Как во время пандемии найти новые точки роста компании

Фото: пресс-служба «O2O холдинг»
Фото: пресс-служба «O2O холдинг»
Как выход из зоны комфорта, которым стал коронакризис, поможет найти новые пути развития для бизнеса?

Об эксперте: Александр Шашков, финансовый директор «O2O холдинг» (совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера»).

Вызовы и задачи пандемии

Пандемия коронавируса стала катализатором бизнес-процессов, входящих в совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера» («O2O холдинг»), и поставила перед нами новые приоритеты. Мы сделали большой фокус на услугах доставки. Так, Delivery Club продолжил развивать доставку продуктов питания, организованную в конце 2019 года, запустил ставшую популярной услугу заказа «навынос», а также сервисы бронирования столов, доставки косметики, товаров для животных и многое другое. В апреле 2020 года агрегатор «Ситимобил» в сжатые сроки запустил сервис доставки — сначала между пользователями, а затем для бизнеса. В рамках этого направления мы консолидировали «Самокат», что позволило нам максимально быстро попасть на один из самых перспективных онлайн-рынков с учетом его низкого уровня проникновения.

В мае 2020 года Delivery Club впервые вышел на уровень в 5,5 млн заказов. В том же месяце «Кухня на районе» удвоила свою выручку по сравнению с апрелем 2020 года. А «Самокат» за время первой волны коронавируса вырос по количеству заказов в 3,5 раза.

Рекордные результаты связаны не только с выросшим спросом на услуги сервисов во время пандемии, но и со способностью ИТ-систем юнитов справиться с запросами потребителей. В марте 2020 года Delivery Club буквально за несколько дней полностью изменил систему подключения ресторанов, сократив время выхода на платформу с 14 дней до четырех-шести часов. «Самокат» же практически полностью делегировал своей ИТ-системе контроль за выводом дополнительных курьеров в пиковые моменты спроса. Она предсказывает рост заказов в ближайшие три-пять часов и рассылает свободным курьерам приглашение выйти на слот.

Безусловно, этому способствовало и изменение потребительской модели поведения в онлайне. Всеобщий локдаун колоссально изменил ландшафт рынка, значительно ускорив процесс знакомства людей с такими сервисами, как доставка еды, продуктов питания и других товаров не только клиентам, но и бизнесу. Из событийных услуг, которыми пользовались только в редких случаях, они стали частью повседневной жизни россиян. Так, например, во втором полугодии 2020 года рост частотности заказов в Delivery Club относительно аналогичного периода 2019 года составил примерно 20%.

Фото:NordWood Themes / Unsplash
Индустрия 4.0 На темной-темной кухне: когда мы перестанем готовить дома

Цифровые инструменты

Одной из основных целей «O2O» является синергия входящих в него активов с целью получения максимальной эффективности для каждого бизнеса и холдинга в целом. Так, «Кухня на районе» и «Самокат» являются частью маркетплейса Delivery Club, получая таким образом доступ к многомиллионной аудитории платформы. Сам Delivery Club также представлен в приложении «Ситимобила». Кроме того, все бизнес-юниты совместного предприятия вскоре будут переведены на цифровую платформу SAP, ею уже пользуются команды Delivery Club и «Ситимобил».

На базе SAP реализуются финансовые и кадровые бизнес-процессы: администрирование и расчет заработной платы персонала, работающий HR-портал, бухгалтерский и управленческий учет, работа с дебиторами и кредиторами, контроллинг, управление основными средствами, контроль бюджетов, казначейство и управление платежами. Благодаря использованию SAP компании уже смогли реализовать концепцию быстрого закрытия: для целей управленческой отчетности бизнес-единицы, работающие с SAP, формируют финансовую отчетность на четвертый рабочий день с момента закрытия периода. Также думаем над возможностями в области консолидированного управления клиентским опытом, развитием аналитических продуктов, инструментов для визуализации аналитики, создания дашбордов и отчетности по запросу акционеров.

Мы развиваем интеграции между экосистемами Mail.ru Group и «Сбера», а также активами совместного предприятия. В Delivery Club и «Ситимобил» интегрирован VK Connect. Сервисы входят в состав подписок VK Combo и «СберПрайм» и представлены в виде мини-приложений «ВКонтакте» и «Одноклассников». Если говорить о результатах этих интеграций, то в 2020 году «Такси ВКонтакте» стал вторым по важности клиентским интерфейсом после основного приложения «Ситимобил». В ноябре 2020 года количество поездок превысило 4 млн.

Точки роста

В 2021 году мы продолжим развивать синергии между участниками совместного предприятия и экосистемами Mail.ru Group и «Сбера». На наш взгляд, все входящие в «O2O» компании имеют большой потенциал для развития, который мы продолжим реализовывать в следующем году как в рамках уже существующих направлений их работы, так и в новых.

Если говорить о целях каждого бизнеса отдельно, то «Кухня на районе» и «Самокат» сосредоточатся на региональной экспансии. В 2021 году продолжится процесс трансформации Delivery Club из сервиса доставки готовой еды в универсальную платформу, способную удовлетворить большинство потребности человека в сфере питания: заказ готовой еды из кафе и ресторанов, продуктов питания, услуги ресторанного сервиса. «Ситимобил» будет двигаться в сторону мультимодального приложения городских перемещений и предлагать пользователю разные виды мобильности, включая такси, каршеринг, общественный транспорт и самокаты. Агрегатор планирует кратно увеличить масштабы бизнеса доставки в 2021 году и занять 10-20% рынка экспресс-доставки.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Как «Ситимобил» запустил сервис доставки в период пандемии

Новые пути развития

Эксперименты позволяют компаниям смотреть на свою деятельность шире, под другим углом, и находить новые точки роста. Например, региональная экспансия «Самоката» была экспериментом, по итогам которого мы решили масштабировать сервис. Аналогичная ситуация была и с доставкой продуктов Delivery Club, его работой в сфере ресторанного сервиса, запуском услуги экспресс-доставки «Ситимобил». Все это были тестовые проекты, показавшие хорошие результаты. Мы постоянно смотрим на разные направления развития и проводим эксперименты. Не всегда это приводит к полноценным запускам, но наша цель — искать новые точки роста и способы достичь максимального уровня эффективности и прибыльности для бизнеса в будущем.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 30.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть