Умнее, быстрее, дешевле: 5 трендов финтеха, влияющих на потребителя

Умнее, быстрее, дешевле: 5 трендов финтеха, влияющих на потребителя
На рынке финтеха едва ли не каждый день появляются новые решения и инструменты. Рассказываем о долгоиграющих трендах в индустрии, которые непосредственно влияют на опыт потребителя
1

Бум мобильного банкинга

Аудитория банковских приложений больше не ограничивается молодыми пользователями и жителями крупных городов. По данным Insider Intelligence, в США мобильным банкингом пользуется 89% потребителей. Более того, для 70% приложение на смартфоне стало основным способом доступа к счету.

Тренд заметен не только на американском рынке. Во время пандемии популярность финансовых приложений выросла в Японии и Южной Корее на 55%. В США и Китае увеличение составило 20%, в Германии и Италии — 15%. Во время первых локдаунов прирост регистраций в мобильном банкинге точечно достигал 200%.

В России банковские клиенты тоже массово переходят в мобильный формат. В июле 2020-го такими приложениями пользовались 51% россиян против 26% в 2018 году, подсчитывали в аналитическом центре НАФИ.

Эксперты отмечают, что переход к мобильному банкингу позволяет кредитным организациям сократить количество отделений. При этом они уже не рискуют потерять клиентскую базу, как раньше.

Что это значит для потребителей: число банковских отделений продолжит сокращаться, а функционал мобильных приложений расширится и охватит практически весь набор финансовых услуг.

2

Покупай сейчас — плати потом

На рынке появляется все больше площадок и инструментов, которые позволяют потребителям бесплатно пользоваться деньгами. В прошлом году этот сегмент финтеха оценивался в $4 млрд. Ожидается, что в ближайшие несколько лет он будет расти ежегодными темпами 22,4%.

Концепция «Купи сейчас — плати потом» (Buy now pay later — BNPL) предполагает, что клиенты совершают покупки без необходимости оплачивать их сразу. Беспроцентные рассрочки предоставляют как специальные платформы и операторы, так и банки, в том числе в партнерстве с торговыми площадками.

Как правило, BNPL не требует такой тщательной проверки кредитоспособности, как обычные кредиты. Это расширяет круг возможных пользователей продукта. Кроме того, подобные решения охотно используют миллениалы и поколение Z, которые ищут удобные инструменты для управления бюджетом.

Крупный представитель этого рынка, компания Affirm, уже провела в 2021 году успешное IPO. В день размещения стоимость ее акций выросла вдвое к цене открытия.

Конкурируя с новыми игроками, технологические гиганты запускают собственные BNPL-продукты. Так, Apple Card позволяет пользоваться беспроцентным кредитом на устройства Apple без комиссий и сборов.

В свою очередь, банки подхватывают этот тренд и выпускают кредитные карты с длительным беспроцентным периодом. В некоторых случаях такие продукты могут быть даже более выгодными, чем сервисы рассрочки.

На российском рынке летом 2021 года «Сбер» запустил кредитную СберКарту с полностью бесплатным обслуживанием. Банк предложил пониженную ставку (9,8%) на все операции в категории «Здоровье» и онлайн-покупки в «СберМегаМаркете», который входит в экосистему «Сбера». Беспроцентный период составляет 120 дней, кредитный лимит — до 1 млн рублей.

Предоставляя бесплатный продукт, кредитная организация зарабатывает на комиссии за эквайринг, которую платит торговая точка. Но в целом, как объясняют в «Сбере», перед банками не стоит задачи заработать на отдельно взятом продукте. Важнее дать широкий набор таких продуктов: на одних организация заработает больше, на других — не заработает ничего.

Денис Охримович, управляющий директор по маркетингу розничного бизнеса Сбербанка:

«Еще недавно кредитная карта считалась продуктом, который стоит оформлять ради какой-то разовой покупки. Сейчас ситуация изменилась. Частота использования кредитных карт — просто невероятная. По этому показателю они приближаются к обычным дебетовым картам.

Топ-3 категорий, на которые люди тратят деньги с кредиток, — продукты, супермаркеты, одежда, товары для дома. Но это не значит, что клиенты оплачивают продукты с кредитной карты, потому что им совсем тяжело. Напротив, они понимают, насколько это может быть удобным и выгодным.

Возьмем нашу кредитную карту с бесплатным обслуживанием и грейс-беспроцентным периодом 120 дней. При таких условиях потребитель может пользоваться кредиткой постоянно, оплачивая свои повседневные расходы, и не платить проценты. В этом случае он может взять свои собственные деньги, которые лежат, например, на обычной дебетовой карте, и положить их на вклад или куда-то инвестировать. То есть человек бесплатно пользуется деньгами банка, а на свои средства получает дополнительный доход».

Что это значит для потребителей: больше возможностей покупать в рассрочку и не платить проценты, особенно в интернете.

3

ИИ против фрода

Технологии искусственного интеллекта созрели в достаточной степени, чтобы применять их в финансовой сфере. По данным опроса профессионалов на рынке финансовых услуг, проведенного OpenText, большинство банков (80%) хорошо осведомлены о потенциальных преимуществах ИИ и машинного обучения. Две трети организаций уже реализуют соответствующие стратегии и планируют вскоре развернуть такие решения.

Вариантов применения ИИ в финансовой сфере множество — от чат-ботов до персонализированных рекомендаций. Один из самых интересных и долгожданных сценариев — выявление и предотвращение мошенничества с платежами, борьба с отмыванием средств и другими преступлениями.

«Комплексные ML-алгоритмы уже используются для управления фродом и выявления аномальной активности в транзакциях по картам», — отмечают в Infosys. При этом элементы ИИ можно сочетать с голосовыми решениями. Например, для создания «умных» автоответчиков, которые принимают подозрительные звонки вместо абонента.

Стартапы, разрабатывающие ИИ для борьбы с мошенниками, привлекают миллионы долларов инвестиций. В один из них, Resistant AI, недавно вложилась компания GV (бывшая Google Ventures) — инвестиционное подразделение Alphabet.

Доход от ИИ-решений в области противодействия мошенникам в 2020 году составил около $6,5 млрд. Future Market Insights ожидает, что к 2031 году цифра увеличится до $39,5 млрд. Компании и пользователи обеспокоены ростом цифрового мошенничества, и это подогревает спрос, отмечают аналитики.

Что это значит для потребителей: есть надежда, что назойливых звонков от «служб безопасности» и мошеннических операций станет меньше, но на это понадобится время.

4

Платежи встраиваются всюду

Интернет вещей и рост количества подключений начинают влиять на индустрию платежей. «Учитывая объем информации, которая может быть передана между устройствами, потребность в физических картах и номерах счетов ставится под сомнение», — пишут аналитики McKinsey.

В качестве примера они приводят эксперименты компаний с платежами на основе биометрии. Так, Amazon Go запустил пилотный сервис бесконтактной идентификации. Кредитные карты клиентов привязаны к отпечаткам их ладони, для каждого пользователя создается уникальная биометрическая подпись. Для оплаты товара в магазине достаточно задержать ладонь над устройством для считывания.

Платежные решения сегодня встраиваются в самое разнообразное программное обеспечение, говорит старший вице-президент и глава отдела финансовых технологий Visa Терри Ангелос. По его словам, все больше учетных данных находится внутри платформ, подключенных к устройствам IoT — автомобилям, электронике, бытовой технике.

Но потенциал рынка далеко не раскрыт. Кроме того, разработчикам еще предстоит обеспечить безопасность новых каналов и устройств, через которые будут проходить платежи.

Что это значит для потребителя: холодильники еще не скоро начнут сами заказывать и оплачивать продукты, однако оплата товаров и услуг уже сейчас становится ближе.

5

Оплата через помощника

Спрос на виртуальных помощников увеличился по всему миру, отмечают в Emergen Research. Это связано в первую очередь с развитием самой технологии. Ассистенты становятся все умнее и точнее, и доверие к ним растет. Поэтому, уверены аналитики, виртуальные помощники прочно закрепятся на рынке.

Популярность виртуальных ассистентов служит драйвером для рынка голосовых платежей. В 2028 году он может увеличиться более чем вдвое — до $41,5 млрд против $19,9 млрд в 2020-м.

Подобные решения уже реализовали несколько крупных участников финансового рынка. Так, Visa осенью прошлого года запустила оплату голосом по картам в нескольких московских ресторанах. Функция работает через виртуального помощника без участия официантов или оператора доставки. При первом использовании требуется ввести номер карты. Затем платежи можно проводить голосом, используя кодовое слово.

Над похожими платформами с оплатой голосом работает Mastercard. Сделать перевод с помощью голосовой команды также можно через виртуальных помощников «Сбера» — они умеют производить денежные переводы, оплачивать услуги, заказывать и оплачивать еду с доставкой. Внедрения подобной технологии не исключают и в других крупных банках.

Что это значит для потребителя: процесс оплаты чего бы то ни было продолжит упрощаться, а избежать импульсивных трат станет сложнее.

Обновлено 30.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть