Об эксперте: Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot central asia.
Потребители выбирают продукты и сервисы, которые предоставляют им самый цифровой, быстрый и бесшовный опыт для получения того или иного товара или услуги. В особенности это касается банковской сферы: по прогнозу red_mad_robot central asia, 2035 году 95% всех транзакций будет проходить полностью онлайн.
Скорость развития технологий, а вместе с ней и растущая цифровая грамотность населения определяют диджитал-контекст на ближайшие десять лет. Он актуален и для Казахстана:
- будут появляться новые бизнес-модели: границы между отраслями размываются — банки разрабатывают hardware-устройства («железо») и создают экосистемы, маркетплейсы запускают собственные банки, страховые компании создают сервисы заботы о здоровье;
- сохраняется дефицит digital-кадров: к 2025 году он может составить составит 17 млн специалистов;
- технологии развиваются как никогда быстро: инновации требуют от бизнеса быстрее учиться и перестраиваться;
- формирование бесшовного опыта — как основная ценность для современного потребителя
В 2020 году Казахстан вошел в топ-25 стран мира по легкости ведения бизнеса, а в 2022-м — в топ-30 стран мира по развитию E-Government.
Как меняется банкинг в Казахстане: ключевые тренды
Мобильные банки становятся экосистемами
Приложение банка — основная и самая эффективная платформа для внедрения новых сервисов. По данным исследования red_mad_robot central asia, 86% жителей Казахстана являются активными пользователями мобильных банков, а те, в свою очередь, ежедневно привлекают свыше 19 тыс. новых цифровых клиентов. Банки страны конкурируют между собой в создании сервисов (в том числе небанковских), объединенных в экосистему.
Например, первым казахстанским банком, создавшим собственный маркетплейс, стал Kaspi в 2014 году. Уже в 2017-м банк разработал мобильное приложение с картами городов, мессенджерами и возможностью перевода денег. А в 2020 году приобрел сервис Santufei — и вскоре занял 26% рынка продажи авиабилетов. В 2021 году многофункциональное приложение Kaspi по активности пользователей обошло Amazon и «Тинькофф», а доля маркетплейса в выручке компании выросла в 1,6 раза. Последовав примеру Kaspi, интернет-магазины открыли еще пять банков страны.
Банковских отделений становится меньше
Этот тренд логично вытекает из предыдущего: учитывая потребности клиентов, банки переходят на развитие цифровой инфраструктуры, сокращая офлайн-присутствие. И если в 2020 году у казахстанских банков было 1781 отделение, то в 2022 году их было уже 1517.
Цифровые карты набирают популярность
Физическую оболочку теряют не только сами банки, но и их продукты. По данным Евразийского банка, сегодня доля цифровых карт от общего числа карта в Казахстане составляет от 20 до 30%. Для сравнения, на конец мая 2021 года их доля была меньше 1%. Резкий рост связан с тем, что все больше платежей жители страны совершают онлайн.
Число финтех-стартапов растет
Яркий пример — казахстанско-российский сервис TypiPay, созданный в 2019 году. Это платежный сервис, который объединяет социальную сеть и финансовые операции: открытие виртуальной карты, переводы, оформление кредитов, оплата в общественном транспорте. При этом переводы внутри TypiPay бесплатны. А еще через приложение можно отправлять медиафайлы и совершать звонки, как через обычную соцсеть. TypiPay продолжит развитие: в конце 2022 года стартап получил $1 млн инвестиций.
Восходящие тренды: что набирает популярность и может стать триггером роста для компании
BaaS: банковские услуги как сервис
Технология BaaS (или Open Banking) состоит в том, что банки предоставляют доступ к своей инфраструктуре (API) другим компаниям. Те, в свою очередь, получают возможность встраивать банковские услуги в свои сервисы, например маркетплейсы предлагают пользователям купить продукт в кредит или рассрочку. Решение по заявке на кредит пользователь получает, не выходя из онлайн-магазина.
Внедрение BaaS демонстрирует отличную динамику по всему миру. Рынок каждый год растет на 15,7%, а Finastra прогнозирует, что банковское дело как услуга к 2030 году превратится в отрасль стоимостью $7 трлн.
Необанкинг
Банки, существующие исключительно в онлайн-пространстве, становятся все популярнее. На Западе это, например, Revolut и Robinhood, в странах СНГ — Тинькофф Банк, Модуль Банк, Точка Банк и другие. Необанки развиваются по другой финансовой модели: это «финтех-оболочки», которые дополняют обычные банки. У необанков нет физических отделений, они легче и быстрее коммуницируют с клиентами, могут быстрее меняться, потому что не привязаны к филиалам.
Первый такой проект в Казахстане — необанк Simply — запустил Beeline в июне 2021 года. В нем есть мобильный кошелек и первая в стране мобильная цифровая платежная карта Visa Platinum. Концепция необанка особенно актуальна для географии Казахстана: 41% населения проживает в регионах, отдаленных от ближайших банковских отделений.
Инвестиционные продукты
Интерес к ним в Казахстане находится на зачаточном этапе: из 100 человек только один инвестирует на фондовом рынке. Однако банки запускают удобные сервисы, призванные помочь начинающим инвесторам, и ожидают дальнейшего роста интереса к этой теме.
Свои инвестиционные продукты уже выпустили Jusan Bank, Halyk Bank, ForteBank, BCC и Freedom Finance.
Сервисы BNPL (buy-now-pay-later)
Это сервис или банковский продукт, который дает клиенту возможность купить товар или услугу в рассрочку, автоматически разделяя общую сумму на несколько равных платежей в момент покупки. Среди казахстанских банков BNPL-сервис запустил Kaspi.
Доля BNPL на мировом рынке потребительского кредитования оценивается в 2%. Однако сервисы показывают стремительный рост: согласно опросу McKinsey, 30% потребителей хотя бы раз использовали BPNL, 31% считают его адекватной заменой дебетовой карте или наличным, а 39% говорят, что выбрали BNPL вместо кредитки.
Что будет дальше
Развитие финтеха в Казахстане в целом соответствует общемировым тенденциям. Банки делают упор на партнерства с диджитал-компаниями и создание экосистем; сервисы становятся все более персонализированными и позволяют закрывать большее количество потребностей — финансовых и нефинансовых — в одном приложении.
От банковских сервисов можно ожидать расширения сегмента lifestyle-услуг и образовательных инициатив, позволяющих пользователям в доступной форме изучать различные аспекты взаимодействия с финансами (планирование бюджета, накопления, инвестиции).
Число финтех-стартапов на локальном рынке растет, а значит, стремительный рост рынка не заставит себя ждать.