Робот-психотерапевт: как технологии заботятся о нашем ментальном здоровье

Персонажи мультфильма «Город героев» Хиро Хамада и медицинский робот Бэймакс, в функционал которого входит в том числе и психологическая поддержка.
Персонажи мультфильма «Город героев» Хиро Хамада и медицинский робот Бэймакс, в функционал которого входит в том числе и психологическая поддержка. (Фото: Disney / YouTube)
Разбираемся, чем психологические чат-боты могут быть полезны человеку и могут ли заменить настоящих специалистов

Об эксперте: Игорь Павлов, кандидат психологических наук, методолог цифровых образовательных продуктов Smart Reading.

В Британии кто-то советуется с нейросетью ChatGPT по личным вопросам и принимает жизненно важные решения по ее подсказке. В Кении чат-бот Tess используется для оказания помощи женщинам в лечении послеродовой депрессии. А в России бот-тренер Фил учит подростков понимать эмоции и управлять ими.

Мой психотерапевт — робот

Первый бот-психотерапевт Элиза был создан в 1966 году Джозефом Вейценбаумом — исследователем из Массачусетского Технологического Университета.

Элиза представляла собой виртуального собеседника, имитируя специалиста с помощью простой техники перефразирования сообщений самого человека и шаблонных вопросов. В результате у клиента складывалось впечатление о том, что чат-бот ведет с ним осмысленную беседу.

Взаимодействие с Элизой происходило не через экран, а с помощью электронной печатной машинки, подключенной к удаленному компьютеру, и распечатанных на принтере ответов бота. Несмотря на это, у некоторых пользователей появилась эмоциональная привязанность к Элизе, они становились более открытыми и откровенными с ней.

Эксперимент с Элизой впервые показал, что между человеком и машиной может быть разговор на естественном людям языке. Но самое важное открытие состояло в том, что люди склонны самостоятельно приписывать смысл сообщениям чат-бота, принимая его за смысл, вкладываемый в текст машиной. Впоследствии этот феномен был назван «эффект Элизы».

Элиза не обладала искусственным интеллектом и представляла собой несложный по сегодняшним меркам алгоритм, однако создавала иллюзию полноценного диалога и для некоторых пользователей действительно имела определенный психотерапевтический эффект.

Современные обучаемые чат-боты гораздо умнее своей «прародительницы», что делает их еще более эффективными собеседниками и усиливает «эффект Элизы» в разы.

В начале 2023 года американский журнал The Wise опубликовал статью о том, как американская некоммерческая организация поддержки психологического здоровья Koko в порядке эксперимента заменила специалистов чат-ботом GPT, не уведомив клиентов. Чат-боту удалось «проконсультировать» примерно 4 тыс. человек. Клиенты более высоко оценили сообщения, полученные от чат-бота, чем сообщения, написанные специалистом. Но когда узнали, что беседовали с чат-ботом, оказались неудовлетворены и высказали критику в адрес компании. Люди высоко оценивают работу консультанта, если не знают, что общаются с искусственным интеллектом. И обесценивают этот опыт, когда понимают, что общались не с человеком.

Фото:Иван Звягин
Индустрия 4.0 Что такое ChatGPT и на что он способен: от кода до стихов и диалогов

На приеме у чат-бота

Рынок автоматизированных решений для психологического здоровья все еще достаточно молод. Несмотря на это, по оценке The New York Times уже в 2017 году насчитывалось около 10 тыс. WellTech-приложений, включая терапевтических, психологических и обучающих чат-ботов.

WellTech — технологии, поддерживающие людей в их стремлении к личным жизненным целям и счастью, помогающие сохранить или восстановить психологическое здоровье.

Терапевтический чат-бот — диалоговый инструмент на базе искусственного интеллекта, созданный для содействия психологам, психотерапевтам и медицинским работникам в улучшении самочувствия клиентов, страдающих ментальными расстройствами, психологическими травмами или стрессом.

Woebot

Англоязычный чат-бот, разработанный психологами Стэнфордского университета и доступный пользователям с 2017 года. Решает задачи психологической поддержки и предлагает несколько тем для диалога с человеком — достижение целей, управление эмоциями, отношения, позитивное мышление, стресс, осознанность и медитация, самооценка. В рамках каждой темы чат-бот проводит диалог-сессию продолжительностью от 2 до 20 минут.

Разработчики заявляют, что Woebot обучен понимать естественный язык человека, однако работа с ним напоминает следование заданному сценарию — большинство ответов чат-бот предлагает выбрать из предложенных вариантов, а не написать самостоятельно.

Диалоговая модель Woebot основывается на когнитивно-поведенческом подходе к психологическому здоровью. Исследования эффективности чат-бота показали, что работа с ним помогает молодым людям снизить симптомы депрессии. В настоящее время проводится изучение эффективности Woebot среди методов лечения послеродовой депрессии.

Wysa

Англоязычный чат-бот, созданный в Индии в 2015 году и представленный как платформа для психологического здоровья, основанная на искусственном интеллекте. Wysa предлагает для общения более 30 тем и более 100 упражнений для улучшения своего психологического благополучия. Каждое упражнение в среднем занимает от 2 до 10 минут.

Техники, которые используются в приложении, имеют научное обоснование — Wysa показывает ссылки на научные статьи и объясняет простым языком их смысл. При необходимости внутри приложения можно связаться со специалистом и получить психотерапевтическую помощь. Однако независимый экспертный ресурс Choosing Therapy делает вывод, что работа в приложении похожа не на психотерапию, а скорее на коучинг по психологическому здоровью.

В 2020 году правительство Сингапура предоставило гражданам бесплатный доступ ко всем инструментам чат-бота, чтобы помочь обществу справиться с психологическими последствиями пандемии.

Фото:Freepik
Экономика образования Сетевые игры и чат-боты: 5 техник для повышения мотивации к обучению

«Фил» и «Эби»

Чат-боты от российской компании Smart Reading для подростков и молодых людей помогают развить эмоциональный интеллект и навыки целеполагания. В создании и тестировании чат-ботов принимали участие психологи, авторы подростковой литературы и потенциальные пользователи.

«Фил» и «Эби» работают по сценариям, разработанным экспертами, и не используют самообучающийся искусственный интеллект. Но имеют продуманные характеры, индивидуальные стили общения, опираются на методику диалогового обучения и принципы мобильного микрообучения.

Разговорная модель чат-бота по эмоциональному интеллекту «Фил» также основывается на принципах когнитивно-поведенческой психотерапии и может давать определенный терапевтический эффект в плане лучшего понимания и регуляции своего эмоционального состояния.

Оба бота появились на рынке в конце 2022 года и за это время их опробовали в работе около 2 тыс. людей разных возрастов. «Фил» и «Эби» получили высокую оценку у опрошенных компанией педагогов и детских психологов. Чат-боты работают внутри Телеграма и не требуют установки дополнительных приложений.

Человек или бот?

Чат-боты могут частично замещать специалиста, решая задачи:

  • базовой или «низкоуровневой» психологической поддержки;
  • сопровождения в личностном развитии;
  • обучения психологической грамотности;
  • первичной диагностики и перенаправления к специалисту.

Некоторые из этих задач решает и популярная психологическая литература. Автор The New York Times и антрополог Барклай Брэм, описывая личный опыт взаимодействия с Woebot, сравнивает это с чтением хорошей книги. Разработчики Woebot и сами предлагают воспринимать его как книгу, которая со временем становится для вас персонализированной.

Однако чат-боты — это не просто электронные интерактивные книги. Они вовлекают человека в непосредственный диалог, — а это более активная форма осмысления информации, приближенная к реальному обучению или психологическому консультированию.

Чат-боты, конечно, не заменят полностью специалиста там, где требуется более углубленная проработка психологических проблем или преодоление психологических кризисов. И хотя внешне диалог с чат-ботом и диалог со специалистом могут быть похожими, с психологической точки зрения между ними есть различия.

Коммуникация со специалистом отличается:

  • Эмпатией — способностью психолога понимать и отражать переживания клиента, в том числе неозвученные им. Хотя в психологии нет единой концепции эмпатии, исследователи сходятся на том, что в ее основе лежат когнитивные и эмоциональные механизмы человеческого сознания.
  • Переносом и контрпереносом — психологическими механизмами межличностных отношений, которые психоаналитически ориентированный специалист может использовать в терапевтических целях.
  • Осмысленной обратной связью, которую терапевт дает клиенту в процессе консультирования или терапии, опираясь на свои наблюдения за вербальными и невербальными проявлениями и на анализ поведенческих паттернов.
  • Выходом за рамки исключительно вербального взаимодействия, когда специалист и клиент могут использовать для коммуникации невербальные сигналы, предметы, символы и творческую деятельность.
  • Ответственностью специалиста перед клиентом и конфиденциальностью, что, скорее всего, не может полностью гарантировать сейчас ни один чат-бот, сохраняющий данные пользователя.

Важно и то, что коммуникация клиента со специалистом выстраивается на основе принятых в конкретной культуре социальных и этических норм. Клиент учится в этих отношениях быть открытым и доверять специалисту. Но остается в определенных коммуникативных границах, обычно не позволяя себя проявлять, например, агрессию или флирт.

В диалоге с чат-ботом человек может выходить за эти границы, используя неадаптивные или асоциальные формы коммуникации и действуя импульсивно, не получая при этом обратной связи и здорового противодействия.

Бывает и так, что клиент эмоционально привязывается к психотерапевту или становится зависимым от него. В этом случае грамотный специалист помогает клиенту осознать эту привязанность и преодолеть зависимость. Люди склонны привязываться и к антропоморфным чат-ботам, становиться зависимыми от них, но не получают помощь в преодолении этой зависимости внутри самого чат-бота.

Лучше всего чат-ботам удается воспроизвести модель когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ). Этот подход изначально задумывался создателями как система методик, достаточно автономных от личности специалиста.

Чат-бот — тоже вариант

У чат-ботов могут быть и преимущества в сравнении со специалистом-человеком. Некоторым людям легче раскрыться перед чат-ботом, чем перед другим человеком, не испытывая страх оценки и отвержения. Чат-бот работает 24/7 и всегда на связи в отличие от специалиста. Для многих это единственная доступная форма получения поддержки и обучения психологической грамотности.

Общение с чат-ботом скорее похоже на переписку с психологом или коучем, чем на полноценную сессию. Но иногда и этого может быть достаточно для достижения позитивного результата. Во всяком случае, клинические исследования показывают, что терапевтические чат-боты способны уменьшить симптомы депрессии и тревоги.

Психологическая помощь, оказываемая машиной, а не человеком, не должна оцениваться как менее или более полезная, приходят к выводу исследователи Федерального университета Рио-де-Жанейро. Гораздо важнее выяснить и установить пределы такой помощи, а не обесценивать или, наоборот, идеализировать ее.

Фото:Pixabay
Индустрия 4.0 Идея для продвинутых: как заработать на чат-боте

Как выбрать помогающий чат-бот

Чат-боты могут стать действительно полезными ресурсами для тех, кто хочет повысить психологическую грамотность, развить «мягкие навыки» или получить быструю и автоматизированную психологическую поддержку. Но к выбору чат-бота, как и хорошего специалиста, важно подходить осознанно и в меру критично.

  1. Сформулируйте личные задачи, которые хотите решить с помощью с психологического чат-бота. Развитие эмоционального интеллекта, навыков целеполагания или других «soft skills». Получение простой психологической поддержки во время стресса или неприятных переживаний. Повышение уровня психологической грамотности в определенной теме.
  2. Определите ожидания от взаимодействия с чат-ботом. Работая с психологом, многие клиенты ожидают, что он решит проблемы при минимальной активности с их собственной стороны. Похожие ожидания могут быть и от чат-бота. В этом случае рассчитывать на быстрый и ощутимый результат не стоит.
  3. Выбирая чат-бот, найдите информацию о его разработчиках. Что это за организация? Какие цели она перед собой ставит? Принимали ли участие в создании и обучении чат-бота специалисты в области психологического здоровья? Есть смысл поискать публикации о чат-боте в авторитетных СМИ и исследования его результативности, если они были проведены.
  4. Осмысленно воспринимайте любую информацию, которую получаете от чат-бота. Обучаемые чат-боты на основе языковых моделей грациозно оперируют словами без понимания их смысла и подтекста. Сценарные чат-боты, написанные специалистами, ведут себя менее «человечно» и ограничены рамками заданного алгоритма, но предоставляют контент, созданный или отобранный экспертами, а значит, — осмысленный специалистами.
  5. Не пренебрегайте консультацией с человеком-специалистом, если чувствуете серьезные коммуникативные трудности, глубокие эмоциональные проблемы, переживаете психологический кризис или имеете ментальное расстройство. Заниматься самолечением в области психологического здоровья также может быть рискованным, как и в случае со здоровьем телесным.
Обновлено 20.02.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть