 12 государств, в которых урбанизация доходит до 100%, а стран с урбанизацией более чем в 90% уже больше 30. Даже Россия с ее огромной территорией относится к категории государств с высокой урбанизацией: мы открываем восьмой десяток глобального рейтинга с показателем в 74%.

Растут и сами города. Крупнейшие из них — с населением более 10 млн человек — давно называют словом «мегагород». В 1950 году таких было всего два: Токио и Нью-Йорк. К 1995 году на планете сформировалось 14 мегагородов, а к сегодняшнему дню их насчитывается уже 34. По прогнозам ООН, к 2030 году список увеличится еще на 9 позиций. Кстати, Москва с ее населением почти в 13 млн человек в нем числится уже довольно давно, а Санкт-Петербург уверенно подбирается к положенной мегагороду отметке с его 7 млн населения. Получается, что только в двух городах РФ живет около 14% от всего населения 145-миллионной страны.

Разумеется, менее крупные города тоже активно растут и развиваются, хотя им в статистике такое внимание уже не уделяется. Но этот факт крайне важен на практике, ведь любой город — это сложная система и большой рынок для продажи самых разных услуг и товаров. Уследить за всем «на глаз» просто невозможно — нужны особые технологические средства, которые дадут пищу для размышлений. Бизнесу они подскажут, как развиваться, что, кому, где и как продавать. Администрациям городов они покажут пути дальнейшего развития и совершенствования всей инфраструктуры.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Профессия — урбанист: кто и как будет планировать наши города в будущем

Аналитика — ключ к эффективному развитию городов

На помощь аналитикам здесь приходят большие данные, а их в городе больше всего у операторов сотовой связи. Телеком-компании знают, например, на чем, как, куда и когда перемещаются абоненты. Или в какое время и в каких локациях сосредотачиваются офисные сотрудники. По поведению абонентов можно даже понять, в какие магазины они ходят. Разумеется, все эти цифры рассматриваются в отрыве от привязки к конкретным людям: они массовые и обезличенные, но от этого ничуть не менее ценные. И их очень много — внутренние системы телеком-операторов обрабатывают огромные потоки данных в режиме 24/7.

Полученная статистика — едва ли не единственный способ непредвзято смотреть на различные аспекты городской среды. Например, можно с высокой точностью оценить реальное количество людей, которое живет в каком-то районе или отдельном корпусе жилого комплекса. А можно пойти гораздо глубже: измерить распределение по социально-демографическим слоям, проанализировать уровень оттока трудовых ресурсов из региона. Плюс, конечно, можно следить за транспортными потоками и планировать развитие всей городской инфраструктуры исходя из анализа существующих данных по самым разным критериям.

Одним из первых игроков на рынке таких данных в 2013 году стал «МегаФон». Еще на заре становления своей геоаналитической системы эксперты компании выяснили, что Москве жизненно необходимы хордовые автомагистрали, а теперь, как мы видим, эта идея воплощается в жизнь городскими властями. Кстати, именно государство обычно и становится основным заказчиком аналитических отчетов, сформированных на основе больших данных телеком-операторов. Они эффективно дополняют их собственные данные, позволяют правильно оценивать задуманные проекты развития городов и принимать правильные и экономически эффективные решения. Также ими пользуются НИИ, консалтинговые агентства, разрабатывающие транспортные модели компании и другие подрядчики, работающие с заказами правительства.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 От банкомата до МФЦ: как геоаналитика помогает найти лучшую локацию

Решения вроде системы аналитики городской среды «МегаФона» крайне редко бывают типовыми. Почти всегда клиент приходит с конкретным запросом, по которому эксперты собирают актуальные данные. Если они уже есть, то обычно на подготовку отчета уходит не более трех недель. Если же данные только предстоит собрать и проанализировать, проект может продлиться и дольше. Плюс, конечно, сроки реализации сильно зависят от юридических и бюрократических тонкостей. Иногда стадия работы с контрактом может занимать до 80% времени.

Тут возникает закономерный вопрос: почему государственные предприятия и НИИ не могут собрать данные сами? Могут и успешно это делают. Например, никто кроме них самих не разместит датчики на транспорте и технике коммунальщиков. Однако данные телеком-операторов очень хорошо дополняют эту картину, позволяют планировать еще лучше и эффективнее, видеть все под еще одним углом. Любой проект городского развития — это всегда сложно и дорого, поэтому цена ошибки слишком высока.

Типовые решения, впрочем, тоже бывают. Чтобы клиенты могли познакомиться с тем, как аналитика городской среды может выглядеть в принципе, «МегаФон» иногда составляет аналитические отчеты без возможности изменения и дополнения. Они намного доступнее, чем штучные решения с разработкой под конкретного заказчика, но в обоих случаях точное ценообразование остается за рамками публичного поля. Условный ориентир: от сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Проследить за тем, как работа с составленными на основе больших данных отчетами реализуется на практике, проще всего на примерах, связанных с транспортом. Например, в конце прошлого года «МегаФон» проанализировал всю транспортную систему Нижневартовска. На основе обезличенной информации о движении абонентов специалисты компании составили матрицу перемещений жителей между районами города. Так удалось выявить самые востребованные направления, основные часы активности и наиболее загруженные участки маршрутной сети. Теперь на основе этой информации власти Нижневартовска планируют масштабную программу оптимизации транспортной инфраструктуры города.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Как компании работают с Big Data: подкаст «Что изменилось? Бизнес»

Внутренний туризм растет, а большие данные помогают его оценить

Еще одно направление, в развитии которого могут очень пригодиться отчеты на основе больших данных от телеком-операторов, — это туризм. Причем не внешний, а именно внутренний, что в текущих реалиях особенно актуально для России. Эксперты Всемирной туристической организации считают, что мировой туризм вернется к допандемийным показателям не раньше 2024 года. Однако это данные января 2022 года, но уже в феврале мир вновь сильно поменялся.

По данным Банка России, в этом году ожидается инфляция на уровне 20%, при этом роста доходов населения явно не предвидится. В сочетании с ослаблением национальной валюты это сильный удар по возможностям людей путешествовать за пределы страны. Переориентация на более доступные внутренние направления неизбежна. И этот процесс начался еще во время пандемии. Ростуризм в 2022 году ожидает восстановления 90% объемов внутреннего туризма относительно допандемийного 2019-го. Ассоциация туроператоров России отмечает, что по итогам 2021 года внутренний турпоток вырос на 30% в сравнении с 2020 годом. Весь турпоток эксперты оценивают более чем в 55 млн человек, и это огромная аудитория, с которой нужно работать.

Фото:Marco Di Lauro / Getty Images
Социальная экономика Отели-театры и виртуальная Венеция: как меняется туристическая отрасль

Для этого у «МегаФона» есть особый сервис — «Цифровой туризм». На основании того, как абоненты перемещаются внутри страны, оператор может создать целый ряд крайне полезных отчетов с полностью обезличенными данными. Заказчик (это вновь в основном государственные компании и их подрядчики) может получить информацию о количестве туристов в регионе или отдельном городе, о длительности их пребывания, точках притяжения, местах ночевок и о том, откуда люди обычно приезжают.

Все это позволяет тестировать гипотезы, на основе которых затем будет улучшаться туристическая инфраструктура. Например, если мы видим, что в этом году в Краснодарском крае много гостей с Урала, то можно усилить рекламную активность в их домашних регионах, чтобы туристов стало еще больше. По информации о точках притяжения можно понять, где не хватает кафе, ресторанов и отелей. Если стало понятно, что в каких-то местах города собирается особенно много туристов, то можно поставить в них арт-объекты, рядом с которыми все будут фотографироваться — получится вирусный рекламный эффект в соцсетях. Кроме того, если знать маршруты движения туристов, можно улучшить навигацию в городе. И это лишь несколько примеров того, как заказчики используют аналитические отчеты «Цифрового туризма», в реальности их гораздо больше.

Обновлено 30.03.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть