Фильмы на ладони: где и как теперь смотрят кино и сериалы

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Простота и удобство становятся главными факторами при потреблении медиаконтента, а сам процесс потребления перетекает в смартфоны. Рассказываем, как это влияет на индустрию и решения для пользователей

Потребляем на дому

Лишившись доступа к театрам и кинотеатрам из-за пандемии, зрители переключились на просмотр видеоконтента дома. «Потребление сервисов SVoD (Subscription Video on Demand — видео по запросу и подписке) за считанные недели увеличилось так, что компаниям пришлось менять глобальные прогнозы по росту подписчиков», — отмечала в своем отчете Statista.

Но дело не только в отсутствии привычных развлечений. Как выяснила компания Nielsen, примерно половина потребителей стали позже вставать и позже ложиться спать. Судя по статистике, свободные вечера они решили потратить на фильмы и сериалы.

Так, во втором квартале 2020-го резко вырос спрос на потоковое видео — почти на 75% к тому же периоду предыдущего года. Причем стриминговые сервисы перестали быть развлечением только для молодежи. Люди в возрасте 55 лет и старше составили более четверти аудитории стриминга.

Тренд хорошо заметен и в России. Более того, домашнее потребление видеоконтента в стране продолжило расти даже после снятия жестких ограничений. «Рост видеосмотрения в первом полугодии 2021 года прослеживается даже в сравнении с первым полугодием 2020 года, когда большой объем просматриваемого видео был обусловлен периодом самоизоляции», — указывают в «ТМТ Консалтинг».

В первой половине 2021-го рынок онлайн-кинотеатров (ОТТ-видеосервисов) прибавил 40% по отношению к тому же периоду 2020-го и достиг 18,3 млрд рублей. Компания прогнозирует, что по итогам нынешнего года объем рынка составит почти 39 млрд рублей.

Фото: ТМТ Консалтинг
Фото: ТМТ Консалтинг

Запрос на простоту

Выбирая устройство и платформу для потребления медиаконтента, пользователи в первую очередь обращают внимание на удобство и простоту. Так, по оценкам PwC, главный фактор, привлекающий зрителей на стриминговые сервисы — это легкость использования. Такой ответ дают 55% респондентов.

Другие факторы отстают с большим отрывом. Например, большой ассортимент контента («Всегда можно найти что-то интересное») важен для 35%, качество контента — для 27% потребителей.

По мнению аналитиков, ТМТ-компаниям (технологии, медиа, телеком) нужно сделать поиск и доступ к контенту еще более клиентоориентированным. «Необходимо коренным образом изменить способ предоставления контента», — уверены в PwC.

Эти изменения уже заметны на рынке. «Многочисленные источники медиаконтента мгновенно интегрируются в точки потребления», — отмечают эксперты из Future Agenda. По их словам, платформы пока не реализовали концепцию непрерывного и бесшовного потребления. Но благодаря развитию технологий это может произойти совсем скоро.

Подобные кейсы на рынке уже есть. В качестве одного из них компания приводит приложение журнала Wired на iPad, которое позволяет легко и интуитивно перемещаться между текстом, видео и изображениями.

Еще один пример бесшовной модели потребления контента — интеграция видеосервисов в мобильные приложения операторов. Такой подход реализовала индийская телекоммуникационная компания Jio в одноименном супераппе. В приложении собрали около 100 сервисов, включая просмотр кино и ТВ.

Большинство телеком-операторов обеспечили только частичную интеграцию. Как правило, у них в приложениях есть баннеры онлайн-кинотеатров и возможность оплатить подписку, но для просмотра видео нужно переходить на другую платформу.

Первым и пока единственным оператором в России, который интегрировал полноценный онлайн-кинотеатр в основное приложение, стал «МегаФон». Для просмотра фильмов, сериалов и ТВ пользователям не нужно скачивать отдельное приложение. Виджет с «МегаФон ТВ» отражается прямо на главной странице под строкой с расходами.

«Функция реализована полностью бесшовно и максимально удобно для пользователя. Начать просмотр контента можно буквально в два клика. Причем это не mvp, а полноценный кинотеатр с возможностью просмотра контента „картинка в картинке“, быстрой перемоткой на 15 секунд вперед или назад и другими фичами, — рассказывает директор по диджитал решениям МегаФона Григорий Савенок. — Пользователям доступен весь контент МегаФон ТВ: лучшие сериалы от разных продакшенов (Start, Amediateka, Premier, MoreTV), премьерные фильмы, большое количество ТВ-каналов, и чтобы все это смотреть, не надо ничего дополнительно устанавливать, регистрироваться в сервисе, придумывать пароль, привязывать карту. Достаточно просто зайти в приложение МегаФона».

В компании отмечают, что с запуском сервиса в основном приложении «МегаФон ТВ» получил прямой и бесплатный выход на аудиторию в 16 млн пользователей.

Переток в смартфоны

Изменение моделей потребления и запросов пользователей позволяет предположить, что спрос на медиаконтент будет смещаться в сторону мобильных устройств. Хотя дома у потребителей есть доступ к ПК и плазменным телевизорам, многие из них все равно выбирают смартфоны.

«Все больше потребителей сообщают, что смотреть фильмы и телепрограммы в потоковом режиме на смартфоне очень просто», — отмечают в Hub Entertainment Research. Доля пользователей, которые дают такие ответы, увеличилась в 2020 году с 46% до 51%.

Мобильные гаджеты все увереннее конкурируют с телевидением, в том числе и в России. В прошлом году только 88% потребителей заявляли, что смотрели телевизор в последние две недели. Это самый низкий показатель за последние пять лет.

Пока телевизор остается самым популярным устройством: он есть у 97% россиян. Смартфоны занимают второе место — ими владеют 95% жителей страны.

Но наличие устройства не означает его востребованность. В частности, аналитики Deloitte обращают внимание на такой показатель как индекс использования. Он отражает разницу между количеством потребителей, которые владеют и пользуются и устройством, и теми, кто владеет и не пользуется.

Для телевизоров этот индекс составляет 88%. И здесь они проигрывают смартфонам. За 2020 год индекс использования мобильных устройств увеличился на 3 процентных пункта — до 92%. Это сделало смартфон самым востребованным в России техническим устройством, заключают эксперты.

Фото: Deloitte
Фото: Deloitte

Всеобщая интеграция и персональный контент

По прогнозам экспертов из Future Agenda, изменения на рынке приведут к тому, что потребители получат доступ к множеству альтернативных источников мультимедиа. Пользователи будут легко и плавно переключаться между множеством разных устройств и источников.

ПК, мобильные телефоны и телевизоры интегрируются с другими гаджетами и обеспечат подключение к «глобальной библиотеке информации и данных». «Все, что когда-либо было снято, написано и создано, будет автоматически упорядочено, проиндексировано и станет доступно всем», — считают эксперты.

Кроме того, важную роль сыграют поисковые и рекомендательные системы, возможности которых постепенно расширяются. Теперь они охватывают не только текст, но также изображения и видео. Благодаря этому интернет-ресурсы смогут автоматически подобрать для пользователей наиболее релевантные материалы. В результате каждый потребитель будет получать постоянно обновляемый, уникальный и адаптированный набор контента.

Обновлено 29.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть