Как собирали данные
Провайдер e-commerce и data-решений «Аэро» совместно с одной из крупнейших аналитических конференций «Матемаркетинг» опросили более 60 e-сommerce директоров, CDO (директора по работе с данными) и других топ-менеджеров крупнейших российских компаний из 11 сегментов рынка. Полученные ответы позволили выявить, с какими проблемами сталкивается бизнес при работе с аналитикой и отчетностью, а также сформулировать ключевые тренды в управлении данными.
Выяснилось, что 90% респондентов принимают решения на основе аналитических данных, но только 21% могут с уверенностью назвать свою компанию data-driven. При этом 72% респондентов признались, что сталкивались с финансовыми потерями, которых можно было бы избежать благодаря качественным данным.
Как компании работают с данными
Целенаправленно работой над качеством данных занимается только треть опрошенных — при этом недоверие к ним остается одной из наиболее частых проблем (53%). Лишь 13% опрошенных полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики на их основе.
Причины, по которым возникают сложности при работе с данными:
- отсутствие сквозной аналитики и несогласованные цифры в разных департаментах (53%);
- недостаточный объем собираемой информации (37%);
- недоступность данных по техническим причинам (36%);
- отсутствие прозрачности в формировании метрик (33%);
- ограничение доступа из-за внутренней политики безопасности (31%);
- нехватка знаний и навыков для получения необходимых данных (30%);
- несвоевременное предоставление информации (27%);
- потеря данных (17%).
Чаще всего для работы с данными используют дашборды (информационная панель, которая получает данные из других систем и отображает их в понятном виде) — 87% верхнеуровнево и 60% с более подробными метриками. Еще 73% работают со стандартными отчетами в Excel, а 70% идут с запросами к своим аналитикам. В некоторых компаниях по-прежнему собирают данные вручную — так ответили 37%.
Создание одного аналитического дашборда или отчета в среднем занимает не более одного месяца — по оценке 47% респондентов для этого им нужно примерно 1–2 недели, а 30% назвали срок до четырех недель. При этом в 10% опрошенных компаниях на создание нового дашборда уходит больше квартала.
Кто отвечает за данные в компаниях
Чаще всего данными внутри компаний занимаются отдельные специалисты — у 63% опрошенных есть аналитический департамент, а у 37% — CDO. Однако в большинстве случаев аналитики работают с данными внутри разных отделов — так ответили 73% респондентов. А еще 33% отметили, что вопросы, связанные с аналитикой, решают самостоятельно силами непрофильных менеджеров.
При этом те респонденты, в компаниях которых существует отдельный департамент аналитики, более удовлетворены (53%) количеством и качеством собираемых данных. 67% опрошенных могут найти ответ на большинство своих вопросов с помощью данных, и только 10% получают ответы на все вопросы — в 95% случаев так отвечали компании с «достаточным» числом дашбордов.
Несмотря на то, что практически все опрошенные руководители работают с Big Data, более чем у половины компаний (55%) нет единой стратегии управления данными. При этом в компаниях, где есть утвержденная data-стратегия, на 35% меньше случаев финансовых потерь по причине некорректных данных или их отсутствия.
А что дальше
В ближайшие 3–5 лет работа с Big Data будет набирать обороты и глубже внедряться в бизнес-процессы российских компаний. 59% опрошенных оценили экономический потенциал от работы с данными как «очень высокий» и убеждены, что корректные данные в достаточном объеме при грамотном управлении способны уберечь бизнес от финансовых потерь и улучшить производительность. Причем чаще всего такую оценку давали представители fashion-индустрии (98%), FMCG (86%) и Fintech (75%) — отраслей с самыми массовыми потоками клиентов, а значит и данных.