Государство и общество
По данным Mediascope, среднемесячная аудитория Рунета в 2022 году составила 98,6 млн человек. Это 81% населения страны старше 12 лет. Большую часть времени в Сети россияне тратят на поиск информации, общение, развлечения и покупки. 90% онлайн-потребления приходится на мобильные устройства.
97,6% пользователей зарегистрированы в социальных сетях. Согласно опросу Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в топ-3 самых популярных соцсетей вошли «ВКонтакте» (86,4% респондентов), «Одноклассники» (63,1%) и Instagram (принадлежит Meta — организация признана экстремистской и запрещена в России) (49,5%). При этом количество ежедневных посещений Instagram и Facebook (принадлежит Meta — организация признана экстремистской и запрещена в России) резко сократилось с момента их блокировки в марте 2022 года. К декабрю показатель упал на 80 и 79% соответственно.
Блокировка соцсетей стала драйвером роста мессенджера Telegram, указывают в Mediascope. Время использования платформы выросло до 40 минут в день — это больше, чем у прочих мессенджеров.
В РАЭК отмечают, что 2022 год прошел под знаком мощной государственной поддержки IT-сектора. Отрасль получила целый набор льгот и послаблений. Так, налог на прибыль опустили до 0% (в 2020-м он был равен 20%), тарифы страховых взносов — до 7,6% (ранее — 14%), ставку по УСН для ИП и малого бизнеса — до 1% (ранее — 6%).
Кроме того, правительство улучшило условия грантовой системы поддержки и продвижения российских IT-решений: объем софинансирования из федерального бюджета вырос с 20 до 80%. Также в IT-секторе смягчили требования к аккредитации и ввели мораторий на проверки до конца 2024 года.
В результате, по данным Минцифры, число аккредитованных IT-компаний выросло в пять раз, до 20 тыс. А их доходы увеличились на 35,3%, до 2,38 трлн руб. Налоговые поступления от IT-отрасли прибавили за год 27%, или почти 105 млрд руб.
Аудитория Рунета в 2022 году
- 98,6 млн человек, или 81% населения страны, — среднемесячная аудитория Рунета;
- 95,3 млн человек, или 78% жителей страны, пользуются интернетом каждый день;
- 3 часа 46 минут в день — среднее время, проводимое в интернете;
- 90% онлайн-потребления приходится на мобильные устройства;
- 97,6% пользователей зарегистрированы в какой-либо социальной сети.
Источники: Mediascope, РАЭК.
Маркетинг и реклама
Объем сегмента интернет-рекламы и маркетинга в 2022 году сократился на 10%, до 389,2 млрд руб. По оценке аналитиков РАЭК, в сегменте наблюдались следующие тренды:
- рекламная выручка крупных экосистемных игроков в 2022 году выросла (например, на 29% увеличились доходы от онлайн-рекламы у «ВКонтакте»), однако она не смогла компенсировать снижение доходов агентств (на 50–70%, по оценкам экспертов);
- привлечение клиентов стало сложнее и дороже;
- закон о маркировке рекламы оказал значительное влияние на рынок.
Закон вступил в силу 1 сентября 2022 года. Он обязывает игроков рынка интернет-рекламы детально отчитываться о заказчиках и заносить информацию в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). К марту 2023 года в ЕРИР загрузили информацию о 15 млрд рекламных креативов на сумму 70 млрд руб. Но 37% владельцев малого и среднего бизнеса, по данным Коkос Group, отказались исполнять закон.
Эксперты Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) сообщают, что вложения в инновационные направления интернет-рекламы в 2022 году составили 196 млрд руб. Взрывной рост — на 127%, с 22 млрд до 50 млрд руб., — показала реклама на маркетплейсах. Выручка классифайдов выросла на 40%, до 98 млрд руб. Еще 20 млрд руб. потратили рекламодатели на продвижение с помощью Telegram Ads. Объем сегмента инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы составил 12 млрд руб.
В АРИР отмечают, что рекламодатели продолжили использовать запрещенные соцсети, чтобы максимизировать охват. По оценке экспертов, на Instagram приходится 20% бюджета рекламодателей на продвижение в социальных сетях.
РАЭК прогнозирует, что в 2023 году сегмент онлайн-рекламы и маркетинга вырастет на 5%. На его развитие среди прочего будут влиять регуляторное давление, рост расходов на продвижение локальных брендов, выход на рынок рекламодателей из дружественных стран.
Финансы и торговля
E-commerce показал рост на 32%, объем отрасли достиг 11,4 трлн руб. Быстрее всего в 2022 году росли рынки с2с-торговли — на 55% (до 2,3 трлн руб.), доставки готовой еды и продуктов — на 47% (до 744,3 млрд руб.), продажи билетов на мероприятия — на 42% (до 15,5 млрд руб.), такси и каршеринга — на 40% (до 693,9 млрд руб.) и онлайн-ретейла — на 32% (до 3,9 трлн руб.).
Из отчета Data Insight следует, что количество оформленных россиянами заказов выросло на 64%, до 2,8 млрд. При этом средний чек снизился на 16%, до 2010 руб. Самым востребованным способом доставки оказался самовывоз. Лишь 7% покупателей ни разу им не воспользовались.
Положение крупных универсальных маркетплейсов на рынке продолжило усиление: с 2021 по 2022 год они увеличили объем продаж с 37 до 47%, а количество заказов — с 62 до 71%.
На фоне отказа крупных зарубежных платформ от доставки заказов в Россию, логистических проблем и отключения российских банков от международных платежных систем доля трансграничной онлайн-торговли сократилась, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, до 4%. Для сравнения: в 2021 году она занимала 8% от объема интернет-торговли, в 2020-м — 14%. Больше всего в денежном выражении российские покупатели заказывали из-за рубежа цифровую и бытовую технику (43,2%), мебель и товары для дома (27%), автозапчасти и аксессуары (7,5%).
Эксперты РАЭК ждут, что в 2023 году e-commerce вырастет еще на 30%. На показатели рынка повлияют дальнейший рост маркетплейсов и c2c-торговли, продолжение перехода розницы в онлайн-каналы, снижение среднего чека и стремление покупателей экономить.
Инфраструктура и связь
Инфраструктурный сегмент вырос в 2022 году на 47% и превысил 300 млрд руб. В РАЭК отмечают, что после ухода зарубежных провайдеров и поставщиков оборудования облака стали одним из самых быстрорастущих сегментов в экономике Рунета. Объем сектора облачной инфраструктуры за год увеличился на 52% и составил 258,9 млрд руб.
Согласно исследованию Cloud.ru, на облачные технологии компании в среднем тратят 8,4% IT-бюджетов. При этом 37% организаций планируют нарастить расходы на облака. В топ-3 российских отраслей по тратам на облачные решения вошли финансы и страхование (среднегодовые вложения — 17,8 млн руб.), ретейл (16,8 млн руб.), IT (12,8 млн руб.).
Стоимость интернета в России остается одной из самых низких в мире. По данным Cable.co.uk, в месяц она составляет $8,07 за фиксированную связь и $0,48 за 1 Гб трафика мобильного интернета.
Статистика Координационного центра доменов .ru/.рф свидетельствует о том, что число доменов в зоне .ru снизилось почти на 2%, до 4,93 млн. В то же время впервые за пять лет число доменов в зоне .рф подросло на 0,2%, до 676,25 тыс.
В 2023 году сегмент инфраструктуры может вырасти на 40%, считают аналитики РАЭК. На его показатели будут влиять продолжение миграции пользователей в российские сервисы, расширение использования облаков, развитие государственных инфраструктурных проектов, дефицит кадров в IT и проблемы с поставками оборудования и комплектующих.
Медиа и развлечения
По оценке РАЭК, сегмент цифрового контента по итогам 2022 года пострадал больше всего. Его объем снизился сразу на 52%, до 73,6 млрд руб.
Рынок онлайн-игр просел на 78%, до 21,8 млрд руб. Российские пользователи урезали расходы на мобильные игры на 72% из-за проблем с оплатой картами отечественных банков, число установок при этом сократилось на 11%, сообщает в своем ежегодном отчете Sensor Tower.
Объем рынка онлайн-видео вырос на 7%, до 33,3 млрд руб. По данным «ТМТ Консалтинга», около 13 млн российских домохозяйств (23% от их общего числа) имеют хотя бы одну подписку на онлайн-кинотеатр. Производство собственного видеоконтента в России выросло на 20%. Одновременно с этим, по оценке ассоциации «Интернет-видео», на 20% выросла и аудитория сайтов с нелегальным контентом.
Несмотря на рост аудитории российских музыкальных стриминговых сервисов, рынок онлайн-музыки упал на 40%, до 7,1 млрд руб. Площадки активно проводили промоакции для привлечения аудитории. Подписчики при этом пользовались сервисами в составе экосистемной подписки.
По прогнозам РАЭК, сегмент цифрового контента может вырасти в 2023 году на 7%. Среди факторов, влияющих на динамику сегмента, — рост интереса к российским проектам, господдержка производителей контента, выход на рынок контента из стран Азии и регулирование рынка.
Образование и кадры
Темпы роста EdTech существенно замедлились. Если в 2021 году сектор вырос на 70%, то в 2022-м только на 18%. Тем не менее показатель оказался выше прогнозируемого, а выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний приблизилась к 90 млрд руб. Отрасль поддержали рост интереса к IT-образованию, госсубсидии на онлайн-обучение IT-специальностям и налоговые льготы.
Рынок труда в IT-секторе прошел через спад и к январю 2023 года восстановился. По данным HeadHunter, число вакансий для IT-специалистов по сравнению с началом 2022-го выросло на 63%, до 58,7 тыс.
Заметная нехватка кадров в 2022 году была зафиксирована в области информационной безопасности. По сведениям SearchInform, рынку не хватает около 30 тыс. ИБ-специалистов. Дефицит испытывают 54% компаний.
Существенное влияние на сектор оказала релокация специалистов. Минцифры сообщало, что к концу 2022 года за границей находились около 100 тыс. программистов. При этом 80% из них продолжали работать на российские компании и находились в дружественных странах.
По итогам опроса айтишников, который РАЭК провела в начале 2023 года, российские специалисты верят в перспективы IT-отрасли, но беспокоятся за свое будущее. Государство уделяет особое внимание IT-кадрам. Для преодоления дефицита профессионалов в 2021–2023 годах реализуются проекты «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала в IT-отрасли». Они предполагают совершенствование программ обучения в вузах и школах и появление новых программ допобразования.
Кибербезопасность
По данным Positive Technologies, рынок кибербезопасности в России вырос на 10–20%, до 220–230 млрд руб. Конъюнктура рынка менялась под действием нескольких факторов — позиции государства, переводящей кибербезопасность в число ключевых потребностей, ухода с рынка зарубежных поставщиков и беспрецедентного количества хакерских атак на российские компании.
«Ростелеком-Солар» сообщает, что в 2022 году число киберинцидентов выросло в два раза, до 911 тыс. А количество DDoS-атак, по данным DDoS-Guard, увеличилось сразу на 700%, до 1,26 млн. Причем если в начале года главной мишенью киберпреступников были развлекательные сайты, то во втором полугодии — сайты СМИ и госорганов. Количество атак на них выросло в 76 и 55 раз соответственно.
В 2022 году также было зафиксировано 168 случаев публикации значимых баз данных российских компаний, сообщает «Лаборатория Касперского». Всего было скомпрометировано более 2 млрд записей — это почти 300 млн пользовательских данных. Большая часть утечек (64%) произошла из-за атак на крупный бизнес. Результаты опроса «Лаборатории Касперского» говорят о том, что 57% представителей бизнеса считают главной проблемой кибербезопасности низкий уровень цифровой грамотности сотрудников.
Рост под давлением
Экономика Рунета преодолела планку в 12 трлн руб. и показала двузначный рост в условиях, «когда это, казалось, невозможно сделать», отмечает директор РАЭК Сергей Гребенников. При этом фактический рост оказался заметно выше прогнозируемого — 29 против 11%. Увеличение объемов интернет-экономики, продолжает глава РАЭК, обеспечили сегменты электронной коммерции и инфраструктуры. Интернет-реклама и цифровой контент не смогли избежать падения. На эти секторы повлияли уход зарубежных игроков и регуляторный фактор.