Как изменится рынок телематики в России с уходом крупных игроков

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В марте 2022 года компания Gurtam (торговая марка Wialon), занимавшая почти половину рынка транспортной телематики в России, прекратила работу в стране. Как изменится рынок и какие решения предлагают другие участники?

Белорусская компания-разработчик телематических и IoT-решений Gurtam перерегистрировалась в Литве и с 9 марта приостановила в России продажи систем мониторинга транспорта Wialon и платформы для быстрого подключения устройств к телематическим/BI/IoT системам flespi.

Почему это важно

Всего по итогам 2020 года, по данным Frost&Sullivan, глобальный рынок телематики вырос на 10% — до 29,3 млн устройств. По прогнозам исследовательского центра Berg Insight, глобальный рынок встраиваемой автомобильной телематики будет расти на 19% в год и к 2027 году увеличится до 377 млн абонентов.

Это же агентство признало Gurtam крупнейшим провайдером решений для мониторинга и управления транспортом в Восточной Европе. Всего у компании более 3 млн объектов в 151 стране, причем половина объектов располагаются в России и СНГ. То есть решениями Gurtam пользовались тысячи компаний, контракты с которыми сейчас расторгаются.

Где и как используются системы телематики в транспорте

Отслеживание маршрута. Основной сценарий — контроль соблюдения маршрута в режиме реального времени. Работает это следующим образом: в бортовой блок авто устанавливается телематический модуль с поддержкой ГЛОНАСС и GPS. Он принимает сигнал от спутника, аккумулирует показания с дополнительных датчиков и по GSM-каналу передает данные о координатах и скорости.

Для некоторых видов перевозок подобная телематика обязательна — например, обязательную установку GPS/ГЛОНАСС устройств на грузовики предполагает система «Платон». В ней зарегистрированы более 700 тыс. грузоперевозчиков и более 1,6 млн машин. Аналогичные устройства должны быть установлены в автобусах, выполняющих организованные перевозки детей. Кроме того, все новые автомобили в России снабжаются системой ЭРА-ГЛОНАСС. Всего, по данным на август 2021 года, к ней подключено 7,7 млн авто.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как меняется современная логистика: пять главных трендов

Контроль расхода топлива. Датчики уровня и расхода топлива помогают отслеживать незаконные сливы топлива водителями, а интеграции с транспортными картами — следить за посещением АЗС.

Сохранность грузов. Датчики помогают следить за состоянием груза, в том числе температурным режимом, а также сокращают риски его частичной или полной пропажи.

Контроль эксплуатации и технического состояния автомобилей. Фиксация ускорений, торможений и работы на холостом ходу, контроль работы двигателя и действий водителя, отслеживание работы агрегатов спецтехники позволяет оптимизировать работу и продлить срок службы техники. Особенно это актуально сейчас, когда в условиях ограниченных трат и невозможности обновления автопарка необходимо повышать эффективность уже существующих грузовиков и спецтехники.

Каких изменений ждать на рынке

Основные изменения могут коснуться коммерческих перевозок, для которых необходим тахограф — прибор для измерения скорости, мониторинга нарушений скоростного режима, регистрации режима труда и отдыха водителя. Эти приборы, по словам участников рынка, в свете глобальных событий уже подорожали на 40–50%. Не исключаются также задержки их поставок.

Фото:Unsplash,com; Cameron Venti
Социальная экономика 10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику

Однако важно понимать, что Wialon не была монополистом на рынке транспортной телематики, и сейчас ее клиенты переходят к другим операторам. Компания дала своим клиентам 60 дней, по истечении которых контракты будут расторгнуты.

При смене поставщика телематических решений компании ориентируются на несколько параметров:

  • бесшовность перехода, чтобы сохранить архивные данные и не менять оборудование;
  • нахождение серверов в России и статус отечественного ПО;
  • столь же высокая функциональность.

«Импортозамещение в ИТ-сфере» — подборка РБК Pro

Какие решения есть на рынке: пример «Контроля автопарка» от МегаФона

В 2022 году база М2М (machine-to-machine, межмашинное взаимодействие) «МегаФона» насчитывала уже порядка 13 млн SIM-карт. Решение «Контроль автопарка» компания развивает уже несколько лет.

Услуга позволяет отслеживать параметры, связанные с местоположением транспорта, работой его узлов и агрегатов, пробегом, температурными режимами, контролировать параметры расхода топлива, в том числе заправку и слив ГСМ. В итоге владелец автопарка может экономить на топливе и сервисном обслуживании. Также она позволяет формировать путевые листы и поведенческий портрет водителей.

В частности, решение позволяет диспетчеру контролировать время и место, где была произведена заправка или слив топлива, контролировать сроки прохождения ТО, следить за перемещением водителей и обнаруживать неэффективное использование транспорта. Также диспетчер может задать зоны и не только контролировать их посещение транспортном (то есть, например, видеть, когда водители возвращаются на базу), но и отслеживать соблюдение в них скоростного режима.

«При переходе с Wialon на «МегаФон» компаниям не нужно ставить новое оборудование. Для настройки программного обеспечения потребуется лишь замена SIM-карты. Если в оборудовании уже стоят SIM-карты «МегаФона», то перенастройка проводится полностью удаленно. У бывших клиентов Wialon еще есть возможность перенести архивные данные: если они перейдут в «МегаФон» в ближайшее время, то смогут сохранить статистику, накопленную за время работы», — отметила руководитель по интернету вещей компании «МегаФон» Наталья Бурчилина.

Первые три месяца для перешедших до 15 мая в «МегаФон» компаний будут бесплатными. Также оператор готов провести обучение для персонала новых клиентов.

«Сейчас бизнес, особенно связанный с перевозками, столкнулся со множеством проблем. Решение «МегаФона» предоставит компаниям необходимый функционал и поможет оптимизировать текущие бизнес-процессы без дополнительных вложений. Мы рассчитываем, что бесшовный переход, безопасное хранение данных и отсутствие абонентской платы в первый квартал создадут надежную точку опоры для транспортных компаний», — отметила Бурчилина.

По прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем рынок IoT/M2M будут ждать несколько изменений. Затраты на связь сократятся, при этом увеличится доля облачных IoT-платформ и сервисов. К перспективным направлениям добавятся контроль транзитных перевозок санкционных товаров и транспортировка скоропортящихся грузов.

Индустрия 4.0 Большие и умные: в каких отраслях пригодится интернет вещей

Кроме того, следует ожидать перехода с сетей 2G и 3G на LTE-стандарты, поскольку на рынке станут востребованы решения по видеомониторингу. Поэтому бизнесу будет важно быть ближе к провайдерам услуг, а не производителям оборудования.

Обновлено 25.03.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть