Как human cloud помогают бизнесу создавать гибкие команды

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
На human cloud платформах бизнес может найти не только специалистов под любую задачу, но и целые команды. Вместе с российской платформой «Профессионалы 4.0» разбираемся, как это сделать
1

Почему компании идут на платформы

В прошлом году затраты на human cloud в мире увеличились на 42% и достигли $178,5 млрд, подсчитали в Staffing Industry Analysts (SIA).

Речь идет о платформах, которые помогают привлекать специалистов для отдельных задач или проектов и выступают посредниками между инициатором проекта и специалистами. SIA рассматривает human cloud как важную часть гиг-экономики наряду c другими инструментами для привлечения внештатной рабочей силы — например, агентствами по временному найму сотрудников и самозанятостью.

Основная часть затрат на human cloud — чуть больше $169 млрд — приходится на b2c-сервисы. Многие из них давно знакомы потребителю.

В этом сегменте работает всем известный Uber, а также сервисы по доставке продуктов и готовых блюд, такие как Instacart и Postmates. В России среди таких примеров — площадки YouDo и Profi.ru. С их помощью отдельно взятый человек может найти исполнителя под конкретную задачу — довезти пассажира в нужную точку или купить в магазине продукты по списку.

На бизнес-решения пока приходится меньшая часть рынка — всего $9,4 млрд долларов по итогам 2019 года. Однако именно b2b-сегмент сейчас чувствует себя увереннее всего.

«b2c-направление значительно пострадало от глобальной пандемии и, скорее всего, сократится в 2020 году. Но сегмент b2b продолжает расширяться», — указывает менеджер по исследованиям SIA Брайан Уоллинс.

К примеру, в России активно привлекает участников human cloud платформа «Профессионалы 4.0», запущенная компанией «Газпром нефть» в 2019 году. Она помогает бизнесу собирать команды высококвалифицированных специалистов для различных задач.

По словам Уоллинса, пандемия не тормозит, а, напротив, стимулирует развитие платформенных решений для бизнеса. Это связано сразу с несколькими факторами.

Во-первых, на фоне коронавируса для многих компаний стала приоритетом цифровая трансформация, а для нее часто требуются внешние специалисты. Во-вторых, произошел мощный сдвиг в сторону удаленной работы. Преимущества гибкой рабочей силы становятся все более очевидными в период экономической неопределенности, добавляет Уоллинс.

2

Какими бывают human cloud

SIA выделяет три основных категории «человеческого облака»:

  • Онлайн-платформы по подбору персонала (Online Staffing Platforms).

Старейший сегмент human cloud. Сюда эксперты включают несколько разных подкатегорий — от фрилансерских бирж до сервисов «персонал по запросу» (например, для виртуальных колл-центров). Но большинство крупных игроков — это площадки по подбору высококвалифицированных специалистов под проекты.

В этом сегменте работает лидер b2b-рынка — американская Upwork, которая позволяет находить разработчиков и других специалистов. Сюда же относят компании вроде The Mom Projeсt, которая продвигает себя как цифровой маркетплейс талантов: здесь женщины со всего мира могут найти заказы и клиентов в соответствии со своей квалификацией.

  • Краудсорсинг-сервисы (Crowdsourcing)

Такие платформы предназначены для решения большого количества микрозадач вроде заполнения таблиц или подписи фотографий. На крупнейшей из них — Amazon Mechanical Turk — собраны сотни тысяч исполнителей. Как правило, задачи здесь не требуют высокой квалификации и часто используются для обучения искусственного интеллекта.

  • Отраслевые онлайн-сервисы (Online work services)

К этой категории SIA относит платформы, которые объединяют независимых специалистов из определенной отрасли. Так, на Uber и Lyft можно воспользоваться услугами водителей, на Handy — пригласить клинера для уборки квартиры.

В сегменте широко представлены и b2b-платформы. Например, на Axiom подбирают юристов и адвокатов, на Business Talent Group — консультантов и лидеров проектов.

Источник классификации: доклад SIA The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work / 2018 Update.

3

Что нужно для сложных проектов

Задачи, которые решает бизнес на human cloud платформах, сильно отличаются от запросов физических лиц. «Главное отличие — в масштабе, трудоемкости и сложности проектов. Одно дело — позвать электрика вкрутить лампочку и совсем другое — разработать сложную финансовую или геологическую модель. В таких проектах нужна как минимум подтвержденная квалификация», — объясняет директор по развитию российской human cloud платформы «Профессионалы 4.0» Николай Долгов.

Более того, для сложных и масштабных проектов, которые заказывают крупные компании или органы власти, часто недостаточно одного-двух фрилансеров — требуется работа целой команды.

Такую возможность дают немногие платформы. Некоторые из них не только обеспечивают подбор, но также берут на себя организацию и сопровождение командной работы. В качестве таких примеров Долгов приводит Gigster и Business Talent Group (BTG).

Первая специализируется на поиске специалистов для разработки программного обеспечения. По экспертным оценкам, использование Gigster повышает эффективность проектов примерно на треть.

BTG фокусируется на консалтинге и менеджменте. Она одной из первых занялась привлечением независимых профессионалов для проектной работы на глобальные компании.

В то же время «Профессионалы 4.0» не ограничивают себя отдельными отраслями. Здесь можно привлекать высококвалифицированных специалистов для разных задач — от разработки сайта до консалтинга. Представители площадки подчеркивают, что human cloud полезны везде, где важна скорость реализации проектов и вывода продуктов на рынок. А отраслевая принадлежность не играет принципиальной роли.

Фото:Владимир Трефилов / РИА Новости, Charles Deluvio / Unsplash
Экономика шеринга Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику

Сейчас на платформе больше всего людей с компетенциями в ИТ, финансах и юриспруденции. Основная часть талантов — профессиональные фрилансеры, но есть и те, кто совмещает проекты с постоянной работой. «Главное, что отличает специалистов на платформе, — это предпринимательский подход к жизни и готовность брать на себя ответственность за свою карьеру и профессиональное развитие», — описывает типичного исполнителя Долгов.

4

Как собрать отдельные таланты в команду

Команды, которые собирают через «Профессионалов 4.0», состоят в среднем из трех-пяти человек. Проекты обычно продолжаются от двух до шести месяцев.

Но за такой срок специалисты могут не успеть сработаться и показать эффективность. И если об обычных командах написаны тонны профессиональной литературы, то по управлению гибкими коллективами наработок очень мало. «Сейчас мы с Московской Бизнес-школой СКОЛКОВО как раз и пытаемся в этом разобраться и выяснить, какие факторы помогают формировать гибкие команды и что нужно делать, чтобы они быстро выходили на пик эффективности», — отмечает Ольга Музалева, руководитель проектов «Профессионалов 4.0» по развитию и поддержке гибких команд.

Пока платформы решают проблему через сопровождение команд и проектов. Например, уже упомянутый Gigster назначает на каждый проект внештатного менеджера. Его участие должно гарантировать, что работа продвигается по плану и все участники выполняют свои роли.

На «Профессионалах 4.0» команду тоже сопровождает специальный человек — трекер. В чем-то он похож на трекеров, которые работают в акселераторах со стартапами. Его основная задача — помочь участникам проекта сфокусироваться на результате и преодолеть сложности, учитывая особенности и конфигурацию отдельно взятого коллектива.

Хороший трекер может быстро разобраться, чего именно не хватает команде, и взять на себя недостающую роль. Причем роли могут быть очень разными. «В одних проектах он задает формат и методологию работы, в других — помогает притереться и снять недопонимания и конфликты, которые мешают двигаться к результату», — рассказывает Ольга.

Чтобы решать такие задачи, от трекера требуется широкий кругозор, опыт работы в разных индустриях и высокий уровень эмоционального интеллекта. На эту позицию приходят эксперты с разным бэкграундом — из науки, акселераторов или бизнеса. Но пока таких людей очень мало, хотя запрос на них растет вместе со всей индустрией human cloud.

5

Что ожидает рынок

По оценке Всемирного экономического форума, сегодня через human cloud работают от 0,5% до 2% трудовых ресурсов развитых экономик. «Хотя эта доля относительно невелика, количество работников на платформах быстро увеличивается», — говорится в докладе. Эксперты форума указывают, что пользователей привлекает гибкость и открытый доступ к занятости.

Фото:Creativan / Shutterstock
Индустрия 4.0 Принцип Tinder в работе: каким будет рынок труда в будущем

«Человеческие облака» так быстро завоевывают рынок, что на них обратили внимание классические кадровые компании. Они не только активно покупают платформы, но и создают новые. А старожил кадрового рынка Kelly Services недавно запустил собственное human cloud решение — агрегатор, объединяющий 1 800 онлайн-платформ для рекрутмента.

«В ближайшее время мы ожидаем кратный рост и в мире, и в России. Причем у нас темпы могут быть выше за счет эффекта низкой базы», — говорит Долгов.

Сейчас на площадке зарегистрировано около 13 тыс. человек и 430 проектов.

«У бизнеса есть запрос на сокращение параметра time-to-market и эффективность реализации проектов. А у специалистов — на проектную и удаленную работу, которая дает возможность более гибко подходить к своей занятости, — подчеркивает Николай Долгов. — То есть предпосылки для очень динамичного роста налицо с обеих сторон».

Обновлено 22.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть