Держите лицо: как нейросети используют в рекламе

Фото: Carlos Alvarez / Getty Images
Фото: Carlos Alvarez / Getty Images
Минувшим летом в России запустили первый рекламный сериал, созданный с помощью технологии генерации лиц. Рассказываем, как она работает и где ее можно применить

Селфи с Дали и сериал с Уиллисом

С технологией генерации лиц на основе нейросетей рекламодатели начали экспериментировать несколько лет назад. Сначала это были экстравагантные точечные проекты.

К примеру, весной 2019-го в Музее Дали во Флориде появилась видеоинсталляция с участием самого художника. Сальвадор Дали в натуральную величину читает свежую New York Times, комментирует погоду и спрашивает посетителей, не хотят ли они сделать селфи. По мнению музея, синтезированный нейросетью образ дал возможность поместить художника в современный контекст.

Ролик Музея Дали во Флориде

Пандемия и локдауны заставили обратить на технологию более пристальное внимание. Так, видеостриминг Hulu привлек к своей кампании трех известных спортсменов. В рекламном видео бейсболист Аарон Джадж, баскетболисты Дамиан Лиллард и Скайлар Диггинс без особого энтузиазма пробуют себя в карантинных хобби — выпечке, музыке, рисовании. Но с радостью бросают все эти занятия, чтобы анонсировать возвращение прямых спортивных эфиров на Hulu.

Пригласить спортсменов на съемки было невозможно из-за плотного графика и карантинов. Поэтому использовали алгоритмы, обученные на видеозаписях, снятых через Zoom.

Генерацией лиц интересуются и российские рекламодатели. Летом 2021 года для рекламной кампании «МегаФона» нейросеть синтезировала виртуального Брюса Уиллиса. Вместе с актером в роликах участвует телеведущий Азамат Мусагалиев, которого снимали лично. Они выступают в роли спецагентов, спасающихся от взрыва бомбы.

Кампания построена в формате вертикального сериала: у каждого видео есть завершенная сюжетная линия. Пилотную серию посвятили тарифу «Первый Семейный».

Пилот рекламной серии «МегаФона»

«В отличие от многих проектов, в которых использовалась технология с применением искусственного интеллекта, мы не просто получили разрешение Брюса на использование его лица, но и привлекали его для участия на всех этапах проекта», — рассказывает директор по бренду и маркетинговым коммуникациям «МегаФона» Василий Большаков. По его словам, актер согласовывает все свои появления и «очень щепетильно» относится к тому, что будут делать с его образом в России.

40 фильмов и правильная голова

В основе виртуального клонирования лиц лежат генеративно-состязательные нейросети (GAN). Алгоритм анализирует выражение и черты лица человека. Затем генерирует поддельные изображения до тех пор, пока не перестанет отличать их от оригинала. Созданное таким образом лицо накладывают на видео с участием дублера.

Нейросеть обучают на фотографиях и видеоматериалах. Например, для инсталляции с Сальвадором Дали использовали около 6 тыс. архивных кадров.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Медиа будущего: какие изменения ждут индустрию

Основное при создании цифрового актера — это внимательно собранный датасет, то есть исходные данные «донора», объясняет основательница Deepcake.io Мария Чмир. Компания специализируется на разработке ИИ для визуальной коммуникации и принимала участие в создании роликов для «МегаФона».

По словам Чмир, обычно достаточно 4–6 тыс. кадров. Но для рекламы с Брюсом Уиллисом собрали датасет, в который вошли 34 тыс. кадров из фильмов и видеоматериалов.

«МегаФон» ориентировался на образ Уиллиса в его самых известных фильмах — «Крепкий орешек» и «Пятый элемент». Всего отсмотрели более 40 фильмов, но в итоге выбрали около семи. Из них взяли сцены с актером в разных положениях, с разным светом и разными эмоциями. Благодаря нейросети Уиллиса сделали моложе — как во времена максимальной популярности.

Оператор планирует использовать ИИ-алгоритм на протяжении всех своих рекламных кампаний — по крайней мере, в течение года. Здесь подчеркивают, что хотят сделать процесс создания рекламы более технологичным и современным.

Однако в «МегаФоне» признают, что у технологии генерации лиц много ограничений. Например, нужно подбирать дублера с той же комплекцией и формой головы. «Также есть нюансы, связанные с освещением и движениями. Актер не может поворачиваться на 360 градусов, иначе картинка съезжает и получаются некачественные кадры», — говорит директор по бренду и маркетинговым коммуникациям оператора.

По его словам, на съемках всегда присутствуют эксперты по технологии создания «цифровых лиц». Они следят, чтобы режиссер и оператор учитывали ограничения.

Живой Джеймс Дин и ваш личный ролик

Большаков прогнозирует, что со временем цифровые копии станут еще более реалистичными и неотличимыми от оригинала. А технологии создания цифрового образа человека продолжат набирать популярность.

«Но в каком виде они будут существовать дальше — сказать сложно, — рассуждает эксперт. — Несмотря на инновации в сфере развлечений, от живых людей мы все равно никуда не денемся. Скорее это будет некий микс».

Помимо создателей рекламы, виртуальные образы готова использовать и киноиндустрия. Так, Disney уже сделал цифрового клона Джеффа Бриджеса, сильно омолодив актера для фильма «Трон: наследие». А недавно студия представила собственную систему для генерации виртуальных копий с высоким разрешением.

На экраны также собираются вернуть актера Джеймса Дина, который погиб в автокатастрофе в 1955 году. Одна из голливудских студий приобрела права у его семьи и хочет создать «реалистичную версию» Дина в новом боевике о войне во Вьетнаме.

Фото:mommie who loves to take photos / Flickr
Индустрия 4.0 Моральный кодекс: этично ли «воскрешать» актеров с помощью технологий

Некоторые эксперты не исключают, что со временем генерацию изображений на основе нейросети начнут применять для персонализированной рекламы. Тогда пользователи увидят ролики с участием своих знакомых или себя самих.

«Вскоре эта технология будет использоваться везде, где это возможно, а сам процесс создания цифровых копий станет более доступным», — уверен Большаков из «МегаФона». Он ожидает, что новые интересные примеры появятся в течение двух-трех лет и в рекламе, и в киноиндустрии.

Обновлено 06.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть