Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Новая данность: что такое Data Science и зачем она нужна бизнесу

Фото: Pexels
Фото: Pexels
В сырых и неструктурированных данных скрыты полезные для бизнеса знания. Но извлечь их и правильно использовать — сложная и трудоемкая задача. Разбираемся, что это дает компаниям и как облегчить работу дата-сайентистами

Что изучает Data Science

Каждый день человечество генерирует примерно 2,5 квинтиллиона байт различных данных. Они создаются буквально при каждом клике и пролистывании страницы, не говоря уже о просмотре видео и фотографий в онлайн-сервисах и соцсетях.

Наука о данных появилась задолго до того, как их объемы превысили все мыслимые прогнозы. Отсчет принято вести с 1966 года, когда в мире появился Комитет по данным для науки и техники — CODATA. Его создали в рамках Международного совета по науке, который ставил своей целью сбор, оценку, хранение и поиск важнейших данных для решения научных и технических задач. В составе комитета работают ученые, профессора крупных университетов и представители академий наук из нескольких стран, включая Россию.

Сам термин Data Science вошел в обиход в середине 1970-х с подачи датского ученого-информатика Петера Наура. Согласно его определению, эта дисциплина изучает жизненный цикл цифровых данных от появления до использования в других областях знаний. Однако со временем это определение стало более широким и гибким.

Data Science (DS) — междисциплинарная область на стыке статистики, математики, системного анализа и машинного обучения, которая охватывает все этапы работы с данными. Она предполагает исследование и анализ сверхбольших массивов информации и ориентирована в первую очередь на получение практических результатов.

В 2010-х годах объемы данных стали расти по экспоненте. Свою роль сыграл целый ряд факторов — от повсеместного распространения мобильного интернета и популярности соцсетей до всеобщей оцифровки сервисов и процессов. В итоге профессия дата-сайентиста быстро превратилась в одну из самых популярных и востребованных. Еще в 2012 году позицию дата-сайентиста журналисты назвали самой привлекательной работой XXI века (The Sexiest Job of the XXI Century).

Объем данных, созданных, собранных и потребленных во всем мире с 2010 по 2024 год (в зеттабайтах)
Объем данных, созданных, собранных и потребленных во всем мире с 2010 по 2024 год (в зеттабайтах) (Фото: Statista)

Развитие Data Science шло вместе с внедрением технологий Big Data и анализа данных. И хотя эти области часто пересекаются, их не следует путать между собой. Все они предполагают понимание больших массивов информации. Но если аналитика данных отвечает на вопросы о прошлом (например, об изменениях в поведениях клиентов какого-либо интернет-сервиса за последние несколько лет), то Data Science в буквальном смысле смотрит в будущее. Специалисты по DS на основе больших данных могут создавать модели, которые предсказывают, что случится завтра. В том числе и предсказывать спрос на те или иные товары и услуги.

Зачем Data Science бизнесу

Компании используют Data Science вне зависимости от размера бизнеса, показывает статистика Kaggle (профессиональная соцсеть специалистов по работе с данными). А по подсчетам IDC и Hitachi, 78% предприятий подтверждают, что количество анализируемой и используемой информации в последнее время значительно возросло. Бизнес понимает, что неструктурированная информация содержит очень важные для компании знания, способные повлиять на результаты бизнеса, отмечают авторы исследования.

Фото:из личного архива
Индустрия 4.0 Роман Нестер — РБК: «Коммерческие данные — это кровь интернета»

Причем это касается самых разных сфер экономики. Вот лишь несколько примеров отраслей, которые используют Data Science для решения своих задач:

  • онлайн-торговля и развлекательные сервисы: рекомендательные системы для пользователей;
  • здравоохранение: прогнозирование заболеваний и рекомендации по сохранению здоровья;
  • логистика: планирование и оптимизация маршрутов доставки;
  • digital-реклама: автоматизированное размещение контента и таргетирование;
  • финансы: скоринг, обнаружение и предотвращение мошенничества;
  • промышленность: предиктивная аналитика для планирования ремонтов и производства;
  • недвижимость: поиск и предложение наиболее подходящих покупателю объектов;
  • госуправление: прогнозирование занятости и экономической ситуации, борьба с преступностью;
  • спорт: отбор перспективных игроков и разработка стратегий игры.

И это лишь самый краткий и поверхностный список использования Data Science. Количество различных кейсов с использованием «науки о данных» увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии.

Каждый интернет-пользователь и просто потребитель ежедневно десятки раз сталкивается с продуктами и решениями, в которых применяются инструменты Data Science. К примеру, аудио-сервис Spotify использует их, чтобы лучше подбирать треки для пользователей в соответствии с их предпочтениями. То же самое можно сказать о предложении фильмов и сериалах на видео-стримингах, таких как Netflix. А в Uber науку о данных рассматривают как инструмент для предиктивной аналитики, прогнозирования спроса, улучшения и автоматизации всех продуктов и клиентского опыта.

Фото:Mint Images / Shutterstock
Экономика инноваций Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью»

Конечно, дата-сайентисты не могут в точности предсказать будущее компании и учесть абсолютно все возможные риски. «Все модели неправильные, но некоторые из них полезны», — иронизировал по этому поводу британский статистик Джордж Бокс. Тем не менее, инструменты Data Science служат хорошей поддержкой для компаний, которые хотят принимать более информированные и обоснованные решения о своем будущем.

Как работают дата-сайентисты

Для работы с данными дата-сайентисты применяют целый комплекс инструментов — пакеты статистического моделирования, различные базы данных, специальное программное обеспечение. Но, главное, они используют технологии искусственного интеллекта и создают модели машинного обучения (нейросети), которые помогают бизнесу анализировать информацию, делать выводы и прогнозировать будущее.

Каждую такую нейросеть необходимо спланировать, построить, оценить, развернуть и только потом перейти к ее обучению. «Сейчас, по нашим оценкам, в процессе работы над ИИ-решениями только 30% времени специалистов уходит на обучение моделей. Все остальное — на подготовку к нему и другую рутину», — говорит CTO «Сбербанк Груп», исполнительный вице-президент и глава блока «Технологии» Давид Рафаловский.

Фото:Unsplash
Экономика образования Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных

Компания Anaconda, которая разрабатывает продукты для работы с данными, приводит еще более печальную статистику. Ее опросы показывают, что в среднем почти половину времени (45%) специалисты тратят на подготовку данных, то есть их загрузку и очистку. Еще примерно треть уходит на визуализацию данных и выбор модели. На обучение и развертывание остается всего 12% и 11% рабочего времени соответственно.

Дата-сайентисты в облаках

Облегчить и ускорить работу по сбору данных, построению и развертыванию моделей помогают специальные облачные платформы. Именно облачные платформы для машинного обучения стали самым актуальным трендом в Data Science. Поскольку речь идет о больших объемах информации, сложных ML-моделях, о готовых и доступных для работы распределенных команд инструментах, то дата-сайентистами понадобились гибкие, масштабируемые и доступные ресурсы.

Именно для дата-сайентистов облачные провайдеры создали платформы, ориентированные на подготовку и запуск моделей машинного обучения и дальнейшую работу с ними. Пока таких решений немного и одно из них было полностью создано в России. В конце 2020 года компания Sbercloud представила облачную платформу полного цикла разработки и реализации AI-сервисов — ML Space. Платформа содержит набор инструментов и ресурсов для создания, обучения и развертывания моделей машинного обучения — от быстрого подключения к источникам данных до автоматического развертывания обученных моделей на динамически масштабируемых облачных ресурсах SberCloud.

Фото:Shutterstock
Футурология «Я бы вакцинировал троих на миллион». Интервью с нейросетью GPT-3

Сейчас ML Space — единственный в мире облачный сервис, позволяющий организовать распределенное обучение на 1000+ GPU. Эту возможность обеспечивает собственный облачный суперкомпьютер SberCloud — «Кристофари». Запущенный в 2019 году «Кристофари» является сейчас самым мощным российским вычислительным кластером и занимает 40 место в мировом рейтинге cуперкомпьютеров TOP500

Платформу уже используют команды разработчиков экосистемы Сбера. Именно с ее помощью было запущено семейство виртуальных ассистентов «Салют». Для их создания с помощью «Кристофари» и ML Space было обучено более 70 различных ASR- моделей (автоматическое распознавание речи) и большое количество моделей Text-to-Speech. Сейчас ML Space доступна для любых коммерческих пользователи, учебных и научных организаций.

«ML Space ­– это настоящий технологический прорыв в области работы с искусственным интеллектом. По нескольким ключевым параметрам ML Space уже превосходит лучшие мировые решения. Я считаю, что сегодня ML Space одна из лучших в мире облачных платформ для машинного обучения. Опытным дата-сайентистам она предоставляет новые удобные инструменты, возможность распределенной работы, автоматизации создания, обучения и внедрения ИИ-моделей. Компаниям и организациям, не имеющим глубокой ML-экспертизы, ML Space дает возможность впервые использовать искусственный интеллект в своих продуктах, приложениях и рабочих процессах», — уверен Отари Меликишвили, лидер продуктового вправления AI Cloud, компании SberCloud.

Облака помогают рынку все шире использовать платформы для работы с данными, предлагая безграничные вычислительные мощности, подтверждают аналитики Mordor Intelligence.

По мнению экспертов из Anaconda, потребуется время, чтобы бизнес и сами специалисты созрели для широкого использования инструментов DS и смогли получить результаты. Но прогресс уже очевиден. «Мы ожидаем, что в ближайшие два-три года Data Science продолжит двигаться к тому, чтобы стать стратегической функцией бизнеса во многих отраслях», — прогнозирует компания.

Обновлено 19.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть