Ждать или внедрять: как и когда запускать новые технологии в компании

Фото: пресс-служба SAP CIS
Фото: пресс-служба SAP CIS
Какие технологии нужно внедрять компаниям сегодня и как не разочароваться в цифровой трансформации, рассказывает гендиректор SAP CIS Андрей Филатов

Об эксперте: Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS. Отвечает за операционное управление и стратегическое планирование в регионе СНГ, а также за развитие экосистемы совместных инноваций с партнерами и клиентами.

Работает в ИТ-индустрии более 25 лет. До прихода в SAP занимал должность гендиректора IBM в России.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что входит в современный стек

В 2021 году компании, по предварительным оценкам, потратили на цифровую трансформацию около $1,5 трлн. Этот процесс опирается на несколько основных технологий, которые сегодня оцениваются как самые инновационные и актуальные.

  • Искусственный интеллект

Когда технологии ИИ только появились на рынке, от них ожидали переворота в целом ряде отраслей. Многие верили, что ИИ совсем скоро сможет вылечить все неизлечимые болезни и заменить всех водителей беспилотниками.

Потом оказалось, что системы ИИ пока недостаточно интеллектуальны для решения этих задач. Но их уровня вполне хватает, чтобы помогать бизнесу.

По данным McKinsey, в 2020 году ровно половина компаний внедрили ИИ как минимум в одной функции. В 2021-м показатель вырос до 56%.

Одно из самых востребованных бизнесом направлений ИИ — алгоритмы машинного обучения. Они помогают оптимизировать процессы, используя накопленную историческую информацию. Применять их можно в разных отраслях — от скоринговых систем в банках до управления технологическими процессами в промышленности.

  • Дополненная виртуальная реальность

О виртуальной реальности чаще думают как о маркетинговом визуальном инструменте, который используют для создания вау-эффекта. Но ее возможности намного шире. Виртуальные модели позволяют оценить эффективность процессов до запуска или увидеть те процессы, которые вы не готовы реализовать.

Например, на модели ядерного реактора можно «устроить» нештатную ситуацию и провести тренинг для обслуживающего персонала. На настоящем объекте никто этого делать не станет. А если сотрудник никогда не сталкивался с нештатными ситуациями, он может не справиться с реальным ЧП.

  • Интернет вещей

Классическая задача интернета вещей — предиктивный ремонт. Компании отслеживают состояние оборудования с помощью датчиков и могут заранее предугадать, что и где чинить.

В будущем, на мой взгляд, возникнет еще множество решений на стыке ИИ и IoT. Это, например, многочисленные кейсы реализации цифровых помощников, которые напрямую влияют на эффективность и обеспечивают оптимальное управление активами. Так, компания «Уралхим» создала онлайн-советчика на установке барабанного гранулятора-сушилки. Это цифровой двойник технологического процесса, который подсказывает оператору, какие изменения необходимо внести. В результате объем готового продукта на выходе увеличивается.

  • Блокчейн

Как и технологии ИИ, блокчейн пережил волну хайпа и теперь перешел в разряд повседневных бизнес-инструментов.

Например, мы с ассоциацией «Русская сталь» недавно запустили реестр сертификатов качества для металлопродукции на блокчейне. К нему уже подключилось большинство компаний на рынке, особенно трубопрокатчиков. На рынке труб традиционно много контрафакта, а реестр на блокчейне решает эту проблему.

  • Облака

Как показывает опыт, цифровые технологии плохо работают без облака. Развивать их на базе собственных дата-центров — значит, заранее обрекать себя на неэффективность, неспособность быстро меняться и адаптироваться.

Только закупка новых серверов может занимать до года. При таких темпах новые продукты и процессы неизбежно будут отставать от рынка. Облака же помогают разворачивать решения практически мгновенно и быстро их масштабировать.

Современный стек — это новые инструменты, которые опираются на перечисленные технологии и дают возможность трансформировать бизнес, повышать его эффективность. Причем набор основных технологий не зависит от размера компании и практически одинаков для всех отраслей.

Как подойти к выбору и внедрению технологий

Хотя набор технологий — общий для всех, это не означает, что каждой отдельно взятой компании нужно внедрять все и сразу. Сами по себе технологии никому не нужны — они должны решать задачи бизнеса. Таких задач по большому счету две: рост доходов и сокращение издержек.

Допустим, компания хочет сохранить или увеличить количество клиентов за счет запуска онлайн-продаж. Этого условного «слона» — выход продаж в онлайн — надо разделить на части и съесть по кусочкам. Для каждой части на рынке, скорее всего, уже есть готовые решения. И если вы хотите, к примеру, запустить маркетплейс, то найдете достаточно много проверенных и работающих инструментов.

Но решая отдельные задачи, нельзя забывать о целом. Запуск маркетплейса или модернизация склада могут не дать вообще никакого результата, если остальные части компании работают по-прежнему. При таком подходе бизнес получит эффект, который мы часто наблюдаем на дорогах Москвы. Когда открывается новая эстакада или развязка, пробка не исчезает — она просто перемещается к следующему светофору.

Избежать такой ситуации в бизнесе позволяет концепция интеллектуального предприятия. Мы используем ее, помогая клиентам запустить цифровую трансформацию. Эта концепция подразумевает, что эффективная трансформация должна идти изнутри — из цифрового ядра.

Роль такого ядра у нас выполняет система SAP S4/HANA, в которой все данные и приложения объединяются на общей платформе. Здесь компании могут развивать свои инновации и интегрировать разные решения для логистики, управления ресурсами предприятия и персоналом, финансов и так далее.

Когда пора внедрять новые решения

Компаниям, которые запускают трансформацию, бывает сложно определиться со сроками. На вопрос о том, когда уже точно пора внедрять технологию, нет универсального ответа. Мы не можем провести черту и сказать, что завтра пора менять батарейки в пульте, а сегодня еще можно понажимать.

Но и оказаться в ситуации, когда батарейки сели, а запасных у вас нет, тоже никому не хочется. Поэтому важно детально планировать свою деятельность на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Определять задачи и оценивать, насколько существующие технологии уже позволяют их решить, а чего пока не хватает.

Другое дело, что иногда внедрять новые инструменты нужно немедленно. С началом пандемии нам всем срочно понадобилась и онлайн-торговля, и видеоконференции, и безбумажный документооборот. Такие истории связаны не только с ковидом. К примеру, появление агрегаторов разом перевернуло рынок такси, путешествий, интернет-торговли. И те, кто оказался не готов и не смог быстро внедрить эти решения, теперь выполняют сервисную функцию для агрегаторов.

В подобных ситуациях бизнес выручают уже упомянутые облачные технологии. Вместо создания собственной инфраструктуры, что долго и дорого, многие компании предпочитают передать все заботы поставщикам готовых решений. Тем более, облачные сервисы в России отлично развиваются: появляется все больше услуг и операторов. Хотя из крупных западных вендоров мы пока единственные, у кого есть собственный ЦОД в России.

Почему новые инструменты не всегда доступны

Когда встает вопрос о срочном внедрении новых инструментов, компаниям нужен доступ к максимально актуальным решениям. Но проникновение современных цифровых решений часто сдерживает политика импортозамещения. Как правило, крупные госкомпании могут приобретать в основном российские ИТ-продукты, которых пока не хватает на рынке.

На то, чтобы разработать собственные аналоги зарубежных цифровых платформ, требуется несколько лет. А к моменту появления эти аналоги неизбежно устаревают. Поэтому сейчас мы с российскими разработчиками пытаемся создать взаимозависимые решения. Для этого работаем с акселераторами, привлекаем стартапы.

Тут можно провести аналогию с новогодней елкой. Если представить, что система SAP — это ель, то разработки и решения стартапов — это игрушки и гирлянды. Одно без другого заказчику неинтересно. Поэтому мы хотим вместе сделать законченные решения, где каждый имеет свой вес.

В последние год-полтора мы видим глобальный тренд на ESG, который предполагает акцент на устойчивое развитие и сотрудничество. Это помогает немного отодвинуть на второй план политические ограничения. И повышает шансы на то, что российские компании все-таки получат свою «новогоднюю ель» из современных ИТ-решений и смогут правильно провести цифровую трансформацию.

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть