Как рекламная модель CPA и чат-боты используются при найме сотрудников

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Многие компании автоматизируют подбор персонала. Найм через модель Cost Per Action (CPA) и чат-бота может в этом помочь. На примере кейса «Авито Работы» и Love Republic рассказываем, как работает такой способ рекрутинга

Что такое CPA

Cost Per Action (CPA) — это рекламная модель, в которой рекламодатель платит не за саму публикацию рекламы, а за совершенное потенциальным клиентом целевое действие — переход, заявку или покупку. А для работодателей целевым действием могут быть отклики релевантных кандидатов.

Первое время CPA применяли в интернет-маркетинге для продвижения продуктов и услуг в поисковых системах, но постепенно компании начали использовать эту модель и для поиска сотрудников при размещении вакансий.

Один из главных недостатков поиска кандидатов через сайты и соцсети — даже с использованием CPA — заключается в том, что на отбор релевантных кандидатов уходит много времени. Поэтому некоторые компании начали подключать к процессу чат-бота, который сам собирает только подходящие работодателю отклики. В итоге компания платит не за все заявки, среди которых могут быть и нерелевантные, а только за те, что отберет бот.

Как чат-бот отсеивает неподходящих сотрудников

Механика найма через бота предполагает, что соискатель может откликнуться на вакансию только письменно — по крайней мере, на текущем этапе развития технологии — и, когда он это сделает, с ним начнет «общаться» чат-бот. Он задает соискателю вопросы, заранее подготовленные работодателем: про уровень образования, удобный график работы, желаемый уровень заработной платы, опыт и так далее.

Чат-бот сравнивает ответы кандидата с теми, что предоставил работодатель, и в случае соответствия отправляет ему отклик. Последний может ознакомиться с заявкой и пригласить потенциального сотрудника на собеседование.

В конце лета 2021 года такую систему внедрили на платформе «Авито Работа»: работодатель платит только за подходящие ему отклики, а собирает их чат-бот. Одной из первых эту функцию протестировала сеть магазинов Love Republic.

Чат-бот спросит про гражданство, ФИО, половую принадлежность, возраст, и попросит номер телефона
Чат-бот спросит про гражданство, ФИО, половую принадлежность, возраст, и попросит номер телефона (Фото: «Авито»)

Плюсы и минусы подхода

Новую механику найма с чат-ботом работодатели на Авито тестируют всего несколько месяцев, но уже сейчас становится понятно, какие преимущества и недостатки у нее есть.

Плюсы

Экономия времени и денег на этапе отбора. Отделу кадров не нужно общаться со всеми откликнувшимися людьми, изучать их квалификацию и отказывать неподходящим кандидатам. В случае с массовым набором, когда приходится разбирать сотни откликов в день, это поможет сэкономить несколько десятков рабочих часов.

Алена Харина, руководитель группы управления персоналом розничной сети Love Republic:

«Время — очень ценный ресурс, поэтому мы стараемся максимально автоматизировать свою работу. CPA дает нам возможность экономить время на этапе скрининга резюме, так как к нам попадает уже релевантный кандидат, который соответствует минимальным требованиям. И, соответственно, оплата производится только за подходящих соискателей».

Появляется базовое представление о кандидате. К работодателю попадают отклики, которые уже соответствуют его минимальным требованиям. Приглашая людей на собеседование, он будет знать их возраст, образование и другие важные характеристики.

Алена Харина:

«Безусловный плюс — то, что мы можем заранее продумать ряд вопросов, на которые отвечает кандидат, прежде чем попасть к нам в отклики. Таким образом, при получении заявки у нас уже есть определенное количество информации о соискателе — не просто ФИО, а короткое резюме. Это намного эффективнее и упрощает работу HR».

Ускорение процесса найма. В большинстве компаний кандидат, прежде чем устроиться на работу, проходит несколько этапов отбора. Обычно этот процесс затягивается, потому что на обработку откликов уходит много времени. Чат-бот же сам предлагает работодателям кандидатов, которых можно сразу приглашать на собеседование. Таким образом увеличивается скорость подбора кадров и вакансии быстро закрываются.

Алена Харина:

«Сейчас мы быстрее передаем кандидата на рассмотрение дальше по цепочке подбора (например, директору магазина). Мы не фокусируемся на уточнении информации у соискателя — этим занимается чат-бот. Ранее переписка с претендентом могла затягиваться на несколько часов и даже дней».

Минусы

Нет возможности позвонить работодателю. Некоторым соискателям проще позвонить в компанию, чтобы уточнить детали вакансии, но такие заявки могут затеряться. Чат-бот же фиксирует релевантные отклики, поэтому компания не упустит такой отклик. Но не каждый кандидат станет отвечать на вопросы чат-бота, и не каждый, кто начал это делать, дойдет до конца. А значит, будет снижаться количество откликов, которые получит работодатель.

Когда компания подключает чат-бота, функция звонка блокируется
Когда компания подключает чат-бота, функция звонка блокируется (Фото: «Авито»)

Алена Харина:

«Есть кандидаты, которые откликаются из любопытства. Если мотивация соискателя низкая, и он несерьезно настроен на поиск работы, вероятнее всего, вопросы чат-бота он проигнорирует.

Если кандидат реально заинтересован, то чат-бот его не отпугнет. Возможно, поэтому с момента использования новой механики найма мы стали наблюдать больше положительных ответов от соискателей. Те, кто попал в список кандидатов после чат-бота, охотнее идут на контакт. Раньше, если мы писали: «Добрый день! Вы откликнулись на вакансию, предложение еще актуально?» — очень часто люди либо не отвечали, либо отказывались. Сейчас практически 90% соискателей после общения с чат-ботом отвечают эйчару, что они заинтересованы, и диалог продолжается».

Вероятность ошибки. Чат-бот работает по определенной схеме, и если его неправильно настроить, есть вероятность, что он предложит неподходящих работников и упустит хороших. Поэтому важно правильно составить вопросы и определить критерии, по которым чат-бот будет отсекать соискателей.

Алена Харина:

«Мы не нашли очевидных минусов в новой механике найма. Наоборот, обнаружили много преимуществ CPA и чат-бота, поэтому на классическую схему поиска сотрудников переходить не планируем. Надеюсь, этого и не произойдет».

Для каких сфер бизнеса подходит найм через чат-бота

На сайте американского сервиса WorkStream, который предлагает поиск сотрудников с помощью чат-бота и CPA, заявлено, что механикой могут воспользоваться рестораны, такси, розничные магазины, гостиницы, логистические и производственные компании.

Но это не полный список: с помощью чат-бота сотрудников также ищут ветеринарная ассоциация, медицинские центры, компании по веб-разработке.

Роман Царев, менеджер по работе с ключевыми клиентами «Авито Работа»:

«Я думаю, эта модель подойдет многим работодателям. Но, конечно, локомотивами в данный момент выступают крупные компании, которые постоянно работают над вариантами оптимизации рекрутинга. Именно они в первую очередь смотрят, что можно автоматизировать и как упростить работу сотрудникам, оптимизировать рутинные процессы. У «Авито» есть инструменты под такие задачи.

Но все лучшее достаточно быстро распространяется по рынку, поэтому я думаю, что эта модель рекрутинга в скором времени будет подхвачена и средними, и мелкими компаниями».

С помощью СРА и чат-бота можно легко найти сотрудников на линейные позиции: консультантов, продавцов, водителей, курьеров, официантов. Требования для этих должностей обычно минимальные, а аудитория широкая. В некоторых случаях возможно найти кандидатов и на более серьезные должности.

Как новая механика найма повлияет на рынок труда

Все больше крупных компаний стремится к автоматизации в поиске новых кадров. Новая механика найма с помощью СРА и чат-ботов приблизит многих работодателей к этой цели. Кроме того, чат-боты уже могут распознавать речь и изображения, и возможно, в ближайшее время станет больше задач, которые они смогут выполнять. Если сейчас на конвейер поставлен только отбор кандидатов, то скоро чат-боты научатся запрашивать информацию в государственных сервисах, анализировать соцсети и проводить интервью.

Роман Царев:

«Данная модель очень облегчает жизнь работодателю. В ней виден большой потенциал при работе с массовым наймом. Я думаю, большинству компаний, которые работают на рынке подбора линейных специалистов, придется столкнуться с этой моделью».

Автоматизация процессов не означает, что в сфере рекрутмента можно будет обойтись без сотрудников. Основная цель чат-бота — совершать рутинные действия, такие как звонки, напоминания, рассылки, первичный отбор кандидатов. А уже более сложные задачи, например прием на работу или увольнение, продолжат решать люди.

Обновлено 25.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть