Об авторе: Денис Кучеров, директор проектов Minerva Result в компании Minervasoft.
54% российских компаний внедрили решения на базе генеративного ИИ хотя бы в одну функцию в организации, показало исследование «Яков и партнеры». Основой работы умных помощников в клиентском сервисе и внутренних процессах организации (онбординг и адаптация, техподдержка, Service Desk) становится система управления знаниями. В ней содержится полная, актуальная, непротиворечивая информация — документы, инструкции, гайды, справочные материалы, видеоуроки, статьи, часто задаваемые вопросы (FAQ). Все, что необходимо для обслуживания клиентов и работы сотрудников.
С увеличением интереса бизнеса к ИИ растет запрос на грамотную организацию корпоративных знаний. При этом важно не просто вести базу знаний, но и добавлять новую информацию по мере ее появления, исключать устаревшие сведения и противоречия. Для этих задач все больше компаний нанимают специалистов (менеджеров) по управлению знаниями (knowledge manager).
История профессии
Понятие «менеджмент знаний» ввел Карл Вииг в 1986 году, в 1990-х за рубежом стали появляться образовательные программы и должности директоров по управлению знаниями в крупных компаниях.
Интерес к менеджменту знаний в России возник в 2000-х — в это время вышли первые научные публикации и книги. В 2010-х утвердили национальные стандарты в области управления знаниями (ГОСТы).
Однако редко в компаниях выделялись отдельные штатные единицы — директора или менеджеры по управлению знаниями. Чаще сбором и структурированием корпоративной информации занимались HR-специалисты, ответственные за адаптацию и обучение, а базу знаний вели сотрудники IT-подразделений, менеджеры проектов или отдела продаж — часто для своих узких задач. Например, для организации внутренней техподдержки или стандартизации процесса продаж.
Сегодня все больше компаний выделяют отдельную роль менеджера по управлению знаниями.
Обязанности
Менеджмент знаний — это процесс комплексного, систематического управления полезной информацией, которая генерируется в компании или поступает извне. Основная задача специалиста по управлению знаниями — сделать так, чтобы сотрудники могли быстро находить нужные данные и не теряли время на многократный обмен информацией (например, когда опытный сотрудник вынужден объяснять одно и то же нескольким новичкам).
Набор обязанностей специалиста по управлению знаниями может отличаться в разных компаниях в зависимости от их размера, отрасли, целей бизнеса. На основе анализа вакансий, размещенных на hh.ru, и нашего проектного опыта, выделим основные функции менеджеров и методологов управления знаниями.
Создание и поддержка базы знаний
- Редактура и упрощение содержания статей.
- Контроль актуальности информации, удаление устаревших материалов.
- Организация структуры данных: категории, теги, поисковые алгоритмы.
- Настройка и администрирование системы управления знаниями.
- Интеграция базы знаний с CRM, HelpDesk, чат-ботами.
- При переезде из другой системы — перенос статей в новую базу знаний.
Сбор и анализ информации
- Интервьюирование экспертов, выявление ключевых знаний.
- Документирование процессов, создание инструкций и регламентов.
- Анализ разрозненных данных и их преобразование в удобный и понятный формат, ведение отчетности.
- Интервьюирование сотрудников, выявление текущих проблем при поиске информации.
Внедрение культуры обмена знаниями
- Обучение ключевых сотрудников работе с системой.
- Мотивация команды делиться опытом (например, через внутренние блоги, вебинары).
Анализ эффективности
- Отслеживание метрик (частота использования, время поиска информации и других).
- Оптимизация системы на основе обратной связи.
Ключевые навыки
Менеджер по управлению знаниями — специалист, который разбирается в IT и умеет работать с текстами, делая их простыми и понятными. При этом второе — важнее первого: можно научиться работать с IT-платформами и анализировать данные, но невозможно «извлекать» знания и обеспечивать их циркуляцию в компании без постоянного общения с командой.
Твердые навыки (Hard skills):
- Грамотная устная и письменная речь.
- Работа с системами управления знаниями: Confluence, Notion, SharePoint, MediaWiki, Minerva Knowledge, Yonote.
- Автоматизация и интеграции: понимание принципов работы API и чат-ботов.
Гибкие навыки (Soft skills):
- Коммуникация: умение задавать вопросы, обучать, объяснять сложное простыми словами, готовность много общаться.
- Аналитическое мышление: структурирование информации, ее анализ на полезность и достоверность.
- Креативность: придумывать нестандартные способы мотивировать команду делиться знаниями (геймификация, конкурсы).
- Обучаемость: повышать компетенции с наставником или самостоятельно. Инструменты менеджмента знаний активно развиваются, базы знаний становятся основой для работы ИИ.
- Ответственность: внимательно относиться к рабочим задачам, своевременно выполнять их, бережно хранить рабочую информацию, не допускать к ней посторонних.
Дополнительные требования:
- Высшее или средне-специальное образование (предпочтительно в области менеджмента, лингвистики или журналистики).
- Дополнительное образование копирайтера.
- Опыт работы в клиентском сервисе.
Кто может стать специалистом по управлению знаниями
Успешные KM-специалисты часто приходят из смежных областей, где уже сталкивались с документированием или анализом данных. Это могут быть:
- Тренеры, которые занимаются адаптацией и обучением сотрудников. Они разрабатывают учебные программы и знают, как преобразовывать опыт сотрудников в обучающие материалы.
- Аналитики данных, которые имеют опыт работы с информацией.
- Специалисты поддержки (HelpDesk) — уже пользуются базами знаний, умеют систематизировать FAQ.
- Специалисты внутренних коммуникаций — благодаря умению выстраивать информационные потоки между отделами, организовывать обмен опытом и создавать корпоративные медиа (например, интранет-порталы).
- Библиотекари и архивисты могут адаптировать навыки классификации, каталогизации и хранения информации для корпоративных баз знаний.
- Журналисты, маркетологи и контент-менеджеры, у которых есть навыки работы с информацией.
- Инженеры и R&D-специалисты — в IT-компаниях они часто совмещают роли разработчика и менеджера знаний. Они знают, как документировать технические решения и процессы.
Где и как учиться
В некоторых вузах есть профильные магистерские программы по менеджменту знаний. Например, в НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого, Северо-Кавказском федеральном университете и других.
В России действует Ассоциация российских специалистов и экспертов менеджмента знаний «КМ Альянс». В 2024 году Ассоциация вместе с Minervasoft запустила первую в России платформу для обучения менеджменту знаний. На ней представлены сертификационные курсы базового и продвинутого уровня. Преподаватели — представители профессионального сообщества с более чем 10-летним практическим опытом реализации проектов и внедрения систем управления знаниями в крупнейших отечественных и международных компаниях.
Основы менеджмента знаний можно почерпнуть из книг:
- Максим Ильяхов, «Пиши, сокращай»;
- Karl Wiig, «People-Focused Knowledge Management: How Effective Decision Making Leads to Corporate Success» (англ.);
- Thomas H. Davenport, Laurence Prusak, «Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know» (англ.);
- Владимир Дресвянников, «Управление знаниями организации»;
- Аркадий Уринцов, «Управление знаниями. Теория и практика».
Теоретические знания стоит сразу применять на практике. Например, создать базу знаний своего отдела.
Зарплата
Зарплата специалиста по управлению знаниями зависит от его опыта, региона и масштаба компании. Например, начинающий менеджер по управлению знаниями в региональной компании получает от ₽60 тыс., а опытный специалист с сильными техническими навыками в корпорации в мегаполисе — от ₽200 тыс.
Как будет развиваться профессия
Многие российские компании пока не до конца осознают ценность менеджмента знаний и его стратегическое влияние на бизнес-процессы. Но ситуация на рынке постоянно меняется: в связи с активным развитием технологий в последние годы, роль данных увеличивается в геометрической прогрессии. А вместе с этим растет и спрос на специалистов, которые умеют качественно работать с корпоративной информацией.
Компании охотно экспериментируют с ИИ и регулярно сталкиваются с проблемой некачественных баз знаний, на которые агенты опираются во время подготовки ответов. Менеджеры по управлению знаниями становятся своего рода проводниками к работе с ИИ. Они помогают бизнесу поддерживать высокое качество, достоверность и актуальность корпоративных знаний, тем самым повышая корректность ответов GenAI.
В ближайшие годы мы увидим значительное увеличение вакансий в этой области. Кроме того, изменятся и требования к работе специалистов. Сегодня все профессии, где важно уметь работать с текстами, трансформируются под влиянием ИИ, поэтому менеджерам по управлению знаниями также предстоит освоить принципы работы LLM (больших языковых моделей вроде ChatGPT, DeepSeek, GigaChat и других).
Нейросети уже упрощают работу — помогают структурировать информацию, находить ошибки, обрабатывать тексты и улучшать их стилистически, а это значит, что со временем специалисты по управлению знаниями смогут тратить меньше времени на рутинные задачи и больше — на сложные и стратегические. Несмотря на то, что профессия перспективная, новым сотрудникам в этой области нужно быть готовыми к тому, что на старте большую часть знаний и навыков придется нарабатывать самостоятельно методом проб и ошибок.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.