Никакой романтики: как сделать цифровую стратегию эффективной

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Ажиотаж вокруг диджитал-трансформации породил множество «цифровых романтиков», готовых внедрять любые новые ИТ-инструменты. Но чтобы «цифра» дала результат, нужен принципиально иной подход

Об эксперте: Лев Бондаренко, вице-президент по трансформации и информатизации компании «Полюс». Кандидат экономических наук.

Более 20 лет занимается реализацией проектов, связанных с изменением бизнес-процессов в промышленных холдингах. В ТНК-BP прошел путь от менеджера по бизнес-информации до директора по оптимизации и контролю бизнес-процессов. В нефтехимическом холдинге «Сибур» занимался реализацией целого ряда проектов, включая масштабную программу трансформации на базе IIоT (industrial internet of things), ERP и прочих цифровых инструментов. К команде «Полюса» присоединился в 2016 году.

Зачем горной добыче трансформация

Хотя цифровизация стоит на повестке дня давно, только 40% компаний реализуют диджитал-стратегии относительно долгое время, то есть более трех лет. Наша компания сейчас перешагнула эту отметку.

Цифровая трансформация в «Полюсе» стартовала в 2017 году. При этом мы сразу взяли довольно высокие темпы. Часть программ мы начали позже, чем многие другие компании сектора, но сейчас двигаемся с ними вровень, а по некоторым направлениям идем с опережением.

В целом нашу отрасль принято считать консервативной. В отличие от финансов или ритейла, которые традиционно являются лидерами цифровизации, в горной добыче не так много процессов, требующих диджитал-решений. В основном все идет по привычной схеме — взрывные работы, экскавация (выемка и перемещение породы. — РБК Тренды), транспортировка руды на фабрику, ее переработка и выплавка золота. Тем не менее, здесь есть много возможностей для того, чтобы применить цифровые технологии и извлечь из них пользу.

Как правило, с помощью диджитал-инициатив компании надеются сократить расходы, повысить конкурентоспособность продуктов, увеличить доходы и прибыль. В горнодобывающей отрасли драйверы немного отличаются. Помимо общего для всех желания снизить затраты наши основные задачи — повысить эффективность и управляемость производственных процессов, обеспечить безопасность сотрудников.

Цифровая стратегия «Полюса» включает несколько десятков различных программ, проектов и инициатив. Проще всего представить их в виде пирамиды из трех уровней, тесно связанных между собой.

Пирамида цифровой трансформации «Полюса»
Пирамида цифровой трансформации «Полюса»

Уровень 1: роботизация

Один из наших основных приоритетов — возможность не использовать человеческий труд в опасных условиях. Поэтому в основании пирамиды находятся проекты по роботизации, автоматизации и механизации производства, позволяющие сократить участие человека и таким образом снизить риски.

Если на месторождении идет бурение под наклоном, то часть породы может отделиться от массива и упасть в горную выработку, а люди могут погибнуть или получить травмы. Поэтому, например, в карьере Восточный в Красноярском крае мы используем беспилотную технику — самосвалы, бульдозеры, экскаваторы и буровые станки, управляемые дистанционно.

Цифровая трансформация: опыт «Полюса»

На некоторых объектах мы внедрили систему электронного инициирования взрывов. Она помогает не только обезопасить персонал, но и повысить эффективность самих работ. Точно управляя взрывом, можно получить куски руды оптимального размера — их удобно транспортировать и измельчать на фабрике.

Конечно, сама по себе роботизация окупается не всегда. Но результаты, которые она дает с точки зрения безопасности, стоят на первом месте.

Если смотреть на мировые тенденции, то отрасль движется в направлении полной автоматизации. Финальным этапом для горнодобывающей отрасли станет появление так называемых безлюдных рудников. Они либо будут обходиться без участия человека (его заменяет искусственный интеллект), либо будут управляться полностью удаленно.

Уровень 2: базовая автоматизация и сбор данных

Один из важных элементов второго уровня — автоматизация различных производственных процессов, например обработка лабораторных данных. Раньше процесс включал множество операций с бумажными носителями. Это приводило к большим трудозатратам, задержкам и ошибкам при обработке результатов. В новой системе каждая проба сразу после взятия получает уникальный номер, а результаты загружаются автоматически.

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Как «МегаФон» освободил бэк-офис от рутины

Эта система служит основой для создания цифровой модели месторождения, на которую опирается горное планирование. А оно, в свою очередь, является базой для планирования затрат, закупок и многих других процессов.

Все эти элементы последовательно связаны и интегрированы между собой в диджитал-пространстве. По сути, на основе оцифрованных геологических данных создана единая информационная цепочка. Она охватывает целый набор ИТ-систем и около десятка различных подразделений компании.

Уровень 3: анализ данных и поддержка принятия решений

Весь массив информации, который компания получает на предыдущих двух ступенях, является базой для следующего уровня проектов. Здесь речь идет об анализе данных, в том числе с использованием инструментов Data Science. Именно правильность и полнота такого анализа в итоге определяет, сможет ли компания кардинально улучшить процессы и управление.

Фото:Mint Images / Shutterstock
Экономика инноваций Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью»

Пока мы еще не видим полного эффекта от использования данных на всех направлениях. Хотя в компании уже работает огромный пласт ИТ-систем, время от времени нам все еще не хватает какой-то информации. Но уже сейчас мы можем принимать более обоснованные и взвешенные решения — как по оптимизации операционных процессов, так и по управлению компанией.

Что важно для эффективной цифровой трансформации

Опыт реализации цифровой стратегии, который мы получили за последние несколько лет, помог нам выделить несколько ключевых моментов. На них стоит обратить особое внимание, планируя и внедряя проекты по трансформации.

Четкие цели и взвешенный подход

О пользе цифровизации сейчас говорят на каждом шагу, а выбор решений предельно широк. Поэтому многих затягивает «цифровая романтика», и они начинают избыточно внедрять самые продвинутые инструменты и технологии.

Это рискованный путь, на котором компанию ждут бесконечные и неконтролируемые расходы. Выбирая ИТ-решения, необходимо точно понимать, зачем это нужно, и какую цель компания преследует.

Фото:Thomas Kronsteiner / Getty Images
Индустрия 4.0 Как проводить цифровую трансформацию и зачем

Адекватная оценка стоимости данных

Анализ и обработка данных — относительно недорогие процессы. Ими занимаются небольшие команды, у которых есть понятные алгоритмы работы.

Но чтобы эти данные получить, придется потратиться — поставить множество датчиков, обучить большое количество людей, инвестировать в «железо» и т.д.

Готовность к неожиданностям

Как правило, внутри компании есть много предположений и ожиданий по поводу того, какие пути для повышения эффективности откроются благодаря анализу данных. Но результаты анализа данных по-хорошему непредсказуемы, и к этому стоит быть готовым.

Индустрия 4.0 20 фактов о цифровой трансформации: статистика, прогнозы, опросы

Процессы, в эффективности которых вы уверены, часто оказываются далеко не идеальными. А операции, от которых компания давно хотела избавиться, порой нужно лишь немного изменить.

Интеграция процессов

Точечное внедрение не связанных друг с другом решений дает такие же точечные эффекты. Рано или поздно у компании возникнет потребность в том, чтобы увязать между собой и синхронизировать цифровые инициативы. Но сделать это, когда проекты уже идут полным ходом, довольно проблематично.

В «Полюсе» изначально был четкий запрос на интеграцию работы подразделений. Этот принцип мы закладывали во все проекты базовой автоматизации. В итоге удалось добиться сквозной интеграции бизнес-процессов — от геологии и проектирования до выпуска готовой продукции, от поиска персонала до планов развития сотрудников, от формирования потребностей в закупках до поступления материалов на склад и др.

Last but not least — человеческий фактор

Для достижения оптимального результата очень важна интеграция экспертизы сотрудников. Нужны специалисты самого разного профиля: классические ИТ-специалисты, аналитики, менеджеры. В «Полюсе» мы стараемся объединять специалистов в кросс-функциональные команды, для максимально эффективного решения задач в практической плоскости.

Обновлено 15.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть